Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2014 г. Апрель

 

1 апреля

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ

205 лет со дня рождения писателя

(1809-1852)

 

Николай Васильевич Гоголь – русский писатель, драматург, публицист, критик, классик мировой литературы.

Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывает не одно поколение исследователей. В 1829 году он издает под псевдонимом В. Алова свое первое произведение – романтическую идиллию «Ганц Кюхельгартен», герою которой приданы идеальные мечты и стремления.

Настоящую славу Гоголю приносят «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) – действительная поэма в прозе об украинской жизни и природе, наполненная мистическими народными поверьями, основанная на украинском народном творчестве – песнях, сказках, обычаях, а также на личных впечатлениях самого автора. Гоголь открыл русскому читателю удивительный мир народной жизни, проникнутый романтикой народных преданий и традиций, веселым лиризмом и задорным юмором. Веселость гоголевской книги обнаруживает различные оттенки – от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы.

Повесть «Женщина» (1831 г.) стала первым произведением, подписанным настоящей фамилией автора. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (1833 - 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя, закрепив и углубив ту тенденцию, которая наметилась еще в «Вечерах». Стремление к «обыкновенном» означало перемену в предмете изображения: вместо сильных и резких характеров – пошлость и безликость обывателей, вместо поэтических и глубоких чувств – вялотекущие, почти рефлекторные движения. В повестях же из петербургской жизни призрачной становилась сама «обыкновенная» жизнь. «Миргород» обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик – пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств – вялотекущие, почти рефлекторные движения. Контрастом по отношению к и провинциальному и столичному миру выступала повесть «Тарас Бульба», запечатлевшая тот момент национального прошлого, когда народ, защищая свою суверенность, действовал цельно, сообща и притом как сила, определяющая характер общеевропейской истории. В основу замысла «Тараса Бульбы» легло изучение трудов по истории Украины. Мир же «петербургских повестей» из «Арабесок» – это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой. Верх гоголевской фантастики – «петербургская повесть» «Нос» (1836 г.), чрезвычайно смелый гротеск, предвосхитивший некоторые тенденции искусства ХХ в. В 1836 г. были также опубликованы повесть «Коляска», драматическая сцена «Утро делового человека», несколько рецензий и статей.

Работая над повестями, Гоголь пробовал свои силы и в драматургии. Театр представлялся ему великой силой, имеющей исключительное значение в общественном воспитании. Гротескное начало «петербургских повестей» получило развитие в комедии «Ревизор» (1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В «Ревизоре» гоголевское обобщение достигает наивысшей степени, сборный город как бы имитирует жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом.

Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы.

В поэме-романе «Похождения Чичикова, или Мертвые души» (1842), сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему Пушкиным, сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития действия русская жизнь должна была раскрыться многообразно. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятия «мертвая душа». Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим — общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества.

В 1847 г. в Петербурге были опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями»: Гоголь переходил к изложению своих главных идей – сомнение в действенной, учительской функции художественной литературы, необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работал и над трудами теологического характера, самый значительный из которых «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857 г.).

Гоголь – начало новой эпохи в художественном сознании России ХIХ века. Он оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы, первостепенное значение имели социальные мотивы, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Он один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства.

 

http://www.licey.net/lit/gogol/bio

http://www.ngogol.ru/bio/

http://www.kostyor.ru/biography/?n=39

Николай Гоголь        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

4 апреля

АЛЕКСАНДР АФИНОГЕНОВ

110 лет со дня рождения драматурга

(1904-1941)

 

Александр Николаевич Афиногенов - русский советский драматург, публицист, теоретик драмы.

Как литератор начал со стихов и поэмы «Город». Первая пьеса «Роберт Тим» (1923) – об английских «луддитах», разрушителях машин, – сразу выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах - «По ту сторону щели» (1926) по Дж.Лондону, «На переломе» (1927), «Гляди в оба» (1927) и «Малиновое варенье» (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (борьба со шпионажем, «обуржуазиванием»). На ранних пьесах Афиногенова сказалось влияние эстетики Пролеткульта: агитационный характер, упрощенность и схематичность характеров героев. Освобождение от схематизма заметно в пьесе «Волчья тропа» (1928). «Чудак» (1928 год), отличающаяся реалистической и психологической разработанностью, сатирически изображает бюрократизм, протекционизм, антисемитизм, - одна из первых советских пьес, посвященных передовикам социалистического строительства и борьбе с бюрократизмом и карьеризмом. Лирическая тональность и психологический подтекст пьесы «Чудак» свидетельствовали о приверженности ее автора к чеховской традиции русской драматургии.

Следующая пьеса Афиногенова — «Страх» (1931), критически освещавшая проблему введения старой интеллигенции в новую систему, обретала в силу этого поразительную актуальность. Пьеса отличалась остротой проблематики, драматизмом конфликта, тонкостью психологического анализа. Своеобразным продолжением «Страха» явилась пьеса «Ложь» (1933), тонко отразившая атмосферу постоянной «маскировки» людей 1930-х годов, когда приходилось скрывать происхождение, родственные связи, взгляды. Эта самая критическая пьеса Афиногенова показывает, какие последствия для всей системы имела вынужденная ложь низовых партийных работников. Вместе с тем проблема лжи поставлена у Афиногенова гораздо шире: он разглядел в общественной жизни и прежде всего в партийной среде симптомы опасного явления — клеветы, посредством которой рушатся репутации, человеческие судьбы, совершаются служебные карьеры и т.д.

Настоящую полноту творческого дыхания Афиногенов обрел в драме «Далекое» (1935), где обнаружилось присущее ему сочетание публицистичности и лиризма, социально-философской мысли и тонкого психологизма. Идея пьесы внутренне полемична: жизнь обычного железнодорожного разъезда не менее значительна и интересна, чем славные и всенародно известные дела стахановцев и строителей Магнитки, спасателей челюскинцев и покорителей стратосферы. В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы, где физическая смерть трактуется как неизбежное условие духовного обновления.

Пафосом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса «Салют, Испания!» (1936), в которой Афиногенов сделал неожиданный поворот к жанру героико-романтической драмы. Несмотря на ее бурный сценический успех, она не выходит за рамки оперативного отклика на актуальные международные события. Драма «Мать своих детей» (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений.

Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова – «Машенька» (1940), вносящая «диккенсовскую» струю в отечественную драматургию, рассказывает о развитии человечности в человеке. В этой пьесе, оказавшей влияние на последующих драматургов, проявились типичные для драмы Афиногенова признаки структуры: действие в кругу семьи, замкнутость в тесном пространстве, а временами и косвенный диалог, продолжающий традицию А.П. Чехова.

В сентябре 1941 года закончил пьесу "Накануне" — о борьбе советского народа против фашистских захватчиков. Пьеса, написанная уже в дни войны, выражала уверенность в неизбежной победе – следуя не только официальной пропаганде и искреннему настрою тогдашнего общества, но и собственному глубинному оптимизму драматурга, неизменно разрешающему в гуманном ключе острые конфликты.

Афиногенов выступал также как теоретик драмы и театральный критик, внёс значительный вклад в разработку современной темы в драматургии, в развитие жанра психологической драмы и лирической комедии. Отвергая поначалу академическую театральную школу во имя «нового» искусства в духе Пролеткульта, он постепенно приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психологизмом и социальным критицизмом (прежде всего А.П.Чехова). В 1931 Афиногенов выпустил книгу «Творческий метод театра». Эта книга, наряду с дневниками и записными книжками писателя, отразила его внутреннюю потребность осмыслить пройденный путь, самоопределиться.

Афиногенов сознательно противопоставлял свою традиционную, психологически-реалистическую драму «новому» типу драмы, расчлененной на ряд сцен, с множеством действующих лиц (народные массы), с отказом от изображения частных судеб во имя изображения социальных явлений. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся «типажность» обеспечили им долговременную сценическую жизнь.

 

http://hrono.ru/biograf/bio_a/afinogenovan.php

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/AFINOGENOV_ALEKSANDR_NIKOLAEVICH.html

Александр Афиногенов              //Википедия: Свободная энциклопедия

 

7 апреля

ГАБРИЭЛА МИСТРАЛЬ

125 лет со дня рождения чилийской поэтессы

(1889–1957)

 

Габриэла Мистраль (наст. имя Лусила Годой Алькайяга) – чилийская поэтесса, просветительница, дипломат, борец за права женщин, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Первые стихи опубликовала в 1903 г. Личная драма, пережитая Мистраль, вдохновила ее на создание трагических «Сонетов смерти» (1914). Книга стихов «Отчаяние» (1922) выразила сокровенные чувства поэтессы. Всю ее прохватывает щемящая боль, которая, как нервная нить, на которую нанизываются чувства и мысли, соединяет тематически весь сборник. Обжигающие, слишком пессимистичные строчки, собранные под одной обложкой, производят впечатление стресса. В мире высоко оценили этот сборник. Критики утверждали, что на этих стихах лежит печать вечности. В заглавие сборника вынесено название одного из включенных в него стихотворений, где описывается безлюдный пейзаж – только ветер и густой туман, символизирующие интеллектуальное и духовное смятение. Темы скорби, тоски, отчаяния сочетаются с любовью к деревенскому пейзажу и деревенским детям, с пониманием высокой миссии учителя в обществе. Поэтический язык прост, почти примитивен. Второй сборник стихов Мистраль, «Нежность» (1924), также имел большой успех. Во многих стихотворениях этого сборника поэтесса не скрывает своего горя женщины, не испытавшей радости материнства. Но здесь уже ощутим выход в мир людей – звучит тема судьбы отдельного человека и братства людей.

В 1938 г. выходит сборник резко антифашистских по духу стихов «Рубка леса», пронизанных глубоким сочувствием и печалью о трагической судьбе народа Испании, пострадавшего в гражданской войне. Этот сборник свидетельствует о расширении диапазона ее поэзии: исповедь мятущейся души вбирает в себя чувства миллионов простых людей. В 1954 г. году вышла в свет последняя книга Габриэлы Мистраль «Давильня», в основном посвященную самоубийству семьи Цвейгов и своего племянника. Ссылка и возвращение, траур и возрождение, вот темы, которые проходят через всю ее жизнь, и только вера, по мысли поэтессы, может принести спасение.

В 1945 году Габриэле Мистраль вручают Нобелевскую премию «за поэзию истинного чувства, сделавшую её имя символом идеалистического устремления для всей Латинской Америки». В мире известны не только стихи Мистраль, но и пацифистские речи и статьи. Ее педагогические идеи нашли отражение в прозаической «Молитвы учительницы».

Творчество Мистраль совершенно оригинально, оно обладает своим собственным голосом. Ее поэзия возвышает читателя благородством мысли, высокими идеалами, искренним сочувствием ко всему слабому, страдающему, умирающему. В основном ее стихи просты и естественны, в них нет выспренности, цветистости. Поэзии Мистраль присущи элементы пантеизма и анимизма, идущие от индейского восприятия мира. В ее стихах образы Библии, индейской и классической древности соседствуют с современными и новаторскими; слова, которые в словарях называются поэтическими или устаревшими, - со словами обиходными, разговорными, нарочито прозаическими. Габриэла, что вообще характерно для испанской поэтической культуры, поворачивается спиной к изысканности, намеренно избегает плавности, предпочитает резкие, грубые штрихи. Индейская кровь Мистраль делает её поэзию таинственной, закрытой для тех, кто воспитан в европейской культуре. Одной из первых на континенте Мистраль сделала достоянием поэзии мироощущения индейцев, соединив традиции испанского стихотворения с первобытно свежей анимистической образностью. Одной из основных тем творчества Габриэлы Мистраль стала тема материнства. Никогда не имея ни семьи, ни детей, Габриэла была на родине «матерью всех детей», а ее колыбельные стали классическими.

 

http://www.bibliotekar.ru/pisateli/83.htm

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1122

http://biopeoples.ru/women/718-gabrijela-mistral.html

 

13 апреля

ШЭЙМАС ХИНИ

75 лет со дня рождения ирландского поэта

(1939 – 2013)

 

Шэймас Джастин Хини - ирландский писатель, поэт, переводчик и преподаватель.

Его первая небольшая книга, «Одиннадцать стихотворений», была издана в ноябре 1965. В 1966 году вышел его первый полноформатный сборник «Смерть натуралиста». За ним последовали «Дверь во тьму»(1969) и «Зимовье» (1972), в которых преобладают безрадостные темы земли и смерти, а также тема верности земле и тем, кто на ней трудится. В сборнике «Север» (1975) он обратился к кровавой истории Ирландии, а затем напрямую связал ее со злобой дня и личным опытом в «Полевых работах» (1979). Постоянные темы поэзии Хини – поглощение кельтской культуры английской культурой, конфликт католичества и практичного деревенского скептицизма, соотнесенность местной литературной традиции с европейской и загадка непостижимого ирландского гения. Они предельно сгущены в его шедевре, главной поэме сборника «Остров покаяния» (1984). Обращение к вечным ирландским проблемам в стихах сборника «Фонарь боярышника» (1987) не исключает постоянного внимания Хини к темам, близким его душе: обращения к сути поэзии, языку, деревенскому детству, быту, простым, насущным заботам; нередки в его поэзии стихи-обращения к матери. В цикле «Видения» (1991) поэт ищет умершего отца в своем прошлом и в мире призраков. В поэтическом сборнике Хини «Электрический свет» (2001) переживание разлома, кризиса создает в душе поэта напряжение, ощущение внутренней двойственности, что наложило особый отпечаток на трактовку Хини «вечных» тем – таинства творчества, долга поэта, его роли в обществе. Тема истории, столь болезненная для ирландского писателя, соединилась в его стихах с темой насилия, немало стихотворений Хини пронизано «памятью о пролитой кров». Память поэта – хранилище исторической памяти; эта тема проходит через все сборники стихов Хини, постоянно углубляясь.

Шеймус Хини написал и издал 12 книг, став не только у себя на родине явлением необыкновенным, но и во всей англоязычной литературе, благодаря  образной яркости стиля, который  смог предельно достоверно выразить трагедию ирландского народа. Хини берет мифологические образы из глубокого средневековья и переплетает их с реалиями истории своей родины. Кроме ирландской поэтической традиции Хини опирается на английскую философскую лирику, особенно XVI и XVII веков: его стихи насыщены цитатами и аллюзиями из высказываний поэтов той эпохи. А также Данте, которого Хини не только переводит, но и постоянно «прилагает» к себе, как, например, в поэме «Остров покаяния», написанной терцинами. В литературную сферу Хини входит также поэзия русская и вообще восточноевропейская.

Шеймус Хини занимался не только  поэзией, но и драматургией, переводами древних текстов, эссе, литературными исследованиями. Среди его трудов есть чрезвычайно популярный перевод старинной англо-саксонской  эпической поэмы «Беовульф» (2000). Древние и непонятные стихи, под пером Хини стали живым текстом. Острые критические статьи и эссе Хини собраны в книгах «Размышления» (1980), «Предпочтения» (1980), «Единоначалие речи» (1986), «Поэзия–возместительница» (1995). В лекции «Назначение поэзии» (1988) Хини признает неизбежность связи поэзии и исторической действительности – преимущественно в символико–мифологической форме. Вектор поэзии Хини: от внешнего мира – к постижению его глубинного смысла, от житейских дел к тайнам творчества.

В 1995 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «За лирическую красоту и этическую глубину поэзии, открывающую перед нами удивительные будни и оживающее прошлое».

 

http://www.svoboda.org/content/transcript/25136592.html

http://www.epochtimes.ru/content/view/46012/8/m1

Шэймас Хини               //Википедия: Свободная энциклопедия

 

14 апреля

ДЕНИС ФОНВИЗИН

270 лет со дня рождения драматурга

(1744 — 1794)

 

Фонвизин Денис Иванович – русский писатель, драматург, публицист Екатерининской эпохи, родился в Москве.

Деятельность Фонвизина как литератора началась ещё в его студенческие годы, когда он сделал ряд переводов басен и сатирических произведений с немецкого языка. Всего за свою творческую жизнь писатель перевёл 226 басен. Уже в ранний период литературной деятельности, занимаясь переводами, Фонвизин выступает как прогрессивно мыслящий человек, испытавший на себе влияние просветительских идей. Он переводит политическую трагедию Вольтера «Альзира», проникнутую антиклерикальным духом, трактаты, комедии, среди которых следует выделить французскую комедию Гpecce «Сидней», получившую у Фонвизина название «Корион» (1764).

Наряду с переводами появляются оригинальные произведения Фонвизина, окрашенные в резко сатирические тона. Сатирический характер его дарования определился довольно рано. Из ранних сатирических произведений наиболее существенным является «Лисица–казнодей». Басня Фонвизина по едкости сатирического обличения и художественным достоинствам (выразительная образность и живость разговорного языка) превосходит современные ей произведения басенного творчества. Наряду «Лисицей» в списках распространялось в Петербурге «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (1763—1766). Послание это было пронизано антиклерикальным пафосом и сатирически зло обличало современную Фонвизину действительность. Оно отличалось большими художественными достоинствами и воспринималось как живой, непринужденный разговор между собеседниками, причем речь каждого индивидуализирована, образы даны правдиво и убедительно. Сатирически остро написаны и «Письмо, найденное по блаженной кончине надворного советника Взяткина», «Наставление дяди своему племяннику», в которых показано, как, пренебрегая честью и долгом, используя служебное положение, наживаются чиновники в самодержавно-бюрократическом государстве. В своей сатирико-публицистической деятельности Фонвизин продолжил и развил проблематику и формы сатиры Новикова.

В середине 60-х годов XVIII в. Фонвизин становится известным писателем. В 1768 г. была написана комедия «Бригадир», которая произвела сильнейшее впечатление на тогдашнюю публику. В комедии сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому. Ее действующие лица - дворяне. Комедийный конфликт, казалось бы, традиционен: благовоспитанной девушке навязывают в женихи несимпатичного и неумного Иванушку. Он, только что побывавший в Париже, с презрением относится ко всему, что видит у себя дома. «Бригадир» положил начало жанру комедии нравов.

«Записки первого путешествия» (письма к П. И. Панину, опубликованные. в 1800-х годах) сыграли существенную роль в становлении русской прозы. Письма написаны метким, образным, живым русским языком. Они ироничны, однако эта ирония часто переходит в сатиру, когда дело касается социальной сущности явлений. Письма Фонвизина выделялись критическим восприятием современной писателю Франции и глубоким социальным осмыслением действительности.

К началу 1780-х гг. относится политическое сочинение Фонвизина – «Рассуждение о непременных государственных законах», в котором дается резкая критика социальных устоев екатерининского самодержавия. Сочинение это, являющееся одним из лучших произведений русской публицистики XVIII столетия, было столь дерзко, что издано быть не могло, но распространялось в списках. Наиболее впечатляющей является нарисованная писателем–сатириком картина современной ему действительности: безграничный произвол, охвативший все органы государственного управления. В этом страстном обличительном пафосе – сила публицистического мастерства Фонвизина.

Пиком творческих достижений Дениса Ивановича стала написанная в 1782 г. и опубликованная в 1783 г. комедия «Недоросль», которая так же, как и «Бригадир», вызвала огромный общественный резонанс. В комедии, этапном произведении русской литературы, Фонвизин высмеивал систему дворянского воспитания и образования. В ней прямо указан корень всех бед России – крепостное право и общественное невежество, которые, по мнению Фонвизина, могут быть преодолены реформами в духе Просвещения. «Это комедия не лиц, а положений», - писал о «Недоросле» В. О. Ключевский. Для Фонвизина комедии являются способом с иронией описать окружающий мир. Он по праву считается основоположником бытовых комедий в России. Комедия «Недоросль» до сих пор с большим успехом ставится на сценах театров.

В 1783 он опубликовал ряд сатирических сочинений: «Опыт российского сословника», «Челобитная Российской Минерве от российских писателей», «Повествование мнимого глухого и немого». В 1784 анонимно издал на французском языке «Жизнь графа Никиты Ивановича Панина», нарисовав образ идеального просвещенного вельможи. В последние годы жизни писатель начал автобиографическую повесть "Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях", являющую собой замечательный образец русской прозы, но закончить его не успел.

Литературное наследие Фонвизина получило высокую оценку писателей и поэтов XIX столетия.

 

http://www.wisdoms.ru/avt/b254.html

http://biography.5litra.ru/96-denis-fonvizin.html

Денис Фонвизин                    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

14 апреля

БРЮС СТЕРЛИНГ

60 лет со дня рождения американского писателя

(р.1954)

 

Брюс Стерлинг – американский писатель-фантаст, журналист, литературовед, литературный критик, футоролог и пропагандист идей киберпанка.

В 1977 г. вышел первый роман писателя «Океан инволюции». Спустя три года последовал второй роман – «Искусственный ребенок», полный лингвистической энергии. В нем описана цивилизация, которая выделяет специальные «свободные» зоны на планете, где разрешена любая противозаконная деятельность, и где индустрия развлечений основана на продаже записей уличных боев, заснятых автоматическими камерами. Но настоящий прорыв случился в начале 80-х, когда он проявил себя не только как писатель, но и как критик и полемист. Ещё в 1982 году он начал серию рассказов, своего рода историю будущего, в которых человечество вышло в космическое пространство и повстречало технически более развитую цивилизацию. Эти великолепные и не похожие друг на друга рассказы были дополнены в 1985 году романом «Схизматрица», ставшим классическим произведением жанра «киберпанк», несмотря на то, что автор делал акценты не на исследовании технологии, а на социологических прогнозах. В качестве примера можно взять его интерес к информационным технологиям и биотехнике. Одна из главных идей романа  это выбор меж двух путей развития био- или технологическим. Суть в том, что когда человек покоряет вселенную, ошибочно полагать, что он, как биологический вид, останется неизменным. В романе «Острова в сети» действие происходит уже на Земле, в недалёком будущем. Проблемы века информации, раннее видение глобальной информационной сети и судьбы стран, которые окажутся вне этой сети. Предполагается, что такие «Острова в Сети» должны оказывать значительное влияние на мировую политику. Потребность Стерлинга в разнообразии в очередной раз проявила себя, когда он в соавторстве с Уильямом Гибсоном написал стимпанковский «Дифференциальный исчислитель» (1990), немедленно признанный одним из удачнейших и наиболее тщательно проработанных произведений жанра.

В 1992 году писатель выпустил свою первую нефантастическую книгу – «The Hacker Crackdown», в которой рассказывалось о том, как американские власти борются с хакерами, о компьютерных преступлениях, электронных сетях и гражданских свободах. В 1994 году писатель выпускает очередной научно-фантастический роман – «Дурная погода», посвященный глобальному потеплению. На этот раз речь идёт о группе людей, охотящихся за самым крупным ураганом. Научное любопытство и охотничий инстинкт управляют главными героями и представлены как две стороны одной монеты. В 1996 следует еще один роман – «Священный огонь» о том, какие совершенно неожиданный опасности таит в себе поклонение общества здоровому образу жизни. В 1998 году очередной роман писателя – «Рассеяние», посвященный политике и биоинженерии, а в приуроченный к смене тысячелетий «Дух времени» (2000) продолжает цикл историй об одном из самых любимых и удачных персонажей писателя – Легги Старлице. Сам Стерлинг характеризует эту свою работу, как «постмодернистскую фэнтези».

В настоящее время Стерлинг пишет романы, в которых животрепещущие проблемы нашего времени показаны с новых позиций и в необычной перспективе. Многие из проблем, с которыми имел дело киберпанк в самом начале, по-прежнему заботят Стерлинга, но он пишет о них, используя гораздо большее разнообразие форм вместо стандартной модели киберпанка. Последней на сегодняшний день крупной работой Брюса Стерлинга является публицистическая книга «Tomorrow Now: Envisioning the Next 50 Years».

 

http://www.livelib.ru/author/19431

http://fantlab.ru/autor21

Брюс Стерлинг                 //Википедия: Свободная энциклопедия

 

16 февраля

АНАТОЛЬ ФРАНС

120 лет со дня рождения французского писателя

(1844 – 1924)

 

Анатоль Франс (наст. имя Жак Анатоль Франсуа Тибо) – французский критик, романист и поэт, лауреат Нобелевской премии.

Первый сборник «Золотые поэмы» (1873) свидетельствовал о нем как о подающем надежды поэте. Описательность, стремление к объективности, некоторая статичность образа в сочетании с его колористической и пластической выразительностью – таковы основные особенности поэзии Франса. Главная мысль сборника – в природе и в жизни происходит непрерывная борьба. В драматической поэме «Коринфская свадьба» (1876) рассказывается о трагической любви молодых людей, ставших становятся жертвами христианской догмы и религиозной нетерпимости. Однако в дальнейшем Франс отошел от поэзии. Он вошел в историю французской литературы как один из крупнейших мастеров прозы, как автор глубоких по мысли и блестящих по форме философских романов, неповторимых по своей изящной и едкой иронии повестей, рассказов и сказок, как один из величайших и острых сатириков, как яркий и смелый публицист.

В 1879 году вышли две небольшие повести писателя – «Иокаста» и «Тощий кот». Франс впервые обращается к современному материалу, рисует нравы и характеры современников. Первый роман, принесший ему успех – «Преступление Сильвестра Бонара» (1881). Конфликт романа приобретает философский характер: сталкиваются не характеры, но различные взгляды на смысл жизни и назначение человека. Франс рассматривает в романе вопрос о соотношении мысли и действия, мира культуры и объективной реальности. В финале романа писатель приходит к мысли о необходимости синтеза этих двух сфер. В «Преступлении Сильвестра Боннара» отчетливо проявилось своеобразие писательской манеры Франс: его ирония, юмор, скептицизм, мастерство ёмкой фразы и точного слова.

В Роман «Таис» (1890) Франс размышляет над относительностью всякого знания и любой духовной позиции. В «Таис» традиции философской прозы XVIII в. соединяются с необычайной пластичностью и живописностью парнасского образа, с импрессионистичностью описаний, с использованием символа. В сборниках новелл «Бальтасар» (1889), «Перламутровый ларец» (1892), «Колодезь святой Клары» (1895), «Клио» (1900) даны реалистические зарисовки быта и общественной жизни Франции конца XIX в. Новеллы свидетельствуют о тяготении Франса к средневековым легендам и историческим хроникам, под которые он искусно стилизует свое повествование. Романы «Харчевня королевы Гусиные лапы» (1892) и «Суждения господина Жерома Куаньяра» (1893) объединены образом Жерома Куаньяра, библиотекаря и ученого, мудреца, бродяги и жизнелюбца XVIII века, выше всего ценящего свободу мысли. Сюжетное развитие в романе ослаблено. Повествование строится как серия диалогов, фрагментов. В обоих романах можно увидеть влияние традиции философских повестей Вольтера. В психологическом романе «Красная лилия» (1894) большое место занимает любовная фабула, однако любовный сюжет осложнен многочисленными дискуссиями и беседами на философские, политические, исторические и эстетические темы. «Сад Эпикура» (1894) содержит образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей. Это работы, разные и по объему и содержанию, в которых затрагиваются различные вопросы философского, этического и эстетического характера. В «Саду Эпикура» очевидно влияние на Франса классицистской прозы с её ясностью формы и афористичностью языка. Значительную часть творческого наследия Франса составляют его литературно-критические статьи, эссе, литературные портреты. Четыре тома «Литературной жизни» (1888-1894) определили принадлежность Анатоля Франса к импрессионистической критике, основанной на впечатлении и не претендующей на объективность.

В творчестве Франса заметно усиливаются сатирический и гротесковый элементы. Тетралогия «Современная история», в которую вошли романы «Под городскими вязами» (1897), «Ивовый манекен» (1897), «Аметистовый перстень» (1899), «Господин Бержере в Париже» (1901), представляет собой широкую панораму Третьей республики, сатирическое изображение современной общественной жизни. Композиция этого романа-хроники мозаична: книга изобилует вставными новеллами, дискуссиями, внутренними монологами и беседами. Роман-памфлет в духе Свифта «Остров пингвинов» (1908) является вершиной сатирического мастерства Франса. В романе произошел окончательный поворот от жизнеподобного изображения к условному, гротесковому, фантастическому. Рассказывая фантастическую историю, Франс создает карикатурно-аллегорическую картину европейской истории. В романе «Боги жаждут» (1912) Франс обращается к теме Великой французской революции. Писателя занимают философские и политические вопросы, он размышляет о возможностях общественного переустройства, перспективах революции, оправданности террора. В «Восстании ангелов» (1914) действие разворачивается в двух планах – фантастическом и реальном. Всякая власть деспотична – таков вывод, к которому приходит Франс. Изменить мир можно не насилием, но изживая страх и невежество в себе самом. Книга «На славном пути» (1915) исполнена патриотического духа, но в 1916 г. Франс выступил с осуждением войны. Сочетание поэтичности, задушевности с иронией и насмешкой, столь характерное для творческой манеры Франса, нашло яркое проявление и в его автобиографических книгах о детстве: «Книга моего друга» (1885), «Пьер Нозьер»(1899), «Маленький Пьер» (1919) и «Жизнь в цвету» (1922).

Отличительной особенностью франсовской стилистики является введение в реалистическую художественную систему стихии гротеска и фантастики. Художественное творчество Франса отличается необычайной культурной насыщенностью. Франс – эрудит, часто прибегающий к культурным аллюзиям и реминисценциям. Мощная философско-моралистическая и рационалистическая традиция в творчестве Франса соединяется с культурой импрессионистического видения и письма. Крупнейший писатель-реалист, Франс рассматривает общественные явления в их перспективе и диалектическом развитии. Творчество Франса оказало значительное влияние на Р. Мартен дю Гара, А. Барбюса, М. Пруста, А. де Сент-Экзюпери и др. Книги Франса занимают почетное место в сокровищнице французской литературы.

 

http://biopeoples.ru/nobellaurs/804-anatol-frans.html

http://www.belletrist.ru/definit/france-defnt.htm

Анатоль Франс                     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

22 апреля

ВЛАДИМИР НАБОКОВ

115 лет со дня рождения писателя

(1899 – 1977)

 

Владимир Владимирович Набоков, русский американский писатель, переводчик, литературовед, родился в Петербурге.

В 1916 г. опубликовал свой первый сборник стихотворений. В 1922 г. перевел на русский роман Ромена Роллана «Кола Брюньон», а в 1923 г. вышла в свет еще одна книга – «Л. Карроль. Аня в стране чудес», в том же году опубликован сборник стихов «Горний путь». Также Набоков переводил поэзию и в течение 10 лет опубликовал переводы из Руперта Брука, Ронсара, O'Салливана, Верлена, Сюпервьеля, Теннисона, Йетса, Байрона, Китса, Бодлера, Шекспира, Мюссе, Рембо, Гете.

Известность он приобрёл в 1926 г., когда вышел его роман «Машенька». Действие его развивается как бы в двух измерениях, двух пространственно-временных плоскостях. Первая – это призрачное настоящее, тоскливый берлинский пансион, в котором живут русские эмигранты, а вторая – полнокровное прошлое, светлая и прекрасная, безвозвратно утраченная Россия, в которую мысленно возвращается главный герой. Роман написан мастерски. Обращают на себя внимание оригинальное мировосприятие автора, ювелирная отточенность сюжета и композиции, изощренное владение словом, любовно-бережное отношение к деталям, к мелочам, насыщенным смыслом.

Творческим итогом студенческих лет Набокова можно назвать «Университетскую поэму» (1927 г.), написанную перевернутой онегинской строфой. Его следующий роман «Король, дама, валет» (1928 г.) оказался не вмещающимся ни в какие рамки русских литературных традиций. В нем особое значение приобретает мотив манекенов, противопоставление жизни настоящей и некоего ее подобия. Также важна для понимания романа идея о том, как череда случайных событий и совпадений, словно повинуясь неведомой воле, выстраивается в завершенный сюжет. Никто из героев не может полностью воспринять и понять смысл происходящего с ними, каждый из них живет своими иллюзиями. В 1930 г. выходит «Соглядатай». В нем были использованы приемы, которые в дальнейшем стали «фирменными» знаками набоковского стиля: ненадежный повествователь, смешение объекта и субъекта повествования, обращение к теме потустороннего, теме двойников и т.д. Впервые в творчестве Набокова появилась вещь со столь многоплановой проблематикой, со многими вариантами «решения», и неслучайно сам писатель через тридцать с лишним лет отмечал «Соглядатая» как важную веху в своей творческой эволюции. Вместе с метафорическим образом России как утраченного рая через все книги Набокова проходит одна экзистенциальная тема: противостояние творческой, то есть независимой, личности любым попыткам покушения на свою свободу. Она определяет строение и звучание таких романов, как «Защита Лужина» (1929 г.), «Отчаяние» (1936 г.), «Дар» (1937 г.). «Дар» – роман об эмигрантской ностальгии, о неизбывной тоске по утраченной родине, сохраняющейся лишь в памяти коллекцией прекрасных видений. В 1936 г. написан и опубликован роман «Приглашение на казнь». Это роман-загадка, роман-иносказание, где противопоставлены живой человек, наделенный душой и воображением, и мертвый мир пошлых и бездарных кукол, оказывающийся лишь фальшивым подобием подлинного бытия. «Голос скрипки в пустоте», «моя единственная поэма в прозе», – так определял этот роман его автор.

С 1940 Набоков стал писать на английском языке, которым свободно владел с детства. Первый англоязычный роман Набокова – «Истинная жизнь Себастьяна Найта» (1940 г.). В 1947 г. вышел в свет роман «Под знаком незаконнорожденных». Внутренний сюжет романа составляют всевозможные языковые трюки и интертекстуальные игры, важнейшую часть которых составляют размышления о Шекспире. Затем последовали «Другие берега» (1954 г.), «Пнин» (1957 г.). «Лолита» (1955 г.), ставшая бестселлером и принёсшая автору мировую славу. Набоков считал «Лолиту» лучшим своим произведением: в нем рассказывается виртуозным, изысканным слогом о бесплодных попытках удержать ускользающую красоту, о превращении похоти в любовь, о конфликте искусства и пошлости. Именно «Лолита», пусть и в эпатирующей форме, позволяет восстановить набоковский художественный мир во всей его подлинности, отказавшись от поверхностных суждений.

Следующей книгой Набокова стал плод его многолетней кропотливой работы: в 1964 г. вышел в свет перевод на английский язык «Евгения Онегина». Роман в стихах был переведен прозой, ради сохранения смысловой точности пришлось пожертвовать строфой, рифмой и отчасти ритмом. Этот перевод и уникальный по информативности комментарий способствовали знакомству англоязычных читателей с шедевром русской литературы, продолжили сближение двух культур, ради которого Набоков приложил столько сил. Стоит упомянуть, что им же были переведены на английский «Слово о полку Игореве», стихи Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета, «Моцарт и Сальери», «Герой нашего времени» (в соавторстве с сыном).

Набоков также является автором множества коротких рассказов, он создал немало шедевров в этом жанре. Среди лучших – «Возвращения Чобра», «Бахман», «Пильграм», «Весна в Фиальте», «Облако, озеро, башня».

Последнее крупное произведение Владимира Набокова, роман «Ада» (1969 г.) – это интертекст, смешение самых разнообразных стилистических традиций, встреча самых различных авторов. Его справедливо считают введением в постмодернистскую литературу с ее сильно выраженным пародийным началом и разнородностью жанров – от высоких до низких, на уровне масс-культуры. В 1974 г., вышел в свет роман «Смотри на Арлекинов!», которому суждено было стать последним законченным романом Набокова. Набоков в этом романе иронически оглядывает свой пройденный жизненный путь и создает его подобие с некоторым налетом карикатурности.

Произведения Набокова характеризуются сложной литературной техникой, глубоким анализом эмоционального состояния персонажей в сочетании с непредсказуемым, порой почти триллерным сюжетом. В его романах, рассказах, стихах трудно и даже невозможно обнаружить отражение актуальных событий современности, но в них всегда угадывается то, что сам он называл «потусторонностью», то есть запредельный мир истины.

 

http://nabokovandko.narod.ru/biography.html

http://to-name.ru/biography/vladimir-nabokov.htm

Владимир Набоков                                 //Википедия: Свободная энциклопедия

 

23 апреля

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР

450 лет со дня рождения английского драматурга

(1564-1616)

 

Уильям Шекспир - выдающийся английский драматург и поэт эпохи Возрождения, один из самых знаменитых в мире, оказавший огромное влияние на развитие всего театрального искусства родился в Стратфорд-он-Эйвон.

За свою творческую жизнь великий драматург написал 17 комедий, 11 трагедий, 5 поэм, более 150 сонетов и около 10 хроник. Весь творческий путь Шекспира - промежуток с 1590 по 1612 гг. обычно разделяют на три или четыре периода.

Общий характер произведений первого периода можно определить как оптимистичный, окрашенный радостным восприятием жизни во всей его разнообразности, верой в торжество умного и хорошего. В этот период Шекспир большей частью пишет комедии: «Укрощение строптивой», «Комедия ошибок», «Два веронца», «Венецианский купец», «Много шума из ничего», «Сон в летнюю ночь». Тема почти всех комедий Шекспира – любовь, ее возникновение и развитие, сопротивление и интриги окружающих и победа светлого молодого чувства. Шекспир обладал великой способностью, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим. Персонажи Шекспира поразительно многогранны, в их образах воплощены черты, характерные для людей эпохи Возрождения: воля, стремление к независимости, и жизнелюбие. Особенно интересны женские образы этих комедий – равные мужчине, свободные, энергичные, активные и бесконечно обаятельные. Шекспир использует различные жанры комедий – романтическая, комедия характеров, комедия положений.

В этот же период Шекспир пишет ряд исторических хроник, каждая из которых охватывает один из периодов английской истории: о времени борьбы Алой и Белой розы, о предшествующем периоде борьбы между феодальными баронами и абсолютной монархией. В них он тоже обращается к идеалам гармонии – но гармонии именно государственной, которую видит в победе монархии над средневековой феодальной междоусобицей. В финале пьес торжествует добро; зло, как бы ни страшен и кровав был его путь, низвергнуто. Таким образом, в первый период творчества Шекспира на разных уровнях - личностном и государственном – трактуется главная ренессансная идея: достижение гармонии и гуманистических идеалов. Гуманистические взгляды в сочетании с народными понятиями о дурных и добрых правителях сказываются и в том, как изображены идеальный король Генрих V и его антипод Ричард III.

Второй период творчества Шекспира посвящен преимущественно трагедии: «Ромео и Джульетта» «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет». В них уже нет и следа гармонического ощущения мира, здесь раскрываются конфликты вечные и неразрешимые. Трагедия заключена не только в столкновении личности и общества, но и во внутренних противоречиях в душе героя. Проблема выводится на общий философский уровень, причем характеры остаются необычайно многогранными и психологически объемными. Главный акцент, как и прежде, ставится на личности героя, формирующего свою судьбу и судьбы окружающих. В «великих трагедиях», предпринимается последняя попытка эпически цельного и прекрасного героя пробиться в мир: любовью – Отелло, силой – Макбет, добром – Лир. Именно в этот период драматург достигает вершины своего творчества.

Произведения последнего периода творчества Шекспира, который считается романтическим – это поэтические сказки, уводящие от реальности в мир мечты. Послесловием к трагедиям пишутся последние пьесы: «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря». Повторяя ситуации трагических сюжетов, они завершаются счастливо – как будто возвращая надежду на лучшее. В этот же период создаются трагедии на основе сюжетов античности («Кориолан», «Антоний и Клеопатра»).

При всём различии отдельных этапов творческого пути Шекспира во всех его пьесах чувствуется единство художественного метода. Шекспир часто брал готовые сюжеты из истории, легенд, поэм, новелл. Поэтический метод Шекспира сказывается и в том, как он изображает историю в хрониках и трагедиях. Он смело трансформирует исторический материал, делая его основой общей картины жизни и сочетая приметы прошлого с современным ему пониманием человеческих отношений. Драматизируя историю, Шекспир рисует её через столкновения отдельных людей. Человек – средоточие всей драматургии Шекспира, и изображение человеческой личности во всей её многогранности, значительности и величии, сложности и динамике духовного развития – важнейшее художественное достижение Шекспира. Несмотря на то, что почти все главные действующие лица его пьес принадлежат к социальным верхам, их страсти, переживания и судьбы находят отклик в сердцах зрителей благодаря гению Шекспира. Тем более что в его трагедиях, как в жизни, есть место шутке и сатире, а в комедиях нередки трагические нотки. Шекспир создал образы сильных, противоречивых, страстных натур, умеющих яростно ненавидеть и беззаветно любить. При всей условности многих его сюжетов и отдельных сцен, правда человеческих отношений и типов личности, трагических и комических коллизий делает шекспировские пьесы бессмертными.

Шекспир завершает процесс создания национальной культуры и английского языка. Пьесы Шекспира по сей день составляют основу мирового театрального репертуара. Большинство из них было многократно экранизировано для кино- и телеэкрана.

 

http://biopeoples.ru/genius/592-shekspir.html

http://www.romeo-juliet-club.ru/shakespearebio.html

http://www.stratford.ru/info.html

Уильям Шекспир                        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

27 апреля

МЭРИ ГОДВИН

255 лет со дня рождения британской писательницы

(1759-1797)

 

Мэри Уолстонкрафт Годвин – британская писательница, философ и феминистка XVIII века, родилась в Лондоне.

В большинстве ранних произведений Годвин обращается к вопросу образования. И в книге «Размышления об образовании дочерей» (1787), и в книге для детей «Оригинальные рассказы из реальной жизни» (1788) Годвин поддерживает идею воспитания детей в духе зарождающегося среднего класса, ценящего самодисциплину, честность, бережливость и социальную удовлетворённость. Обе книги также подчеркивают важность развития детского разума, значительное внимание, уделяется религиозной вере и чувствам. Оба текста также поддерживают образование женщин. Годвин утверждает, что образованные женщины будут хорошими женами и матерями и в конечном счёте способствуют благу государства.

В полубиографическом романе «Мэри» (1788) и в романе «Заблуждения женщины» Годвин критикует женщин, воображающих себя сентиментальными героинями, а также патриархальный, по её мнению, институт брака и его вредное воздействие на женщин. Оба произведения касаются также идеи чувствительности – этики и эстетики, ставшей популярной в конце XVIII века. «Мэри» является сентиментальным романом, и Годвин пытается подорвать сами основы жанра – философию, вредящую женщинам, потому что она поощряет их слишком полагаться на эмоции. В романе «Заблуждения женщины» потворство героини романтическим фантазиям, тайным любовным отношениям, кажется особенно вредным.

В 1791 году Мэри Годвин впервые привлекла к себе внимание статьей «Защита прав человека», которая явилась ответом на «Размышления о Французской революции» Э. Берка. Трактат был первой открыто политической, а также первой феминистской работой Годвин. Годом позже она упрочила свою репутацию первой феминистки, выпустив в свет эссе «В защиту прав женщин» (1792) , одну из самых ранних работ феминистской философии. В своем трактате Годвин пишет, что женщины должны получать образование, соразмерное с их положением в обществе, она считает, что они заслуживают такие же права, как и мужчины. По мнению Годвин, в настоящее время большинство женщин глупы и поверхностны не из-за врождённого недостатка ума, а потому, что мужчины закрыли им доступ к образованию. Годвин сосредотачивается на объяснении ограничений, стоящих перед женщинам из-за несовершенства образования. Хотя Годвин призывает к равенству полов в специфических областях жизни, как, например, в этике, она не говорит, что мужчины и женщины равны. Она заявляет, что мужчины и женщины равны в глазах Бога. Годвин не считает, что разум и чувства должны существовать независимо друг от друга; скорее они должны дополнять друг друга. Во многом книга «Права женщины» выражает буржуазные представления о мире, поощряет скромность и предприимчивость среднего класса, нападает на бесполезность аристократии. Вместе с тем, Годвин предлагает бедных, за исключением показывающих блестящие успехи, отделять от богатых детей и учить в других школах.

Письма, написанные в Швеции, Норвегии и Дании (1796) – глубоко личный сборник путевых заметок. Эти двадцать пять писем охватывают широкий круг тем: социальные размышления о Скандинавии и её народах, философские вопросы, личные отношения. Используя риторику возвышенного, Годвин исследует отношения между собственной личностью и обществом, превозносит институт семьи и технический прогресс. Годвин поддерживает субъективный опыт, особенно в том, что касается природы, исследуя связи между возвышенным и чувствительностью. Письма оказали влияние на романтических поэтов, например, на Уильяма Вордсворта и Самюэля Тэйлора Кольриджа, которые использовали схожие темы и эстетику.

Сегодня Мэри Годвин считается одним из первых феминистских философов, а ее жизнь и работы оказали большое влияние на многих феминисток.

 

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/GODVIN_MERI_UOLSTONKRAFT.html

Мэри Годвин     //Википедия: Свободная энциклопедия

 
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ