Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

 

 

 

 

2 апреля

Эмиль Золя

170 лет со дня рождения французского писателя

(1840-1902)

Первые литературные выступления Золя относятся к 1860-м гг. — «Сказки к Нинон», «Исповедь Клода», «Завет умершей», «Марсельские тайны».

Главное литературное достижение Золя - двадцать томов цикла «Ругон-Маккары». Золя дает полное, непосредственное, органическое, во всех своих элементах жизненное раскрытие бытия мелкой буржуазии. Золя стал первым романистом, создавшим серию книг о членах одной семьи.

В романе «Страница любви» дано идиллическое изображение мелкобуржуазной среды с сохранением реальных бытовых пропорций. В «Мечте» реальная мотивировка уже устранена, дается идиллия в обнаженной фантастической форме.

Нечто подобное встречается и в романе «Преступление аббата Муре» с его фантастическим Параду и фантастической Альбиной.

Два романа о рабочем классе«Западня» и «Жерминаль». Эти романы можно назвать романами о «классовом соседстве». Золя сам предупреждал, что его романы о рабочих имеют своей целью упорядочение, усовершенствование системы отношений буржуазного общества.

Бытие этой социальной группы в произведениях Золя полно величайшего трагизма. Все здесь охвачено смятением, все стоит под знаком неотвратимости рока. Пессимизм романов находит выражение в их своеобразном, «катастрофическом» строении. Всегда противоречие разрешается так, что трагическая гибель является необходимостью.

Это трагическое осознание действительности очень специфично для Золя — здесь лежит характерная особенность его стиля. Вместе с этим возникает отношение к мещанскому миру, которое можно назвать сентиментализирующим.

В романе «Деньги» биржа возникает как нечто противоположное деградирующей мелкой буржуазии, в «Дамском счастье» - грандиозный универсальный магазин раскрывается как утверждение новой действительности. Здесь властвуют вещи, человеческие переживания оттеснены проблемами хозяйствования и организации, с совершенно новыми материями обращается художник — его искусство освобождается от сентиментализма.

В романе «Дамское счастье» дано столкновение двух сущностей — мещанской и капиталистической. На костях разоряющихся мелких лавочников возникает огромное капиталистическое предприятие — весь ход конфликта представлен так, что «справедливость» остается на стороне теснимых. Они побеждены в борьбе, уничтожены фактически, но морально они торжествуют.

Незаконченная серия «Евангелий» («Плодовитость», «Труд», «Справедливость») выражает новый этап в творчестве Золя. Реформизм становится здесь всё более захватывающей, господствующей стихией. В «Плодовитости» создается утопия о планомерном воспроизводстве человечества, это евангелие превращается в патетическую демонстрацию против падения рождаемости во Франции.

В промежутке между сериями — «Ругон-Маккары» и «Евангелия» — Золя написал свою антиклерикальную трилогию «Города»: «Лурд», «Рим», «Париж». Драма аббата Пьера Фромана, ищущего справедливости, дана как момент критики капиталистического мира, открывающей возможность примирения с ним. Сыновья мятущегося аббата, снявшего рясу, выступают как евангелисты реформистского обновления.

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/3/3c/1004570.htm

http://www.c-cafe.ru/days/bio/1/017.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BE%D0%BB%D1%8F

Каталог выставки

 

 

 

3 апреля

юрий маркович нагибин

90 лет со дня рождения писателя

(1920-1994)

Участник Великой Отечественной войны. Незадолго до войны успел опубликовать в журнале свои первые рассказы «Двойная ошибка» и «Кнут».

Авторская известность приходит к Нагибину в начале 1950-х. Рассказы «Трубка», «Зимний дуб», «Комаров», «Четунов», «Ночной гость» оказались «добро замеченными читателями». Рассказы «Хазарский орнамент» и «Свет в окне» вызвали гневный окрик в партийной печати. Как отмечает Юрий Кувалдин, «ему постоянно приходилось балансировать на грани диссидентства и правоверности».

Большинство рассказов Нагибина, объединенные общей темой, «сквозными» героями и образом повествующего, складываются в циклы – военный, «охотничий», историко-биографический, цикл путевых рассказов. Долгие годы автор рассматривался преимущественно как новеллист.

Для военных рассказов характерен поиск собственной индивидуальной авторской манеры. Среди лучших из них – «На Хортице», «Связист Васильев», «Переводчик», «Ваганов». Военный материал был также использован в повестях «Путь на передний край», «Павлик», «Далеко от войны».

За десятилетие с 1954 по 1964 сложился «Охотничий» цикл более чем из 20 рассказов. Своим рождением они обязаны пейзажам Мещеры и окрестностей Плещеева озера. В них заметно влияние классической литературной традиции, восходящей к тургеневским «Запискам охотника». Нагибин здесь – тонкий художник природного мира и испытатель человеческих характеров в природной среде. При этом во взаимоотношениях человека и природы рассматривается как социально-нравственная, так и экологическая стороны.

Повесть «Страницы жизни Трубникова» стала исторически самым «звездным» часом Нагибина. Именно эта повесть послужила сценарной основой для поставленного режиссером Алексеем Салтыковым фильма «Председатель».

В сценарном активе Нагибина более 30 фильмов – «Бабье царство», «Девочка и эхо», «Самый медленный поезд», «Чайковский», «Красная палатка» и др.

Писатель Нагибин не ограничился «деревенской» и «производственной» темами. Появляются вполне «городские» автобиографические циклы, составившие книги «Чистые пруды», «Книгу детства» и «Переулки моего детства». Не только фоном, но и своеобразным «героем» цикла становится образ самой Москвы с ее городским бытом и нравами.

В 1970-е его привлекает тема творчества как такового на современном и историко-культурном материале в цикле «Вечные спутники». «Героями» таких художественных «микроэпопей» стали протопоп Аввакум, Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Чайковский, Рахманинов, И.Анненский и другие великие личности.

Светлую, с легкими ностальгическими мотивами прозу Нагибина в начале 1980-х сменила трагическая напряженность, большая злободневность и острота. Неожиданностью стали его сатира с фарсом и пародией. «Рассказы синего лягушонка» – это исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая осталась у него от былой человеческой жизни (тогда как любимая превратилась в постчеловеческом бытии в грациозную косулю).

В последние годы жизни показал самые «потаенные» страницы своей биографии. Воссоздал историю жизни отца и своего отношения к нему – «Встань и иди», вспомнил первую любовь – «Дафнис и Хлоя эпохи культа личности, волюнтаризма и застоя», описал роман с тещей – «Моя золотая теща», оставил крайне пессимистическую повесть-завещание «Тьма в конце туннеля». Посмертно опубликованный «Дневник»  полон крайней откровенностью и однозначно нелицеприятными оценками своего окружения.

Юрий Маркович Нагибин

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/N/NAGIBIN_Yuriy_Markovich/_Nagibin_Yu._M..html

 

 

 

 

4 апреля

юрий павлович герман

100 лет со дня рождения писателя

(1910-1967)

Автор романов и повестей — «Рафаэль из парикмахерской», «Вступление», «Бедный Генрих», «Наши знакомые», «Один год», серии рассказов о Ф. Э. Дзержинском, киносценариев — «Семеро смелых» (совместно с С. А. Герасимовым), «Доктор Калюжный», «Пирогов», «Дело Румянцева» (совместно с И. Е. Хейфицем), «Верьте мне, люди!» и др., нескольких пьес.

В годы Великой Отечественной войны Герман — военный корреспондент: создал ряд повестей: «Далеко на Севере», «Студёное море» и др.

В послевоенные годы были написаны повесть «Подполковник медицинской службы», исторический роман «Россия молодая», документальная повесть «Операция «С Новым годом!»», повести «Начало» и «Буцефал».

Основные произведения 60-х гг. — роман-трилогия «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за всё» — посвящено духовному формированию нашего современника, человека высокой идейности и гражданской активности. Постоянный интерес к актуальным проблемам современности, стремление через бытовые подробности раскрыть значительное в повседневном его проявлении, мастерство сюжетного построения — особенности дарования Германа. Его книги переведены на многие иностранные языки.

http://bse.sci-lib.com/article009798.html

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/yu_german/

 

 

 

 

 

5 апреля

артур хейли

90 лет со д, ня рождения американского писателя

(1920-1991)

С конца 1950-х годов пишет остросюжетные романы, пользующиеся популярностью, во многих странах мира. Наиболее удавшиеся книги Хейли отличает стремление к многоплановости изображения, попытка сочетать занимательность с обсуждением социальных вопросов, чаще всего не связанных со сколько-нибудь серьезной критикой буржуазной реальности. В «Окончательном диагнозе» и «Сильном лекарстве» такой проблемой являются недостатки американского здравоохранения, в «Отеле» и «Колесах» – расовая дискриминация, в «Менялах» и «Перегрузке» – проявление экономического и в особенности энергетического кризиса, в «Аэропорте» – противоречия технического прогресса и рост преступности.

Балансируя на грани между «серьезной» и «массовой» литературой, романы Хейли не претендуют на основательность психологического анализа и на глубокое проникновение в суть воспроизводимых конфликтов. Многое в этих книгах вытекает из практики журналистского репортажа и, с другой стороны, является откликом на усилившийся с середины 1960-х годов интерес к документально-публицистическому жанру. Беллетризация, опирающаяся на доскональное изучение объекта изображения, – определяющая черта манеры прозаика. Точно рассчитав композицию очередного романа, умело манипулируя сюжетными нитями, Хейли демонстрирует, как правило, способности незаурядного, хотя и поверхностного, рассказчика.

С середины 1970-х годов, в тесной связи с общим усилением в США консервативных настроени,, й, произведения Хейли приобретают более выраженную, чем прежде, консервативную идеологическую окраску. С обращением в «Менялах» и «Перегрузке» к коренным проблемам социально-экономической организации буржуазного общества еще более наглядно выявились конформистские по своей сути воззрения писателя.

http://resheto.ru/speaking/news/news3993.php

http://www.modernlib.ru/books/heyli_artur/

 

 

 

 

14 апреля

денис иванович фонвизин

265 лет со дня рождения писателя, драматурга

(1745-1792)

На литературном поприще дебютировал как переводчик: перевел с немецкого сборник популярного в Европе датского писателя Людвига Гольберга «Басни нравоучительные». Несколько мелких переводов Фонвизина появились в университетских изданиях в 1761–1762. Тогда же он начал переводить пространный, в четырех томах авантюрно-дидактический роман аббата Жана Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского, из таинственных свидетельств древнего Египта взятая».

В этом духе Фонвизин и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в ней происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Корион, однако, был лишь пробой пера Фонвизина-драматурга.

Самобытным и новаторским произведением стала его комедия «Бригадир». Это первая в русской литературе «комедия нравов», в отличие от господствовавшей ранее сатирической «комедии характеров», когда на сцену выводились персонифицированные пороки («скупость», «бахвальство» и т.п.). В «Бригадире» пороки, особенности речи и поведения действующих лиц социально обусловлены. Достигается это с помощью «словесных масок». «Говорение» в комедии преобладает над «действием»: на сцене пьют чай, играют в карты, обсуждают, какие книги потребны для воспитания, и т.п. Герои постоянно «проговариваются» о себе. Объяснения в любви не достигают своей цели в силу того, что говорят они, по существу, на разных языках, т.е. возникает «диалог глухих».

Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф»: это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.

Славу и всеобщее признание Фонвизину доставила комедия «Недоросль». Это «комедия нравов», живописующая домашний быт дикой и темной семьи провинциальных помещиков. В центре комедии – образ госпожи Простаковой, самодурки и деспота в собственной семье и тем более среди своих крестьян. Ее жестокость в обращении с окружающими компенсируется неразумной и пылкой нежностью к сыну Митрофанушке, который благодаря такому материнскому воспитанию растет избалованным, грубым, невежественным и совершенно непригодным к какому-либо делу. Противопоставленные ей и ее родственникам Стародум, Правдин, Софья и Милон считают, что вольность дворянина заключается в праве учиться, а затем служить обществу своими умом и знаниями, что и оправдывает благородство дворянского звания.

Денис Иванович Фонвизин

http://www.fonvisin.net.ru/lib/sa/author/100002

http://www.repetitor.org/materials/fonvizin2.html

 

 

 

 

 

18 апреля

натан яковлевич эйдельман

80 лет со дня рождения писателя, историка, литературоведа

(1930-1989)

Начал печататься в 1960, проявляя особый интерес к общественным и культурным движениям России XVIII—XIX вв. Одним из главных направлений научной деятельности Эйдельмана была история движения декабристов. Наиболее известная книга Эйдельмана «Лунин» вышла в серии «Жизнь замечательных людей». Декабристам были посвящены также книги Эйдельмана «Апостол Сергей. Повесть о Сергее Муравьеве-Апостоле» и «Первый декабрист». Эйдельмана интересовали проблемы взаимодействия истории и литературы в России, поиски прототипов героев литературных произведений: «Пушкин и декабристы», «Обреченный отряд». Книги Эйдельмана сразу же стали заметным явлением культурной жизни столицы 60—80-х гг., предметом многочисленных дискуссий, в том числе с участием самого автора.

Натан Яковлевич Эйдельман

http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM

 

 

 

 

 

 

 

23 апреля

николай герасимович помяловский

175 лет со дня рождения писателя

(1835-1863)

Один из первых и наиболее значительных писателей радикальной мелкой буржуазии 60-х годов. Творчество Помяловского было полемично по отношению к литературе господствующего класса.

Автор «Очерков бурсы», очерка «Вукол», повестей «Мещанское счастье» и «Молотов», «Поречане» (неокончена), романа «Брат и сестра». Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского  характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского —разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью.

В «Очерках бурсы» Помяловский остро поставил проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм — черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни в условиях самодержавия и деспотизма. Помяловский — убеждённый реалист, продолжатель традиций Н. В. Гоголя и натуральной школы; художественная практика роднит его с группой молодых писателей 60-х гг. — В. А. Слепцовым, Н. В. Успенским, Ф. М. Решетниковым.

М. Горький видел в Помяловском талантливого писателя-гражданина, обличителя мещанства.

http://www.slovo.ws/bio/rus/Pomyalovski_Nikolai_Gerasimovich/04.html

Николай Герасимович Помяловский

 

 

 

  
 
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ