Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2014 г. Август

 

1 августа

ГЕРМАН МЕЛВИЛЛ

95 лет со дня рождения американского писателя

(1819 – 1891)

 

Герман Мелвилл, — американский писатель и моряк, родился в Нью-Йорке.

В 1846 г. Герман написал свою первую морскую повесть «Тайпи, или Беглый взгляд на полинезийскую жизнь», а затем родолжение под названием «Ому» (1847) тоже соединив в книге романтическую утопию и подлинные свои приключения. За увлекательными сюжетами стоит волновавшая не только Мелвилла проблема: можно ли, отказавшись от цивилизации, вернуться к природе? В 1849 г. появляется сатирико-аллегорический роман о плавании как философских поисках Абсолюта – «Марди и путешествие туда». В следующих произведениях, по-прежнему отталкиваясь от личного опыта, Мелвилл стремится анализировать окружающую действительность и социальные отношения:  «Редберн: его первое странствие» (1849) и «Белый бушлат, или Мир военного корабля» (1850), в котором обличается бесчеловечный режим на военных кораблях США.

В 1851 г. Мелвилл создает социально-философский роман «Моби Дик, или Белый кит», в центре которого полуфантастическая погоня за Белым китом, олицетворяющая титаническую борьбу Добра и Зла. Романтическая символика сочетается в «Моби Дике» с эпическими морскими картинами и пронизана глубоко содержательными реальными мотивами. «Моби Дик» – это приключенческий, морской, китобойный, социальный, фантастический, нравоописательный, роман-эпопея и философский роман одновременно. «Моби Дик» как морской роман может считаться высшим достижением этого жанра. Здесь есть все характерные признаки классического морского романа: описание корабельной жизни, изображение моря в различных состояниях, далекие плавания, штормы и кораблекрушения. Новаторство Мелвилла в рамках данного жанра заключается в том, что море у него предстает не просто фоном, а полноправным участником действия, оно входит в сознание человека, определяет образ его мыслей и его поведение. Образ океана становится сложным символом жизни, он соединяет в себе Вселенную, общество и отдельного человека в их взаимоотношениях и взаимосвязях. Своеобразие «Моби Дика» как социального романа заключается в том, что общественная жизнь предстает здесь в непривычной усложненной форме. На этой основе вырастают символические образы обобщающего характера, корабль воспринимается как образ мира. Но, прежде всего, «Моби Дик» – это роман философский, ибо во главу угла здесь поставлено решение универсальных проблем, стремление осмыслить мир, проникнуть в сущность таких кардинальных вопросов бытия, как Добро и Зло, Жизнь и Смерть, и вечный конфликт между ними. Основная тема решается через всю систему символических образов-обобщений, важнейший из которых – Белый кит, Моби Дик – многосложный символ, воплощение ужаса, сама трагическая судьба человечества.

В последующие годы Мелвилл опубликовал психологический роман «Пьер, или Двусмысленности» (1852), историческую повесть из эпохи Войны за независимость «Израэль Поттер» (1855), сборник психологических новелл «Рассказы на веранде» (1856) и сатирическую повесть «Мошенник» (1857), горькую, полуаллегорическую сатиру на американские нравы. Последним романом Мелвилла был «Искуситель: его маскарад» (1857) – язвительная сатира на человеческую доверчивость. Также он является автором религиозно-философских стихотворений «Батальные сцены, или Война с разных точек зрения» (1866) – отклик на гражданскую войну в США, романа в стихах про Святую землю «Кларэль» (1876), сборников «Джон Марр» (1888) и «Тимолеон» (1891). Посмертно опубликована морская повесть «Билли Бад» (1924), в которой рассказывается о молодом и ни в чем не повинном британском матросе, повешенном по обвинению в убийстве жестокого офицера. Повесть о несвободе человека перед законами общественной жизни и природы снова вызвала интерес к Мелвиллу.

Неоцененный и забытый современниками, Мелвилл в 20-е гг. 20 в. был признан классиком литературы США. Отличительные черты мелвилловского повествования – глубокая философская проблематика, сложная художественная символика, синтетизм. Подкрепляя свои мысли примерами из У. Шекспира, Мелвилл обосновывал право настоящего писателя воссоздавать жизнь как драму и не страшиться самых неутешительных выводов относительно природы человеческих поступков. Но ему оставались близки героические усилия героев противоборствовать своему уделу, не примиряясь с обреченностью. Философская глубина его прозы органично соединяется с фактологической достоверностью картины, насыщенной подробностями, добытыми из первых рук. Иносказание и символика, тяготение к жанру притчи, характерные для романтических произведений, сочетаются в лучших книгах Мелвилла с установкой на документ, придавая глубокое своеобразие его прозе.

http://www.hermanmelville.ru/content/view/2/

Герман Мелвилл

Герман Мелвилл                        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

3 августа

АНАТОЛИЙ АЛЕКСИН

90 лет со дня рождения писателя

(р. 1924)

 

Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия - Гоберман), прозаик, драматург, публицист, родился в Москве.

Начал печататься еще в школьные годы в журнале «Пионер» и газете «Пионерская правда. В 1950 г. вышла его первая книга – повесть «Тридцать один день (дневник пионера Саши Василькова)». В 1950-1966 гг. Алексин писал произведения преимущественно для детей младшего возраста: «Саша и Шура» (1956), «Необычайные похождения Севы Котлова» (1958), «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле» (1965), «В стране вечных каникул» (1966) и др. 1966 г. открыл новый этап творчества Алексина – создание повестей, рассказов и пьес, адресованных юношеству и тем, кто его воспитывает, взрослым читателям: «А тем временем где-то» (1966), «Мой брат играет на кларнете» (1967), «Поздний ребенок» (1968), «Очень страшная история: Детективные повести, которые сочинил Алик Деткин» (1969), «Звоните и приезжайте» (1972), «Действующие лица и исполнители» (1972), «Позавчера и послезавтра» (1974), «Третий в пятом ряду» (1975), «Безумная Евдокия» (1976), трилогия «В тылу как в тылу» (1978), «Раздел имущества» (1979), «Сердечная недостаточность» (1979), «Дневник жениха» (1980), «Домашний совет» (1980), «Здоровые и больные» (1982), «Сигнальщики и горнисты» (1982), «Игрушка» (1988), «Прости меня, мама» (1989) и др.

Помимо множества повестей, перу Алексина принадлежат немало рассказов, а также ряд пьес, большинство которых являются переработками его же произведений. Работал писатель и в кино, написав сценарии к фильмам «Я вам пишу…» (1959), «Право быть ребенком» (1969), «Расписание на завтра» (1976), «Накануне премьеры» (1978). Среди экранизаций его повестей наиболее известной стала картина «Поздний ребенок» (1970). Среди его позднейших произведений – детская остросюжетная повесть «Покойник оживает и начинает действовать. (Вторая очень страшная история)» (1992), роман-хроника «Сага о Певзнерах» (1994) – обличение террора, антисемитизма, фашизма, искалечивших судьбы нескольких поколений еврейской семьи в России, книга воспоминаний «Перелистывая годы» (1997), антифашистский роман «Смертный грех», сборник документальных рассказов «Террор на пороге» (2004).

Многочисленные повести Алексина, адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Это непосредственные и жизнеподобные, не лишенные мелодраматизма и сентиментальности, изложенные, как правило, от первого лица, повествования о столкновении детей и подростков с миром взрослых, пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей. Писателю присуще умение вложить максимум художественной информации в минимальное количество страниц, сочетание драматизма и психологической напряженности с юмором и своеобразным музыкальным лиризмом. Нравственная высота его произведений не оставляет равнодушным подавляющее большинство его читателей всех возрастов. Сам Алексин разъяснял, как он понимает отличие «литературы для детей» от «литературы для юных»: для детей важно не что, а как написано, юношеству же нужны произведения, особые не по форме, а по проблематике, волнующие уже не ребят, но еще не взрослых. Произведения Алексина пользуются популярностью в силу драматургической стремительности их построения, остроте коллизий, психологической и бытописательской наблюдательности, доброму юмору, актуальным сюжетам, узнаваемым персонажам и обстоятельствам. Они Алексин переведены на многие языки народов бывшего СССР, на английский, французский, итальянский, испанский, японский, персидский, бенгальский, хинди и др.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_a/alexinag.php

http://www.livelib.ru/author/5326

Анатолий Алексин                    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

3 августа

КЛИФФОРД САЙМАК

110 лет со дня рождения американского фантаста

(1904 – 1988)

 

Клиффорд Дональд Саймак (Симак), один из крупнейших писателей в жанре научной фантастики и фэнтази, родился в штате Висконсин. Считается одним из основателей современной американской фантастики.

Дебютировал в 1931 г. с рассказом «Мир красного солнца», следующим стал рассказ «Создатель» (1935), представлявший собой историю с религиозным подтекстом, что было редкостью для научно-фантастического жанра того времени. Его первые работы в это время (такие как «Космические инженеры» (1939)) были написаны в традициях «твердой» научной фантастики, но вскоре Саймак создал собственный стиль, который часто называли мягким и пасторальным. Он воспевал тему мирного контакта с «братьями по разуму» и духовной общности различных цивилизаций во Вселенной. Его творчество было проникнуто идеей «Галактической Школы», куда человечество вступает на положении «первоклассника», и на дальнейшие перспективы развития человеческой цивилизации автор смотрел в целом оптимистично. Во многих произведениях автор обращался к темам параллельного мира («Кольцо вокруг Солнца», «Исчадия разума»), путешествий во времени («Что может быть проще времени», «Мастодония», «Магистраль вечности»), продления человеческой жизни и бессмертия («Зачем их звать обратно с небес?», «Утраченная вечность», «Второе детство»), разумных растений («Вся плоть - трава», «Страшилища», «Зелёный мальчик-с-пальчик», «Когда в доме одиноко»). В ранний период Саймак также писал рассказы о войне и вестерны.

В 1952 г. вышел знаменитый роман «Город», являющийся по сути сборником рассказов, в котором автор на время изменил своему ставшему уже привычным стилю. С начала 60-х годов Саймак переключился в основном на написание романов, наиболее значительным из которых является «Пересадочная станция» (1963), однако другие его книги того времени, «Что может быть проще времени» (1961), «Почти как люди» (1962), «Все живое» (1965) не слишком ему уступают. В 1968 г. выходит знаменитый роман «Заповедник гоблинов», ставший чрезвычайно популярны. В 1970-е он вновь вернулся к написанию рассказов и коротких повестей. Романы Саймака, опубликованные в 70-80-х годах заметно уступают ранее опубликованным.

Клиффорд Саймак занимался писательским трудом на протяжении пятидесяти пяти лет. За это время им было написано 28 романов и 127 повестей и рассказов. Отличительная черта творчества Саймака – вера в разум, в доброе начало в человеке и человечестве, призыв к миру и единению всех, кто живет на планете Земля и с кем еще, возможно, встретятся земляне.

http://pomnipro.ru/memorypage10142/biography

http://www.livelib.ru/author/13466

Клиффорд Саймак                    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

4 августа

КНУТ ГАМСУН

155 лет со дня рождения норвежского писателя

(1859 – 1952)

 

Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсен) – норвежский писатель, родился в Центральной Норвегии. Писать начал с 17 лет.

В 1877 г. публикуется его первое произведение – повесть «Загадочный человек», а в 1878 г. – роман «Бергер». В 1890 г. у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод», принесший ему славу. В нем воспроизводятся события каждого дня героя, молодого человека из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем. Уверенный в собственной гениальности, он предпочитает нищенствовать, чем отказаться от своих амбиций. Герой Гамсуна страдает не только из-за голода, но и от отсутствия общения, сексуальной неудовлетворенности, невозможности выразить себя. Отказываясь от условностей объективной прозы, Гамсун как бы предлагает изучать тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, жизнь воображения, поток мыслей и чувств. Своей отчужденностью этот герой предвосхищает антигероя литературы XX в. Книга написана короткими емкими фразами, ясные, четкие описания чередуются с намеренно субъективными, многозначительными.

Тот же субъективный метод был использован в романах «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894). Возвышенные описания природы выражают эйфорию, которую стремился обрести и сам Гамсун, и его главный герой, Томас Глан, который отказывается от цивилизованного существования и живет жизнью охотника и рыболова. В романе «Мистерии» (1892) говорится о шарлатане, который появляется в приморской деревушке и озадачивает жителей своим странным поведением. Два последующих романа Кнута Гамсуна – «Редактор Люнге» и «Новая земля» (1893), более  традиционные по форме, выражали четкую позицию писателя, позицию неприятия современных тенденций  развития общества». 

Гамсун мастерски владел и трудным жанром короткого рассказа, его новеллы отличает концентрированность действия, лаконичность психологически точных характеристик персонажей, безупречно выдержанная общая тональность. Так же как в романах, большая роль здесь отводится  подтексту: известная недоговоренность призвана тревожить воображение читателя, стимулировать его фантазию. В 1898 г. заканчивает лирическую повесть «Виктория», завоевавшую единодушное признание как одно из лучших в мировой  литературе произведений о любви. На рубеже веков он публикует также ряд других значительных произведений – драматическую трилогию о борьбе ученого-ницшеанца Карено за свои идеалы («У врат царства», «Игра жизни», «Вечерняя заря»), антицерковную драматическую поэму «Мункен Вендт» (1902), драму о любви «Царица Тамара» (1903), путевые записки о путешествии по России и по Кавказу «В сказочной стране» (1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и роман о рыбацком поселке в родном Нурланне «Мечтатель» (1904).     

На  рубеже ХIХ и ХХ веков в творчестве Кнута Гамсуна наступает перелом. Он уходит от приподнятого лиризма, свойственного ранним  произведениям. Манера повествования становится более эпической, значительное  место уделяется зарисовкам быта и нравов норвежской провинции; персонажи, их чувства и заботы предстают в более «приземленном» виде. Гамсун пишет объемные романы, где много действующих лиц и повествование идет от третьего лица, такие, как «Дети века» (1913) и его продолжение «Город Сегелфосс» (1915) в которых отражено неприятие, особенно в связи с событиями первой мировой войны – индустриального века. Элегическая грусть по поводу того, что в прошлое уходит и молодость, и «добрая старая» Норвегия, определяет тональность так называемой  «страннической трилогии» Гамсуна: «Под осенней звездой» (1907), «Странник играет под сурдинку» (1909), «Последняя радость» (1012), а также в пьесе «У жизни в лапах» (1910), герой которой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции – ненужная мелочь. Этими настроениями проникнут и роман «Соки земли» (1917), герои которого, несмотря ни на что, сохраняют свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. В этой монументальной  эпопее автор  славит труд  земледельца как самое почетное и полезное занятие человека, произведение Гамсуна - это гимн вечным  ценностям бытия,  призыв к возрождению исконной человеческой сущности. 

В 1920 г. появляется роман «Женщины у колодца», циничный и безысходный, повествующий о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. Роман «Последняя глава» (1923) также  глубоко пессимистичен: центром  событий здесь является санаторий для  тяжелобольных, представляющий собой как бы компактную модель  современного общества. Широкое полотно норвежской провинциальной действительности  развертывает Гамсун в трилогии, состоящей из романов «Бродяги» (1927), «Август» (1930) и «А жизнь идет» (1933), в этих трех романах Гамсун вновь возвращается к теме социальной отверженности. В последнем роман Гамсуна «Кольцо замыкается» (1936) описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться. Оторванность  от истинных  и прочных ценностей  бытия приводит героя на самое дно жизни, убивает в нем все  человеческое. Эпилогом жизненного и творческого пути Кнута Гамсуна стала книга  «По заросшим тропам» (1949). Девяностолетний писатель снова дарил миру произведение, наполненное поэзией и обворожительностью жизни, юмором и иронией.

Творчество Гамсуна вписало одну из самых ярких и самобытных глав в историю мировой литературы.

http://nobeliat.ru/laureat.php?id=20

http://www.bookstand.narod.ru/Bibliografia/GamsunK.htm

Кнут Гамсун                //Википедия: Свободная энциклопедия

 

6 августа

АЛЬФРЕД ТЕННИСОН

205 лет со дня рождения английского поэта

(1809 – 1892)

 

Альфред Теннисон – самый известный поэт «викторианской» Англии, и самый глубокий представитель идей и ценностей этой эпохи.

В 16 лет у него вышел сборник стихов «Стихи двух братьев», которые Альфред написал вместе со своим старшим братом. В 1830 г. вышел второй сборник Теннисона, в котором собрано много стихотворений, ставших впоследствии очень популярными, и есть намеки на раздвоенность души, на борьбу чувства и ума, воплощенную потом более совершенно. В 1832 г. вышел его третий сборник, значительно выше предыдущего; стих гораздо проще и музыкальнее, чувства и настроения более разнообразные и глубокие. В нем обозначились все лучшие свойства поэзии Теннисона: глубокий лиризм, чутье природы, уменье воссоздавать все особенные чары спокойного английского пейзажа, описывать английскую жизнь во всех её видах, как замки баронов, так и избы крестьян. Мелодичный, нежный и колоритный стих сливается с философским содержанием, отражающим идейную жизнь современной поэту Англии – борьбу позитивной науки со спиритуалистическими стремлениями. В этом сборнике проявилось также особое искусство Теннисона создавать поэтические женские образы.

В 1847 г. вышла в свет «Принцесса» – оригинальная большая поэма, в которой поэт выступил защитником женских прав, снова с большой нежностью и грацией рисуя ряд благородных и поэтичных женских образов. В 1850 г. Теннисон издал «In Memoriam A.H.H.»., ряд отдельных элегических стихотворений, окутанных романтическим ореолом дружбы. Основное настроение этих стихотворений – аккорд любви и чувства утраты; переход от беспросветной скорби к утешению, которое приносит вера, спасающая от скептицизма. Следующее крупное произведение Теннисона – поэма «Мод» (1855), история трагической любви, изложенная от имени несчастного героя, который произносит пламенные речи против пошлости окружающей жизни и благословляет войну как средство возбудить взрыв благородных чувств и заставить замолкнуть дух наживы, охвативший Англию. С 1859 г. Теннисон начал писать цикл эпических поэм о славе и крушении Короля Артура, перенеся в средневековую легенду свое видение пустоты его собственной цивилизации, эти поэмы стали вершиной его поэтического творчества. Отдельные стихи поражают красотами языка, поэтичностью образов, прелестью архаического стиля, а все вместе образуют цельную поэму, рассказывающую историю расцвета и падения короля Артура и рыцарей Круглого Стола и вместе с тем символически отражающую рост, борьбу и падение человеческой души. Вплоть до 1882 г. Теннисон писал также много пьес, которые с успехом шли в английских театрах.

http://www.poeti.biz/avtobiografiya/anglijskie_poetj/tennison_alfred.html

Альфред Теннисон                   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

9 августа

ПАМЕЛА ТРЭВЕРС

115 лет со дня рождения английской писательницы

(1899 – 1996)

 

Памела Трэверс (Хелен Линдон Гофф) родилась в Австралии. Ее дебютом в литературе  стала подборка стихотворений, позже появились рассказы и эссе.

«Мэри Поппинс», книга, прославившая Памелу Трэверс, появилась в 1934 г. и сразу имела оглушительный успех. Ее героиня – воплощение идеальной няни, добропорядочной и надежной. Она знает все, что должна знать настоящая леди, а каждая встреча с ней – это необыкновенные приключения, где превращения происходят с самыми обыкновенными предметами. Мэри Поппинс не обещает счастливого решения многочисленных проблем. Необходимо всегда быть готовым к переменам, из которых и состоит наша жизнь, именно этому учит Мэри Поппинс своих воспитанников (а писательница - читателей). Трэверс написала еще шесть книг о Мэри Поппинс. Две последующие были написаны практически вслед за первой сказкой. В 1944 г. Появляется «Мэри Поппинс открывает дверь». В 1952 г. – «Мэри Поппинс в парке». Спустя 20 с лишним лет писательница вновь обращается к своей героине, выпустив забавную книжку кулинарных рассказов «Мэри Поппинс на кухне» и, наконец, в 1982 г. вышла ее книжка «Мэри Поппинс на Вишневой улице».

В литературном наследии Памелы Трэверс, кроме книг о Мэри Поппинс, сказки «Лисица в яслях», «Обезьяна-друг», повесть о путешествии двух маленьких англичан в Америку во время войны «Путешествия по морю и по земле», сборник эссе «Что известно пчеле: размышления о мифе, символе и сюжете», сборники путевых очерков (в том числе и о путешествии в Россию, «Экскурсия по Москве») и множество статей по вопросам философии и мистики.

http://blog.trud.ru/users/rodich2007/post227927817/?upd

http://allbz.ru/podlinnaya-istoriya-pamely-trevers/

Памела Трэверс                   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

9 августа

ТУВЕ ЯНССОН

100 лет со дня рождения финской писательницы

(1914 – 2001)

 

 Туве Марика Янссон – финская писательница и художница, автор всемирно известной серии книг о муми-троллях, родилась в  Гельсинфорсе. Писала на шведском языке.

Первая книга из серии работ о муми-троллях, «Маленькие тролли и большое наводнение», написана и проиллюстрирована в 1938 г., однако популярность завоевала ее вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга - «Шляпа волшебника» (1949) - обрела всемирную известность и была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Несмотря на то, что тролли были заимствованы писательницей из шведских сказок, их образ был существенно переработан, и в целом можно говорить о том, что фольклор оказал на творчество Туве Янссон минимальное влияние. Жизнь обитателей Муми-дола имитирует жизнь семьи самой Янссон с точки зрения ребенка. Сказочный мир Муми-дола, порожденный удивительной фантазией Туве Янссон, не похож ни на какой другой. Это поистине райское местечко, полное беззаботного веселья, любви и домашнего уюта, где всегда рады гостям и терпимы к чужим причудам и слабостям. Центральным героем является Муми-тролль со своими родителями; их окружает большое количество приемных детей, родственников, прадедов, соседей, друзей и страшных чужеземцев, все они разнообразные сказочные существа, совсем не похожи на людей, но ведущие себя как люди. В этих книгах муми-тролли обычно сталкиваются с каким-либо приключением или катастрофой (наводнение, комета, угрожающая миру, ураган, колдовство, морское чудовище), с которым связано путешествие и возвращение домой. В финале жизнь муми-троллей всегда возвращается в свое безопасное русло, и все без исключения книги заканчиваются всеобщим празднеством. Янссон довольно четко следует традициям мировой литературы. Темы книг про муми-троллей - путешествие и возвращение, катастрофа и выход из нее, борьба добра и зла - вечны. Помимо ассоциаций с Библией, эти произведения имеют точки соприкосновения с англо-американской фантастической и приключенческой литературой. Янссон использовала в своем творчестве множество различных литературных жанров. Она легко переходит от сказки к приключенческому рассказу и фантастике, присутствует даже опыт пародии на жанр воспоминаний в «Мемуарах папы Муми-тролля», а также эксперимент с шекспировским типом повествования - игривым, выдержанным в форме сценических диалогов («Опасное лето»). В своем чередовании внешних и внутренних событий книги про муми-троллей также сильно привязаны к циклическому круговороту в природе и к возрастам человека. Первые, легкие и летние повести «Шляпа волшебника» и «Опасное лето» полны комедийных и романтических моментов. Время года в повестях «Папа и море» и «В конце ноября» - осень. Они являются наиболее серьезными из книг и рассматривают трагические, неизбежные аспекты человеческой жизни: одиночество, старость, отчуждение, неполноценность. Физическим воплощением «одиночества души» явилась Морра: бесконечно одинокая, ледяная, непонятная и пугающая в первых книгах и «оттаявшая» — в последних. Другой важный мотив творчества Туве Янссон — это свобода. Каждый обладает правом на творческое самовыражение, поскольку свободна в своих проявлениях сама природа, весь окружающий мир. Ограничить свою свободу действий персонаж может только сам сообразно собственным представлениям о долге, но не имеет права навязывать эти представления другим. В поздних книгах про муми-троллей заметно поубавилось искрометной веселости, все более в них слышится печаль и меланхолия, эти повести уже нельзя назвать в полной мере детскими, скорее, они адресованы читателям всех возрастов. Герои Янссон как бы взрослеют и понимают, что мир на самом деле иной — жестокий и равнодушный. Тем не менее, автор не стремится подтолкнуть читателя к выводу о том, что жизнь в этом мире наполнена страхом и мучениями. Последняя из книг о муми-троллях заканчивается тем, что они все же возвращаются в свой дом. В основе художественного мира Туве Янссон лежит образ дома — дома, в котором всегда горит свет, тебя ждут близкие («Комета прилетает»). Популярность книг про муми-троллей объясняется, несомненно, их психологической точностью и тем дарованием, с которым писательница балансирует между миром детей и миром взрослых.

Янссон написала ряд повестей и рассказов, не имеющих отношения к муми-троллям: она рассказала о своем детстве в автобиографической повести «Дочь скульптора» (1968), опубликовала несколько сборников рассказов («Слушательница», 1971; «Игрушечный дом», 1978), роман «Город солнца» (1974). Большая часть книг, предназначенных для взрослых, представляет собой сокровенные и жесткие повести и рассказы о человеческих взаимоотношениях. В последних сборниках рассказов «Честная игра» и «Письма Клары и другие рассказы», Янссон вновь и вновь возвращается к глубоким и драматическим вариациям темы человеческих отношений, заостряя типы характеров и шлифуя выразительные средства. Большая часть героев - мужчины, или женщины, чей пол является второстепенным обстоятельством.

Янссон любила английскую литературу и поэтому с особым воодушевлением трудилась над рисунками к книгам Л.Кэрролла и Дж. Р. Толкина. Детские книги Янссон переведены более чем на 30 языков мира, в числе которых и русский.

http://mumidol.com/tuve.htm

http://www.tove-jansson.ru/biograf.shtml

Туве Янссон                  //Википедия: Свободная энциклопедия

 

12 августа

РОБЕРТ САУТИ

240 лет со дня рождения английского поэта

(1774 – 1843)

 

Роберт Саути - английский поэт-романтик, представитель «озерной школы», родился в Бристоле.

Начал как радикал, написав драму «Уот Тайлер» (1974) в революционном духе об антифеодальном крестьянском восстании в юго-восточной Англии в 1381г. Ему принадлежат переводы рыцарских романов (в частности, знаменитого «Амадиса Галльского»), а многие его баллады написаны на сюжеты из истории и легенд, например, «Королева Урака и пять мучеников» В 1795 г. вышел первый сборник – «Поэмы». Вскоре была опубликована эпическая поэма «Жанна д'Арк» (1796), в которой нашли выражение свободолюбивые настроения юного Саути. В 1797 г. опубликовал сборник стихов, а уже в 1799 г. вышел второй сборник. Стихотворения Саути - это целый мир творческой фантазии, предчувствий, страхов, загадок, о которых лирический поэт говорит с тревогой и в которых находит своеобразную логику. Никаких моральных истин невозможно вывести из этого творчества, но оно бесконечно обогащает мир ощущений и, преображая таким образом душу, выполняет назначение истинной поэзии.

Славу Саути принесли поэмы «Талаба» (1801), «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810) и «Родерик, последний из готов» (1814), каждая на сюжет из мифологии разных народов, а также стихи на случай и исполненные гротеска баллады. С конца 90-х гг. он перешел на реакционные позиции, в его творчестве все большую роль играют мистика, теологическая дидактика. Саути охотно выбирал темами своих поэм и стихотворений отдаленные эпохи и чужие ему страны, причем стремился передавать характерные для них чувства, мысли и все мелочи быта, сам становясь на точку зрения своих героев. Для этого он пользовался всем богатством народной поэзии и первый ввел в литературу ее мудрую простоту, разнообразие размеров и могучий поэтический прием повторений. Поэма «Видение суда» (1821) послужила поводом к созданию одноимённой сатирической пародии Дж. Г. Байрона.

Постепенно в своем творчестве Саути обращается к прозе: пишет великолепные исторические сочинения и биографии, составляет вступительные комментарии к многочисленным изданиям и переводам, публикует очерки по социологии и литературной критике: «История Бразилии» (1810), «Жизнь Нельсона» (1813), «Жизнь Уэсли» (1820). В его эссеистике поднимаются проблемы социального переустройства общества, предлагается всеобъемлющая реформа в области нравственности и религии. В числе первых литератор признал пороки буржуазного индустриализма и сумел предложить реальные меры, способствующие разрешению социально-экономических проблем современности. Творчество Саути оказало известное влияние на В. Скотта и П. Б. Шелли. В России его произведения переводили А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, А. Н. Плещеев, Н. С. Гумилев, Э. Г. Багрицкий.

Роберт Саути

http://www.poeti.biz/avtobiografiya/anglijskie_poetj/sauti_robert.html

Роберт Саути            //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

17 августа

ЕЛИЗАВЕТА ВОДОВОЗОВА

170 лет со дня рождения писательницы

(1844 – 1923)

 

Водовозова-Семевская Елизавета Николаевна (урожденная Цевловская) - русская детская писательница, педагог, издательница, общественный деятель, мемуаристка.

Дебютировала в печати статьей «Что мешает женщине быть самостоятельной?», написанной по поводу романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?» (1863). В этой работе высказала свои взгляды на женскую эмансипацию. Главное место в статье было отведено резкой критики системы женского воспитания в России. Большую часть своей жизни посвятила развитию новаторских педагогических методик. Многое из того, что она пыталась внедрить в детское образование тогда, активно используется сейчас. В книге «Умственное развитие детей от первого появления сознания до восьмилетнего возраста» (1871) основой дошкольного воспитания предлагала сделать народные песни, игры, сказки. Одна из основных ее педагогических идей заключалась в том, что образовательные материалы должны быть максимально приближены к реальной жизни. В качестве пособия для воспитания по такой программе издала книгу «Одноголосые детские песни и подвижные игры с русскими народными мелодиями» (1876). В 1875 г. выходит пользующаяся большой известностью работа «Жизнь европейских народов. Географические рассказы», в которой рассказывается о народах различных стран, их обычаях, народных увеселениях, занятиях, характере политической жизни. Переработанный и сокращенный вариант книги для детей вышел под названием «Как люди на белом свете живут» (1894). Также издаются книги рассказов для детей «Из русской жизни и природы» (1872), «Батрачка. Рассказ из народного быта» (1871) и беллетристический сборник для детского чтения «На отдых» (1880).

Главный труд Водовозовой-Семевской – мемуары «На заре жизни» (1887) – ценный источник по истории литературы и развитии общественных и педагогических идей 60-х годов в их взаимном переплетении и влиянии. В первой части книги автор очень подробно и интересно рассказывает о жизни своей семьи и жизни других мелкопоместных дворян в глубокой российской провинции, во второй очень увлекательно пишет о нравах и обычаях Смольного института, что представляет сейчас для нас самый большой интерес. В третьей части речь идет о ее увлечении либеральными идеями, знакомстве с шестидесятниками, воплощавшими их, и трудной жизни в условиях постоянного сопротивления властям. Водовозова опубликовала множество произведений мемуарного характера: «К. Д. Ушинский и В. И. Водовозов. Из воспоминаний институтки» (1887), «Дореформенный институт и преобразования К. Д. Ушинского» (1908), «Среди петербургской молодежи шестидесятых годов» (1911), «Из давно прошедшего» (1915), очерк «В. А. Слепцов» (1915), «В. И. Семевский» (1917).

http://www.livelib.ru/author/178334

Елизавета Водовозова           //Википедия: Свободная энциклопедия

 

19 августа

СЭМЮЭЛ РИЧАРДСОН

325 лет со дня рождения английского писателя

(1689 - 1761)

 

Сэмюэл Ричардсон, английский писатель, родоначальник «чувствительной» литературы XVIII и начала XIX вв., родился в Дербишире.

Первый роман Ричардсона «Памела» вышел в 1740 г. под пространным заглавием: «Памела, или Вознаграждённая добродетель, серия писем прекрасной девицы к родителям, в назидание юношам и девицам и т. д.». Главной задачей писателя было создать образ героини, раздираемой противоречием: сохранить добродетель – и не потерять человека, которого она полюбила. Неопытность в сочетании с сильной и чувственной натурой, осознающей свои права личности, сделали этот конфликт еще более острым. Следующий роман Ричардсона вышел в свет после длительного перерыва: в 1747-1748 гг. Это был огромный семитомный роман «Кларисса, или история молодой леди, охватывающая важнейшие вопросы частной жизни и показывающая, в особенности, бедствия, проистекающие из дурного поведения как родителей, так и детей в отношении к браку». Этот роман по праву считается шедевром Ричардсона и отличается гораздо большей глубиной и сложностью содержания и структуры. Чтобы поведать читателю историю Клариссы Гарлоу, Ричардсон пользуется не только письмами самой героини, как это было в «Памеле», но и многочисленными письмами ее родных, друзей и знакомых, по-разному и с разных точек зрения рассказывающих об одних и тех же событиях. Основная историческая ценность романа заключается в созданном Ричардсоном образцовом антигерое, типичном соблазнителе Ловласе, чье имя до сих пор остается нарицательным. Эта сложность характеров достигалась не простым механическим сочетанием разнообразных и противоречивых свойств. Ричардсон сумел показать, как тесно связаны между собой пороки и добродетели, оказывающиеся иной раз проявлением одной и той же черты человеческого характера. Как противовес Ловеласу, написан «Чарльз Грандисон» (1753) он создал образ идеального джентльмена. Грандисон умен, красив, добродетелен, ему чужда мещанская мораль. Три романа Ричардсона последовательно описывают жизнь низшего, среднего и высшего класса общества. Романы не изобилуют действием. В восьми частях «Клариссы» описаны события одиннадцати месяцев; в «Грандиссоне» действие постоянно прерывается, дабы автор имел возможность дать пространный анализ происходящего, он возвращается назад, еще раз описывает события, комментирует их. Но интерес этих романов не в фабуле, а в разборе чувств и в нравоучениях. В своих романах Ричардсон предстает перед читателем как знаток женского сердца, мастер психологического анализа, создатель драматических любовных коллизий. Ричардсон утверждает, что религиозный долг и мирские устремления человека вовсе не противоречат, а, напротив, дополняют друг друга.

Позже в 1733 году он написал «Справочник Подмастерья», наказывая молодым людям следовать его примеру и быть старательными и самоотверженными.

Романы Ричардсона были задуманы и написаны в эпистолярном жанре, который давал возможность проследить неуловимые взаимопереходы добра и зла в тончайших движениях мысли и чувств его героев. Психологический анализ Ричардсона - это прежде всего анализ деталей, микроскопически тщательный и кропотливый. Ричардсон-романист имеет немало точек соприкосновения и с рыцарско-пасторальным романом, но он впервые придал высокую серьезность и значительность скромным явлениям частной жизни; он впервые сделал роман средством могущественного эмоционального воздействия на, читателя. В обыденном, частном существовании обычных людей своего времени Ричардсон действительно открывает чувства такой необычайной глубины, душевные переживания такой тонкости и сложности, какие еще недавно казались исключительной привилегией «высоких» героев рыцарско-пасторальных романов и трагедий классицизма. Некоторыми мотивами последний роман Ричардсона близок литературе предромантизма.

Романы Ричардсона мгновенно завоевали не только английскую, но и всю европейскую читающую публику. Появилось множество переложений, подражаний, театральных постановок, а также пародий на его сочинения. Творчество Ричардсона высоко ценили Вольтер и Дидро. Основная черта романов Ричардсона, сделавшая их популярными, а самого Ричардсона основателем новой школы романистов «чувствительность». Ричардсон может быть назван не только основателем современного романа в Англии, но и предшественником всей сентиментальной школы в Европе.

http://www.personbio.com/view_post.php?id_info=774

Сэмюэл Ричардсон                   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

24 августа

ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС

115 со дня рождения аргентинского писателя

(1899 – 1986)

 

Хорхе Луис Борхес, выдающийся аргентинский поэт, писатель, литературный критик, филолог и философ родился в Буэнос-Айресе.  Известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии и признан одним из величайших писателей XX столетия.

В 1923 г. выходит первая книга Борхеса - сборник стихов «Страсть к Буэнос-Айресу», воплотившая ультраизм в нерифмованных стихах, в 1925 г. сборник стихов «Луна напротив», в 1929 г. третья книга стихов «Сан-Мартинская тетрадка». Борхес пишет также большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино: «Расследования» (1925), «Земля моей надежды» (1926), «Обсуждения» (1932), сборник пародийных остросюжетных новелл-эссе «Всемирная история бесславья», (1935) и книгу эссе «История вечности» (1937). В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д. Сочинение «Пьер Менар, автор «Дон Кихота» (1938) сам Борхес определил как среднее между эссе и «настоящим рассказом». Однако концепции классического Борхеса видны здесь во всей полноте. В постмодернистском контексте рассказ посвящен тому, что новые тексты невозможны, что число текстов вообще ограничено и к тому же все они уже написаны. Книг так много, что писать новые просто нет возможности и даже смысла. В «Тлене» (1938) описана виртуальная цивилизация, в которой культура состоит только из одной дисциплины – психологии.

Со временем Борхес отошел от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. В 1941 г. издает сборник своих новелл «Сад расходящихся тропок», а в 1942 «Шесть задач для дона Исидро Пароди» – сборник пародийно-детективных новелл. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. В 1943 г. выпускает сборник «Лучшие детективные рассказы», включая в него серию рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование. В 1944 г. появляется книга рассказов «Вымышленные истории», новеллы «Лотерея в Вавилоне» и «Вавилонская библиотека». Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы» (1944), «Хитросплетения» (1960) и «Сообщение Броуди» (1971). В 1946 г. выходит сборник новелл «Алеф», в 1952 г. антиперонистские рассказы «Праздник чудовища» и «Сын друга», в 1970 г. – сборник новелл «Книга Песка» и сборник эссе «Новые расследования». Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошел, начав писать фантастические и магические произведения. Эффект подлинности вымышленных событий достигается у Борхеса введением в повествование эпизодов аргентинской истории и имен писателей-современников, фактов собственной биографии. Сказки Борхеса, начиная от метафизических аллегорий и фантазий до современных детективных нитей, свидетельствуют о самых разнообразных влияниях на автора (Кафка, Честертон, Вирджиния Вульф). Но, тем не менее, они удивительно оригинальные. Интерес Борхеса к мифологии отразился в энциклопедическом труде «Руководство по фантастической зоологии» (1957) и «Книга воображаемых животных» (1967).

В начале 1950-х годов Борхес вернулся к поэзии; стихи этого периода носят в основном элегический характер, написаны в классических размерах, с рифмой. В них, как и в остальных его произведениях, преобладают темы лабиринта, зеркала и мира, трактуемого как нескончаемая книга. Поздние стихи Борхеса были опубликованы в сборниках «Делатель» (1960), книга песен-милонг «Для шести струн» (1964), «Хвала тени» (1969), «Золото тигров» (1972), «Сокровенная роза» (1975), «Железная монета» (1976), «Тайнопись» (1981), «Порука» (1985). Его стихи, зачастую вдохновлялись повседневной жизнью или эпизодами аргентинской истории. Характеризуясь лиризмом, воображением и смелостью, они, по словам Борхеса, являются духовными приключениями.

Борхес участвовал в создании знаменитой «Антологии классической аргентинской литературы» (1937), «Антологии фантастической литературы» (1940) и «Антологии аргентинской поэзии» (1941). В 1952 г. писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев. Язык Буэнос-Айреса». Его последней прижизненной публикацией была книга «Атлас» (1985) – собрание стихов, фантазий и путевых записок.

http://www.ae-lib.org.ua/texts/dubin__borges_biography__ru.htm

http://fantlab.ru/autor439

Хорхе Луис Борхес                  //Википедия: Свободная энциклопедия

 

26 августа

ХУЛИО КОРТАСАР

100 лет со дня рождения аргентинского писателя

(1914 - 1984)

 

Аргентинский писатель и поэт Хулио Кортасар известен как бесподобный мастер экспериментов с формой и образом, сочетанием реальности и фантастики, один из создателей нового латиноамериканского романа. Автор рассказов с элементами бытовой фантастики и магического реализма, а также двух сложно организованных, экспериментальных романов. Его произведения захватывают своей динамикой и отточенностью слова, соединяют в себе глубокую приверженность к европейской культуре и неизменный интерес к аргентинской реальности. В его творчестве четко прослеживаются три этапа: гиперинтеллекуальный, в котором явно преобладает эстетический принцип восприятия действительности; метафизический, суть которого в поисках ключа к загадке человеческого предназначения, в попытках понять, что такое человек, жизнь, смерть, время; и исторический.

Первая публикация Кортасара, сборник сонетов «Присутствие» (1938), предвосхищает некоторые важнейшие элементы его будущей прозы – такие, как взаимопроникновение реальности и фантазии, поиск Абсолюта, стремление к гармонии между человеком и вселенной. В 1946 г. Кортасар опубликовал свой первый рассказ «Захваченный дом». Уже на начальном этапе творчества проявилась склонность Кортасара к своеобразному сочетанию реальности с фантастикой, ориентация на поражающую восприятие неожиданность. В 1949 г. публикует драму в стихах «Короли», в основу которой положен миф о Минотавре и лабиринте, а позже написанный исключительно на аргентинском материале роман «Экзамен» (1950). Литературная слава пришла к писателю после публикации сборника рассказов «Бестиарий» (1951), где разрабатывается тема соотношения человеческого и животного миров. Сборник «Конец игры» (1956) раскрывает символическое значение мелочей, определяющих каждодневную жизнь, рассказы книги «Тайное оружие» (1959) выстроены на контрасте косности жизни и свободы творческого воображения. В своем первом опубликованном романе «Выигрыши» (1960) Кортасар раскрывает проблему извечной человеческой неудовлетворенности. Фантастический вымысел позволял предположить сомнительность и условность устоявшихся представлений об окружающем, ощутить призрачность и хрупкость привычных соотношений между элементами реальности.

В 1963 г. выходит из печати роман «Игра в классики», который представляет собой выражение сложившихся позиций автора и его собственной индивидуальной поэтики. «Игра в классики», расцененная критикой как «первый великий латиноамериканский роман», выстроена таким образом, что содержит в себе как бы несколько романов и дает читателю творческую возможность выбора одного из вариантов. Фабулы как таковой в романе нет, нарушена временная последовательность повествования, отсутствуют сюжетные связи фрагментов. Мелькают постоянные для Кортасара темы — время, смерть, случайность, детство, раздвоение личности, музыка и т. д. В этом ракурсе раскрывается основной конфликт — духовная неудовлетворенность героя, его решительное неприятие общества, поиски смысла своего существования. В 1967 г. выходит «Вокруг дня за восемьдесят миров», своеобразный набор стихотворений, размышлений, цитат, коротких рассказов, заметок и рецептов, снабженный фотографиями и рисунками. В 1968 г. публикуется роман «62. Модель для сборки», являющийся развернутым приложением к 62-й главе романа «Игра в классики». Героями этих произведении являлись не только аргентинцы, но и французы, англичане, датчане. В центре внимания автора - современные социальные, психологические, нравственные проблемы, речь ведется об отношении к миру и другим людям, к власти, о самостоятельности и свободе, об эгоизме и долге, доброте и любви. Романы отличает новая, необычная манера письма, калейдоскопичность происходящего, смешение стилей, усложненные аллюзии, многослойная символика. Писатель играет со словами, образами, виртуозно использует пародию, параболу, парадокс. В 1969 г. публикуется «Последний раунд», книга, в которой автор возвращается к структуре альманаха. Латиноамериканским революционерам посвящен роман «Книга Мануэля» (1973), где рассматривается проблема терроризма как способа борьбы за свободу. Книга «Автонавты на космостраде» - хроника необыкновенного путешествия на автомобиле из Парижа в Марсель. С годами своеобразный кортасаровский способ передачи фантастического допущения видоизменился, иррациональность происходящего не всегда обусловлена вмешательством силы извне, нередко непривычное, неожиданное зарождается во внутреннем пространстве самого человека.

Кортасар — признанный мастер новеллы, автор сборников «Жизнь хронопов и фамов» (1962), «Все огни — огонь» (1966), «Восьмигранник», «Тот, кто здесь бродит» (1977),  «Территории», «Некто Лукас» (1979), «Мы так любили Гленду » (1980), «Вне времени» (1982) и др. Его рассказы — развернутые метафоры, их отличают концентрированная атмосфера повествования, напряженная пульсация внутреннего ритма, отшлифованность словесного материала. В коротких ироничных рассказах «Истории о хронопах и фамах» писатель акцентирует внимание на алогичных условностях человеческой жизни, в этих текстах автор осуществляет неожиданный поворот игрового характера. Ведущей темой сборника рассказов «Все огни – огонь» стала схожесть положений, складывающихся в различных странах и в рамках разных эпох. В этом сборнике автор углубляет свое амбивалентное отношение к реальности.

Посмертно была издана лирическая книга «Только сумерки» (1984), куда вошли стихи и поэмы, созданные от начала 50-х гг. до 1983 г.

http://fantlab.ru/autor1786

http://julio-cortazar.narod.ru/biogr.htm

Хулио Кортасар                  //Википедия: Свободная энциклопедия

 

28 августа

ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ

265 лет со дня рождение немецкого поэта

(1749–1832)

 

Иоганн Вольфганг фон Гете, крупнейший поэт и универсальный гений немецкой литературы, прозаик, драматург, придворный и естествоиспытатель, одна из величайших фигур в западной литературе, родился во Франкфурте-на-Майне. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени.

В 1767 г. он пишет первый сборник лирических стихов - «Аннетте», произведения которого полны лирики и передают его переживания первой любви. Несчастная любовь вдохновила Гете и к написанию первой пьесы «Капризы влюбленного» (1767).  В 1769 г. выходит его первый печатный сборник стихов «Новые песни». Его ранние произведения отмечены чертами подражательности, тяготеют к традициям анакреонтической лирики. Новый период его творчества начинается в 1770 г. Лирика Гете периода «Бури и натиска» – одна из самых блестящих страниц в истории немецкой поэзии. Лирический герой Гете предстает воплощением природы или в органическом слиянии с ней («Путник», 1772» «Песнь Магомета», 1774). Он обращается к мифологическим образам, осмысляя их в бунтарском духе («Песнь странника в бурю»,1772; монолог Прометея из неоконченной драмы, 1773). Историческая драма "Гец фон Берлихинген" (1773) отразила события кануна Крестьянской войны 16 в., прозвучав суровым напоминанием о княжеском произволе и трагедии раздробленной страны.

Под влиянием новой любви им был написан роман «Страдания молодого Вертера» (1774), который сделал Гете известным во всем мире. В романе, созданном в виде череды писем, изображен безнадежный роман юноши Вертера с прекрасной Шарлоттой. Использовав форму сентиментального романа в письмах, Гете передает драматические личные переживания героя и в то же время создает картину немецкой действительности. Главной темой «Вертера» является любовь во всех ее проявлениях. Любовь простого человека получает в романе религиозное значение, помогает ему осознать свою индивидуальность, обрести внутреннюю свободу. В романе изображен конфликт между человеком и миром, принявший форму любовной истории. Вертер – романтик, сильная в своем понимании личность. Финальным выстрелом юноша бросает вызов жестокому, несправедливому миру и живущим в нем тщеславным людям.

Творчество Гете отразило важнейшие тенденции и противоречия эпохи. Через период веймарского классицизма, проникнутого стихийным материализмом античности («Римские элегии», 1790), отмеченного антифеодальными и тираноборческими тенденциями (драма «Эгмонт», 1788), Иоганн Гете шел к реалистическому осмыслению проблем художественного творчества, взаимоотношений человека и общества (роман «Годы учения Вильгельма Мейстера» 1796), пантеистическому наслаждению полнотой жизненных переживаний (сборник лирических стихов «Западно-восточный диван» (1819), в котором Гете предпринимает попытку синтеза культурных традиций Запада и Востока).

Гёте не оставлял творчества и в последние годы жизни. Он отредактировал «Искусство и древность» (1832) и «К естествознанию» (1824), написал автобиографию «Поэзия и Правда» (1833) и завершил роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821). Незадолго до смерти в 1831 г. Гете завершает трагедию «Фауст», работа над которой заняла почти шестьдесят лет. Сюжетным источником трагедии послужила средневековая легенда о докторе Иоганне Фаусте, заключившем договор с дьяволом. Гете наполняет эту легенду глубоким философским и символическим значением, создав одно из самых значительных произведение мировой литературы. В этой драме художественные идеи Гете тесно переплетены с его естественнонаучными представлениям. Главный герой олицетворяет само человечество, которое всеми доступными путями стремится к познанию мира и созиданию. Эпилог романа оставляет читателю идею бесконечности этой борьбы. «Фауст» переведен на множество языков, он является популярной театральной постановкой и известным кинематографическим сюжетом.

http://biodata.narod.ru/24-goethe.html

http://jwgoethe.ru/biography

http://gete.velchel.ru/

Иоганн Вольфганг Гете                    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

31 августа

АЛЕКСАНДР РАДИЩЕВ

265 лет со дня рождения писателя

(1749 - 1802)

 

Александр Николаевич Радищев, русский писатель и мыслитель, один из главных представителей «просветительной философии» в России, родился в Москве.

Основы мировоззрения Радищева были заложены в самый ранний период его деятельности. В 1771 – 1773 гг. Александр Николаевич выполнил ряд переводов, наиболее интересен изданный в 1773 г. перевод сочинений Габриеля Бонно де Мабли «Размышления о греческой истории» с примечаниями Радищева. В философских статьях «Слово о Ломоносове» (1780), «Письмо к другу, жительствующему в Тобольске» (1790) описывается открытие памятника Петру Великому и попутно высказываются некоторые общие мысли о государственной жизни и власти, подчеркивается роль выдающихся личностей в истории. Ода «Вольность» (1783) явно сочинена под влиянием революционного духа, распространившегося в Европе. В 1789 г. появляется повесть «Житие Федора Ушакова» (Федор Ушаков — реальный человек, однокурсник Радищева). На примере его жизни автор раскрывает свои мировоззренческие принципы. Радищев – совсем не поэт; его стихи по большей части очень слабы. Проза его, напротив, обладает нередко значительными достоинствами. Речь его бывает тяжела и искусственна, но вместе с тем в целом ряде мест он, увлекаемый изображаемым предметом, говорит просто, иногда живым, разговорным языком.

В главном произведении Радищева «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790) отражен широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Оно разделено на 23 главы, из которых первая называется «Выезд», а прочие озаглавлены именами станций между обеими столицами. Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Радищеву реалистически изобразить разные стороны русской жизни, различные сословия, рассмотреть политические, социальные, юридические, экономические, исторические, этические, эстетические, бытовые и другие проблемы действительности. Показав сначала полнейшее беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, он прямо указал на главный источники зла — самодержавие и крепостничество. Многие сцены в «Путешествии» поражают своей жизненностью, показывая наблюдательность и юмор автора. В повествование о путешествии и размышления героя введены «чужие» рассказы, рассуждения, письма, теоретические «проекты», исторические и литературные трактаты, стихи, комедийный диалог и т.д. В связи с этим необычайно широк диапазон языковых и стилистических средств Радищева - от крестьянского просторечия (но без обычной в литературе эпохи фонетической транскрипции) и литературного языка, построенного на разговорной речи, до публицистических «слов» и политической проповеди, насыщенных архаизмами и славянизмами. Нападки на крепостное право - главная тема «Путешествия». Книга Радищева затрагивает, кроме того, целый ряд других вопросов русской жизни, таковы его нападки на зачисление дворян в службу с детских лет, на несправедливость и корыстолюбие судей, на полный произвол начальников, цензуру, праздничные приемы у начальников, купеческие обманы, разврат и роскошь. Нападая на современную ему систему образования и воспитания, Радищев рисует идеал, во многом не осуществленный до сих пор. Он говорит, что правительство существует для народа, а не наоборот, что счастье и богатство народа измеряются благосостоянием массы населения, а не благополучием немногих лиц и пр.

В ссылке Александр Николаевич создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. Его статья «Памятник дактилохореическому витязю» (1801) заложила основы научного стиховедения в России. Также написал, «Сокращенное повествование о приобретении Сибири» (1791), «Описание Тобольского наместничества», «Письмо о китайском торге в Кяхте» (1792), «Описание моего владения» и др. В 1799 г., Радищев написал поэму «Бова» в 12-ти песнях, взятую им из старинной народной сказки «Бова Королевич».

Мысль о зависимости человека от среды (прежде всего от политических и социальных условий), изображение формирования характера под воздействием обстоятельств, сделали Александра Николаевича основоположником реалистического метода в русской прозе. Смелый экспериментатор, Радищев стремился по-новому использовать распространенные поэтические жанры. Он пытался обогатить русскую поэзию новыми размерами, выступая не только с собственными практическими опытами, но и с теоретическими статьями, посвященными стихосложению. Отрицая теорию «трех штилей» и стилистическую регламентацию сентиментализма, писатель создавал принципиальные основы художественной стилистики реализма.

http://az.lib.ru/r/radishew_p_a/text_1857_radischev.shtml

http://biography.5litra.ru/79-aleksandr-radishhev.html

Александр Радищев                 //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ