Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

 

 

    

 

  

  

5 декабря

афанасий афанасьевич фет

190 лет со дня рождения русского поэта, переводчика, мемуариста

(1820-1892)

    Афанасий Афанасьевич Фет (первые 14 и последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин).

    Главная литературная заслуга А. Фета - в оригинальной его лирике. Фет никогда не забывает правила Вольтера "le secret d'ennyer c'est celui de tout dire" и той "надписи" (tabula votiva) Шиллера "Художник", которая (в переводе Минского) гласит: "Мастера прочих искусств по тому, что он высказал, судят; мастер лишь слога блестит знаньем, о чем умолчать". Фет рассчитывает всегда на вдумчивого читателя и помнит мудрое правило Аристотеля, что в наслаждении красотой есть элемент наслаждения мышлением. Лучшим его стихотворениям всегда присущ лаконизм. Пример - следующее восьмистишие из "Вечерних огней": "Не смейся, не дивися мне в недоуменье детски-грубом, что перед этим дряхлым дубом я вновь стою по старине. Немного листьев на челе больного старца уцелели; но вновь с весной прилетели и жмутся горлинки в дупле". Тут поэт не договаривает того, что сам он подобен дряхлому дубу, жизнерадостные мечты в его сердце - горлинки в дупле; читатель должен сам догадаться об этом - и читатель догадывается легко и с удовольствием, так как стилистический лаконизм Фета тесно связан с поэтическим символизмом, т. е. с красноречивым языком образов и картинных параллелей.

    Второе достоинство Фета как лирика, тесно связанное с его символизмом, это - его аллегоризм, т. е. умение, точно обозначив в заглавии предмет песнопения, подбирать к нему удачные поэтические сравнения, оживляющие интерес к прозаическому явлению; примеры - стихотворения "На железной дороге" (сравнение железнодорожного поезда с "огненным змеем") и "Пароход" (сравнение парохода с "злым дельфином").

Третья добродетель великого лирика - умение небрежно набрасывать слова, картины и образы, не связывая их стилистически, в полной уверенности, что внутренняя связь даст в результате то, что называется настроением; общеизвестные примеры: "шепот... робкое дыханье... трели соловья"... и т. д. и "чудная картина, как ты мне родна: белая равнина... полная луна"... и т. д. Такие стихотворения особенно удобны для музыки, а именно для романса. Неудивительно, что, с одной стороны, Фет целый разряд своих стихотворений обозначил словом "мелодии", а с другой стороны, многие стихотворения Фета иллюстрированы музыкой композиторами русскими ("Тихая звездная ночь", "На заре ты ее не буди", "Не отходи от меня", "Я тебе ничего не скажу", музыка Чайковского, и т. д.) и иностранными (та же "Тихая звездная ночь", "Шепот, робкое дыханье" и "Я долго стоял неподвижно", музыка госпожи Виардо). Далее

Каталог выставки

http://fet.ouc.ru/

http://fet.lit-info.ru/

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-7022.htm

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=19

http://www.portal-slovo.ru/philology/40634.php

 

 

 

 

  

  

11 декабря

альфред де мюссе

200 лет со дня рождения французского писателя, поэта, прозаика

(1810-1857)

    Одаренность Мюссе проявилась в первом же сборнике «Испанские и итальянские повести», снискавшем большой успех у публики.

     Провал пьесы «Венецианская ночь» так подействовал на Мюссе, что впредь он писал комедии только для чтения (сборник «Спектакль в кресле»). Из них пьеса «Уста и чаша» – подлинно романтическая драма, где необузданный и непредсказуемый герой помещен в экстравагантную ситуацию, комедия же «О чем грезят девушки» – восхитительное, почти шекспировское по легкости изображение юных грез и пробуждающейся любви. Стремясь придать книге полновесность, Мюссе добавил в нее поэму «Намуна» – в стиле байроновского «Дон Жуана». В поэме «Ролла», в свое время необыкновенно популярной, рассказывается о молодом повесе, который совершает самоубийство после ночи разврата, – это произведение можно считать последним образцом пылкого юношеского стиля Мюссе.

    Роковая встреча с Жорж Санд в 1833, безумная совместная поездка в Италию и неизбежный разрыв стали трагедией для Мюссе. Он описал свои муки в стихах, которые принадлежат к лучшим творениям французской любовной лирики, – в четырехтомнике «Ночи» и в книге «Воспоминание». Автобиографический роман «Исповедь сына века» воспроизводит если не фактическую сторону, то атмосферу этой связи; в том же духе, только в басенной форме, написан рассказ «История белого дрозда».

    За тот же период Мюссе создал еще несколько пьес для чтения, которые считаются шедеврами романтического театра. «Прихоти Марианны», «Фантазио», «С любовью не шутят», «Не надо биться об заклад», «Каприз» представляют собой изящные трагикомедии, лишенные всяких примет времени и места; впоследствии все они были поставлены на сцене «Комеди Франсез». В полномасштабной исторической драме «Лоренцаччо» особый интерес вызывает мастерски обрисованный характер главного героя, по типу сходного с Гамлетом.

Альфред Де Мюссе

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%8E%D1%81%D1%81%D0%B5

http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/alfred-de-myusse.htm

 

 

 

 

 

 

  

14 декабря

поль элюар

125 лет со дня рождения французского поэта

(1885-1952)

    Элюар Поль – псевдоним, настоящее имя Эжен Эмиль Поль Грендель. Участвовал в первой мировой войне. Фронтовые впечатления отражены в сборнике стихов «Долг и тревога», в котором поэт не склонен верить в навязанный ему «долг». Элюаровской поэтике, которая складывается в 20 -е гг. и почти без изменений остается до начала 40-х, свойственен лирический эксперимент. Элюар отказывается от принципа подражания природе, он полагал, что возникающий поэтический образ представляется самостоятельным и приглашает читателя к творческому преображению мира. В «сюрреалистический» период Элюара выходят сборники «Град скорби», «Любовь поэзия», «Сама жизнь», «Роза для всех» и другие.

    Элюар, будучи почти пятнадцать лет одним из самых маститых поэтов-сюрреалистов, тяготился навязанным А. Бретоном «запретом» на создание гражданской лирики или стихов, окликающихся на требования и изменения времени. Раздвоенность, возникшая из-за ощущения непричастности к происходящему, усилилась к середине 30-х.

В 30-е годы поэт занимает антифашистскую позицию, в оккупированном немцами Париже он пишет «Открытая книга I» и «Открытая книга II». Манифестом французского Сопротивления становится стихотворение «Свобода» из сборника «Поэзия и правда». В стихотворении произвольное, на первый взгляд, перечисление предметов обихода и достижений человеческой мысли сплетается в один узел понятием свобода, которое становится исповедальным заклинанием, акцентирующим основу человеческого бытия.

     Элюар - один из самых блестящих мастеров любовной лирики во французской поэзии ХХ столетия. Поэтические сборники «Лишнее время», «Памятное тело» проникнуты трагическим мироощущением после смерти Нуш, его второй жены. Последняя поэтическая книга «Феникс», своего рода манифест возвращения к жизни, посвящена Доминике Лемор, которая была с поэтом до конца.

http://www.pergam-club.ru/book/6410

http://www.vspu.ac.ru/~oapo/part1/pol_eluar.htm

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Элюар%20Поль/

http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/pisateli-francii/pol-elyuar.htm

 

 

 

 

 

 

 

  

17 декабря

константин яковлевич ваншенкин

85 лет со дня рождения советского и российского поэта

(р.1925)

     Писать стихи стал с самого детства. В девять лет написал несколько стихотворений о полярниках, о героях гражданской войны. В 1942 году из десятого класса был призван в воздушно-десантные войска. Участвовал в боях на Втором и Третьем Украинских фронтах.

     Первые стихи Ваншенкин опубликовал в 1948 году, а первая книга «Песня о часовых» вышла через три года и была тепло встречена критикой. Одновременно с ее выходом в журнале «Новый мир» появилось стихотворение «Мальчишка», которое получило весьма широкое распространение и известность. Затем последовали сборники стихов – «Подарок», «Лирические стихи», «Портрет друга», «Волны», «Лирика», «Солдатская судьба: Стихи». Поэзия Ваншенкина, простая и незамысловатая по стилю, ясная по мысли и близкая по содержанию лирике «военных» поэтов его поколения (Е.М. Винокурова, С.П. Гудзенко, М.А. Дудина, Ю.В. Друниной и др.)

      Константин Ваншенкин известен в первую очередь песнями, авторами музыки большинства которых были Эдуард Колмановский и Ян Френкель. Эпизодически приходилось работать с Евгением Жарковским, Валентином Левашовым, Аркадием Островским. Наиболее прославили Ваншенкина песни «Я люблю тебя, жизнь» (она стала его визитной карточкой), «Алёша», «Вальс расставания», «Женька», «Как провожают пароходы».

      Позднее Ваншенкин обратился также и к прозе. Сборники рассказов «Армейская юность», «Любовь по переписке», повести «Большие пожары» (1964, о борьбе с огнем в лесах Сибири), «Во второй половине дня», «Воспоминания о спорте», дающие, в частности, живые портреты известных писателей. Особое место в их ряду занимает его жена, поэтесса Инна Гофф, боль утраты которой остро выражена в одной из последних поэтических книг Ваншенкина – «Ночное чтение».

     Константин Ваншенкин также автор книги заметок о мастерстве поэта «Непонятливая Лика».

http://vashenkin.ouc.ru/

http://www.moswriter.ru/vanshenkin-k/

http://www.litera.ru/stixiya/authors/vanshenkin.html

 

 

 

 

 

 

   

   

25 декабря

карлос кастанеда

85 лет со дня рождения перуанского писателя и антрополога, этнографа, мыслителя эзотерической ориентации, мистика

(1925-1998)

     Полное имя – Карлос Цезарь Сальвадор Аранья Кастанеда.

     Карлоса Кастанеду можно смело причислить к величайшим загадкам ХХ в. Достоверно о нем известно только то, что он - автор десяти книг-бестселлеров и основатель компании «Cleargreen», которая ныне владеет правами на творческое наследие Кастанеды. Все остальное - не более чем предположения.

     Известность Кастанеде пришла в 1968 г., когда ему было 37 или 43. Интегрировав в среду вольнодумной интеллигенции, он был полон сил и амбициозных устремлений. Его амбиции получили направление благодаря гранту Калифорнийского университета, выделенного на его антропологические исследования. По условиям этого гранта он отправился в центральную Мексику, где несколько лет он занимался «полевой работой», завершившейся, впрочем, , не научным открыт, ием, а совершенно, , необычным, новым , для того времени рома, ном «У, чение Д, она Хуана: Путь Знания индейцев Яки». Литературно-научные искания Кастанеды были оценены, и в 1973 году К.Кастанеда получил степень доктора философии и стал профессором Калифорнийского университета, защитив там диссертацию по антропологии, почти идентичную его третьей книге «Путешествие в Икстлан». Появление первых же книг «Учение дона Хуана» и «Особая реальность» сделало автора знаменитостью, а «Рассказы о силе» и «Второй круг силы» также стали бестселлерами. Шестая из книг этой серии «Дар орла» была опубликована в 1981. Книги издавались миллионными тиражами, они были переведены на 17 языков, в том числе, и русский.

     Сами тексты произведений Кастанеды претендуют на подробное изложение впечатлений и переживаний автора (под именем «Карлос»), полученных при обучении у старого индейца из племени яки дона Хуана Матуса, якобы познавшего некое высшее откровение, и его помощника Дона Хенаро. Карлос в качестве аспиранта, собирающего фактический материал, проходит причудливый курс обучения, который должен изменить его привычный способ восприятия мира. Учеба заключается в выполнении последовательности ритуально закрепленных действий – прием природных галлюциногенов, определенные физические упражнения, такие, как скашивание глаз для измененного видения или «поступь силы» для безопасного передвижения ночью через пустыню. Результатом обучения явилось полная трансформация личности героя и всего его восприятия действительности.

     Критика всегда сомневалась в реальном существовании Дона Хуана, и не безосновательно. Кастанеда не предъявил миру ни одного доказательства существования Дона Хуана и в 1973 году «отправил» его вместе с группой персонажей в магическое путешествие, из которого они больше не вернулись. Впрочем, ученики и поклонники Кастанеды считают, что вопрос о подлинности его рассказов не имеет никакого отношения к проблеме истинности «пути познания», предлагаемого Доном Хуаном.

http://www.fantlab.ru/autor374

http://chugreev.ru/castaneda/castaneda.html

 

 

 

 

 

 

 

 

   

29 декабря

Евгений борисович рейн

75 лет со дня рождения русского поэта, прозаика

(р.1935)

     Первое печатное выступление относится к 1959 г.  – в газете «Ленинградская здравница» увидело свет стихотворение Рейна. Следующая публикация, стихотворение в альманахе «Молодой Ленинград», появилась через три года.

Общение со сверстниками – И.Бродским, А.Найманом, Д.Бобышевым, А.Кушнером, Г.Горбовским вновь формировавшегося литературного авангарда, а также с литераторами старшего поколения, среди которых были А.Ахматова, А.Штейнберг, Г.Семенов много дало для становления Рейна-поэта. Изменения в общественном сознании, возобновившиеся связи с западным миром, проникновение западной культуры, в частности музыки, повлияли на Рейна-человека (представитель поколения «стиляг», он чутко следил за модой, ориентируясь на зарубежные образцы).

     Не работая по специальности, Рейн зарабатывал литературной поденщиной, писал сценарии для документального кино (около двух десятков), занимался стихотворным переводом с грузинского, эстонского, английского и других языков. Активно трудился в детской литературе. Так, в пионерском журнале «Костер», он публикует забавные прозаические истории, нечто вроде классических «литературных анекдотов», выпускает несколько стихотворных книг для детей. Выступает и как журналист.

Влияние кинематографа заметно в стихах Рейна наряду с влиянием живописи. Отсылки к этим двум искусствам и перекличка с ними есть едва ли не в каждом стихотворении Рейна.

     Редкие публикации в журналах «Аврора», «Литературная Грузия», «Юность» и в заграничных изданиях не принесли поэту известности. Впервые значительная подборка, 22 стихотворения, появилась в альманахе «Метрополь», где Рейн выступил также и как составитель поэтического раздела.

     После 1984, когда вышел первый сборник оригинальных стихов Рейна «Имена мостов», положение его в литературе начало меняться. Он был принят в члены Союза писателей СССР и российского ПЕН-клуба, его произведения были отмечены премиями журналов «Таллин», «Звезда», «Огонек», альманаха «Стрелец». Ему присуждена Государственная премия Российской Федерации.

    Он читает лекции за рубежом, ведет поэтический семинар в Литературном институте им. А.М. Горького. Выступает и как эссеист и мемуарист. Книга «Мне скучно без Довлатова» объединила некоторые повествовательно-мемуарные стихотворения и поэмы, а также прозаические новеллы Рейна, часть которых известна в качестве устных рассказов.

http://www.eleven.co.il/article/13483

http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/r/rein/rein-tv.htm

Евгений Борисович Рейн

 

    
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ