Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2013 г. Июль

 

3 июля

ГАВРИЛА ДЕРЖАВИН

270 лет со дня рождения поэта и государственного деятеля

(1743-1816)

 

Гаврила Романович Державин, русский поэт, родился в деревне Кармачи Казанской губернии. 

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова. Первые произведения Державина не удовлетворяли самого поэта.  В "Читалагайских одах"(1976) сказываются проблески таланта, они привлекли внимание читателей, хотя не были по-настоящему самостоятельными. В 1779 году Державин отходит в своем творчестве от традиций Ломоносова и создает собственный стиль, признанный впоследствии эталоном философской лирики. Первой одой, написанной в новом направлении, было "Успокоенное неверие" (1779). Почти одновременно с ней была напечатана ода "На смерть князя Мещерского" (1779), впервые давшая поэту громкую известность и поражавшая читателей небывалой звучностью стиха, силой и сжатостью поэтического выражения. В том же году напечатана была ода "На рождение в севере порфирородного отрока". Своей игривой легкостью она резко выделялась из массы обычных торжественных од того времени; в содержании ее отразились лучшие стремления времени. В 1780 г. в печати является ода "Властителям и судиям", написанная в подражание псалму и замечательная по смелости и силе. Содержание поэзии Державина становится все глубже и разнообразнее; самая форма стиха быстро совершенствуется.

1782 год – Державин пишет «Оду к Фелице», обращенную к императрице Екатерине II. В "Фелице" ложноклассический тон русской лирической поэзии XVIII в. впервые начинает уступать место более живой, реальной поэзии. Привлекательны были ярко нарисованный поэтом идеал монархини, сочувствие ее гуманным идеям и преобразованиям, всюду чувствуемое в оде стремление поэта видеть "на троне человека". Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам. Предназначение поэта, в понимании Державина — прославление великих поступков и порицание дурных. 1782 - 1796 гг. были периодом наиболее блестящего развития поэтической деятельности Державина. За "Фелицей" следовали: "Благодарность Фелице" (1783), с поэтическими картинами природы; "Видение Мурзы" (1783), где поэт оправдывается от упреков в лести; ода "Решемыслу" (1783), где рисуется идеал истинного вельможи, с намеками на Потемкина; ода "На присоединение Крыма" (1784), написанная белыми стихами; "Осень во время осады Очакова"(1788). Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти. В том же 1784 г. была окончена знаменитая ода "Бог" - о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека.

С момента основания в 1783 году Императорской Российской академии Державин был членом академии, принимал непосредственное участие в составлении и издании первого толкового словаря русского языка.

1790 год – написана ода «На взятие Измаила», в которой впервые начинает сказываться влияние Оссиановой поэзии. В 1790-е Державиным созданы лирические произведения "К лире", "Похвала сельской жизни". В 1792 году Державин пишет оду «На умеренность», в которой намеками описывает свою службу. 1794 год – закончена ода «Водопад», начатая в год смерти Потемкина. В этом произведении Державин описывает дела князя, достойные жить в памяти потомков, это блестящий апофеоз всего, что было в духе и делах Потемкина действительно достойного жить в потомстве.

В 1796 – 1801 годы Державин создаёт ряд образцов лирических стихотворений, в которых философская напряженность его од сочетается с эмоциональным отношением к описываемым событиям. В стихотворении «Снегирь»(1800) Державин оплакивает кончину Александра Суворова. Наиболее блестящий период поэтической деятельности поэта заканчивается известным его "Памятником" (1796), подражанием Горацию, где поэт верно характеризует значение своей собственной поэтической деятельности. В то же время Державин увлекается греческой поэзией, особенно Анакреонтом. Из оригинальных произведений в этом направлении особенно популярны были: "К Музе" (1797), "Цепи" (1798), "Стрелок" (1799), "Мельник" (1799), "Русские девушки" (1799), "Птицелов" (1800).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: "Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мариамна" и другие. В 1804 г. был издан Державиным целый сборник "Анакреонтических песен". Стихотворения эти отличались легким стихом, простым, иногда народным языком, но их шутливое содержание нередко переходит в циническое. Свои сельские занятия он описывает в стихотворении "Званская жизнь" (1807).

В 1809 - 1810 гг. Державин составляет "Объяснения к своим стихотворениям", важный и любопытный материал как для истории литературы того времени, так и для характеристики самого поэта. "Объяснения" как нельзя лучше дополняют "Записки"(1811 – 1813), посвященные его многолетней службе государству. В 1811 г. – Державин создает литературное общество «Беседа любителей русского слова», объединившее петербургских литераторов.

Эстетические воззрения Державина выражены в трактате "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" (1811). В классическую структуру оды он вводит элементы сатиры и элегии, что считалось невозможным еще при Ломоносове. В лице Державина русская лирическая поэзия XVIII в. получила значительное развитие. Риторика впервые начинала уступать место поэзии. Русский поэт впервые выражается проще, впервые пытается стать ближе к жизни и действительности. Впервые в русской литературе поэт использовал так называемый прием «образной звукописи», создающий у слушающего определенные художественные образы.

 

Гаврила Державин     //Википедия: Свободная энциклопедия

http://biographer.ru/biographies/86.html

http://biography.5litra.ru/123-derzhavin-gavrila-romanovich-2j-variant.html

 

 

3 июля

ФРАНЦ КАФКА

130 лет со дня рождения австрийского писателя

(1883-1924)

 

Франц Кафка – выдающийся австрийский немецкоязычный писатель, один из фундаменталистов модернистской прозы, большая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства, — уникальное явление в мировой литературе. Осветив в своем творчестве духовный опыт, который открылся человечеству в исторических катастрофах и испытаниях периода мировых войн и тоталитарных режимов, Кафка получил славу творца-пророка. Творческое наследие писателя включает в себя три неоконченных романа, несколько сборников новелл и притч, афоризмы, письма и дневники.

В романе Франца Кафки "Процесс" банковский служащий Йозеф К. является обвиняемым, но за что, он не знает. Он хотел бы оправдаться, но не понимает, в чем. При этом он не пренебрегает любовью, едой, чтением газет. Наконец происходит судебный процесс. Поскольку в зале суда было темно, ему мало что удалось понять. Он догадывается, что осужден, но не задумывается о том, к чему же его приговорили, и продолжает жить как прежде. Спустя много времени к нему приходят два учтивых, прилично одетых господина и приглашают последовать за ними. Они приводят его за город, укладывают головой на камень и вежливо закалывают обоюдоострым ножом мясника. Герой Кафки изначально лишен права на высокий жанр - трагедию. Это жизнь без вдохновений и падений, без героизма и злодейства, без прошлого и без будущего - абсурдная жизнь. Процесс завершается утверждением, что самоубийство - единственный возможный конец человеческой жизни, который по-настоящему радует Бога. 

Ни один из всех мировых пессимистов еще не показывал в таких формах ничтожность человека, как это сделал Кафка в своем знаменитом рассказе "Превращение". "Бесспорно, в образной системе "Превращения" отразилась этика потери веры", - пишет Камю, и не согласиться с ним трудно. Нетрудно догадаться, что превращение героя - просто материализация его самоощущения. Мелкий коммивояжер, робкий маленький человек, он даже мысленно не протестует против постигшего его несчастья. Не удивляются его превращению и не доискиваются причин этого и близкие, больше озабоченные, как бы скрыть "насекомое" от чужих глаз. В итоге "оно" умирает от голода в закрытой комнате, и семья облегченно вздыхает, воспринимая это как предопределенность судьбы. Эту же тему - жизнь как вечный приговор - продолжает новелла "В исправительной колонии". Молодой офицер показывает путешественнику машину для казни, которую он обслуживает, и представляет ее как орудие справедливости. На вопрос: есть ли у осужденного возможность защищаться, офицер отвечает: "Вынося приговор, я придерживаюсь правила: "Виновность всегда несомненна". В этих словах заключена формула человеческого удела вообще - по Кафке, совпадающая с формулой его личного мироощущения.  В рассказе "Нора", написанном под конец жизни, все проще и естественней. Его герой - то ли человек, то ли зверек - всю жизнь зарывается в землю, удаляясь от окружающего мира, который столь страшен и жесток. Но и в норе нет спасения. Он слышит гул некоего монстра, прорывающегося к нему сквозь толщу земли, он чувствует, как собственная шкура истончается, делая его жалким и беззащитным. "Нора" - это ужас без конца, ужас, порожденный исключительно собственным мировосприятием, а не внешними обстоятельствами.

В романе "Замок" личные перипетии судьбы автора получили фантастическое преломление. По сюжету, землемер К. приезжает в деревню неизвестно откуда и неизвестно зачем, любой ценой пытаясь проникнуть в расположенный рядом Замок. Его управитель господин Кламм имеет какую-то мистическую власть над деревней, а также над Фридой, с которой у землемера завязывается роман. Как только устраивается их счастье, таинственный Кламм заявляет на Фриду какие-то свои права, и она безропотно ему подчиняется. Предав землемера К., она возвращается в Замок, откуда пришла. Землемер не ропщет, признав превосходство Кламма, и не протестует, когда один из персонажей сравнивает обитателя Замка с орлом, а его - с кротом. "Теологией в действии" назвал "Замок" Альбер Камю, увидев в нем "путь души в поисках благодати, путь человека, который вопрошает предметы этого мира о тайне тайн, а в женщинах ищет проявлений дремлющего в них Бога", что, судя по финалу, женщины не оправдали. Существуют и совершенно иные трактовки этого произведения. Но даже те, кто допускает религиозную идею, рассматривали роман как отчет о поисках, ошибочных с самого начала.

Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление. Стиль прозрачен, непритязателен; повествование необычайно плотно, целостно. Кафкианский мир отчаяния, жути и безысходности вырос из личной драмы его создателя. Мир его героев - иррациональный, изломанный, жуткий и безнадежный - отражал упаднические настроения и апокалиптические страхи, оставшиеся после Первой мировой войны. Все это отразилось в мировоззрении писателя, и в его сложных, абсурдных и подчас ужасно-прекрасных, шокирующих произведениях, в которых философия теряется в абсурде, а реальность слишком тесно переплетена с вымыслом. Все эти произведения, наполненные трагическим, пессимистичным, упадническим мироощущением, абсурдом, иррациональностью, ощущениями тревоги, вины, безнадежности, населенные странными персонажами, прославили своего автора на весь мир, оказали влияние на творчество многих известных писателей, в частности,. Ж.-П. Сартра, А. Камю, Томаса Манна.

 

http://www.peoples.ru/art/literature/story/kafka/ 

http://goldlit.ru/franz-kafka-biography

Франц Кафка    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

13 июля

ВАЛЕНТИН ПИКУЛЬ

85 лет со дня рождения писателя

(1928 — 1990)

 

Валентин Саввич Пикуль – советский писатель, автор многочисленных художественных произведений на историческую и военно-морскую тематику. Родился в Ленинграде. Одно из первых известных произведений писателя - автобиографическая повесть "Мальчики с бантиками", о жизни обитателей Соловецких островов в стенах Школы юнг, где автор выступает в роли главного героя под именем Савки Огурцова.

В 1961 Пикуль издал первый исторический роман «Баязет», воскрешающий историю обороны немногочисленным русским гарнизоном Баязетской крепости во время русско-турецкой войны 1877—1878, вошедшей в историю под названием «Славное баязетовское сидение».

Впоследствии Пикуль, поняв, что всю историю охватить невозможно, решил на какое-то время ограничить себя в основном XVIII веком, избрав точкой отсчёта смерть Петра I в 1725 и дойдя до событий 1825. Постепенно сложилось несколько томов о XVIII веке. Открывает этот цикл роман «На задворках Великой империи». Затем идут романы «Пером и шпагой», «Слово и дело». А завершает серию роман «Фаворит» (1984). Пикуль написал и опубликовал около 20 романов из русской истории. Для всех произведений писателя характерны подлинный патриотизм и гордость за историю своего Отечества.

Роман «Фаворит» - многоплановое произведение, в котором поднят огромный пласт исторической действительности, дано широкое полотно жизни России второй половины XVIII века. Автор изображает эпоху через призму действий главного героя - светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита Екатерины II: человека сложного, во многом противоречивого, но, безусловно, талантливого и умного, решительно вторгавшегося в государственные дела и видевшего свой долг в служении России.
«Пером и шпагой" одно из самых значительных произведений в творческом наследии В.Пикуля. Роман, который был признан классикой отечественной исторической прозы. Один из интереснейших и неоднозначнейших моментов российской истории XVIII в. — участие России в Семилетней войне — обращается под гениальным пером Пикуля в сложную, многогранную и бесконечно увлекательную мозаику придворных и политических интриг, стратегических находок и прежде всего — шпионажа и «секретной дипломатии». В романе "Битва железных канцлеров" отражена картина сложных русско-германских отношений в пору тяжелейших европейских политических кризисов 50-70-х годов XIX века, когда канцлерами с разных сторон были князь Алексей Михайлович Горчаков и Отто Бисмарк.

Потом появились и другие циклы (например, о русско-японской войне, состоящей из романов «Богатство» (1977), «Три возраста Окини-сан» (1981), «Крейсера» (1985) и «Каторга» (1987). В центре романа "Три возраста Окини-сан" драматическая судьба Владимира Коковцева, прошедшего путь от мичмана до адмирала российского флота. Писатель проводит своего героя через ряд исторических событий - Русско-японскую и Первую мировую войны, Февральскую и Октябрьскую революции, показывает сложную политическую обстановку на Дальнем Востоке, где столкнулись интересы России, Англии, Японии. Роман "Крейсера" - о мужестве наших моряков в Русско-японской войне 1904-1905 годов. Он был приурочен автором к трагической годовщине Цусимского сражения.

Характернейшая черта романов В. Пикуля из истории России XVIII века, как, впрочем, и многих других произведений, - обостренный интерес писателя к перипетиям международной политической борьбы, к дипломатическим баталиям. Этот интерес проявился и в «Фаворите» и в произведениях «дальневосточного цикла», и в романах «Пером и шпагой», «Битва железных канцлеров», прямо названных писателем романами из истории русской дипломатии, и в «Париже на три часа», «Каждому свое».

Публикация в 1979  романа «У последней черты», где автор, кроме Распутина, весьма критически писал о будущих православных святых Николае и Александре, вызвала яростные споры. В полном виде роман под названием «Нечистая сила» впервые вышел лишь на излёте перестройки. В конце 1980-х Пикуль выпустил один из самых известных своих исторических романов - «Честь имею», посвящённый русской контрразведке начала ХХ века. Вот уже несколько десятилетий читателя буквально завораживают приключения офицера Российского Генерального штаба, ставшего профессиональным разведчиком и свидетелем политических и дипломатических интриг, которые привели к Первой мировой войне. Последний роман, над которым работал Пикуль вплоть до последних дней, — «Барбаросса», посвященный событиям II мировой войны закончен лишь наполовину.

Произведения Пикуля доносят неофициальный, хотя очень редко неверный взгляд на исторические события. Исторические произведения Пикуля часто подвергались и продолжают подвергаться критике за неаккуратное обращение с историческими документами, вульгарный, по мнению критиков, стиль речи и пр.

 

Валентин Пикуль    //Википедия: Свободная энциклопедия

http://valentin-pikul.ru/

 

14 июля

ИРВИНГ СТОУН

110 лет со дня рождения американского писателя

(1903 — 1989)

 

Ирвинг Стоун, американский прозаик, родился в Сан-Франциско (США). Получил известность как мастер биографического жанра. В 1934 г. выпустил роман «Жажда жизни», посвященный Ван Гогу и ставший бестселлером. Последовавшая затем художественная биография Дж. Лондона «Моряк в седле» (1938) запечатлела драму еще одной яркой творческой личности, на этот раз писателя, романтика, социалиста.

Стоун делает различие между биографическим романом и художественной биографией. Здесь вымысел и биографическая основа равноправны. В художественной биографии, где описание преобладает над изображением, решительнее представлено документальное начало.

В творчестве Стоуна 1930-1940-х гг., обращавшегося к историческому материалу, ощущалась связь с эпохой, отчетливо проявлялись социально-критические, антибуржуазные мотивы.  Героем очередного биографический роман Стоуна "Противник в доме" (1947) стал Юджин Дебс, прекрасный организатор и талантливый публицист, один из создателей социал-демократической, а потом и социалистической партий США. Портрет его данный Стоуном, настойчиво побуждает непредубеждённого читателя познакомиться поближе с героем.

В конце 40-х - начале 50-х гг. стал заметен уход Стоуна в нравственно-этическую, семейную сферу. Роман "Женщина президента" (1951) посвящён судьбе Рейчел Джексон, а центральной линией романа стал конфликт человека и общества. При всех своих прекрасных человеческих качествах Рейчел стала ненавистна пуританскому столичному обществу. С тонким психологическим мастерством Стоун показывает, как неутихающая травля превращает весёлую, добрую, общительную женщину в замкнутого человека, настороженного и мнительного, стремящегося укрыться от мира за стенами собственного дома. Стоун уходит от политических оценок, однако портрет первых лиц государства от этого, безусловно, пострадал. Столь же мрачными настроениями наполнен и следующий роман - "Любовь вечна" (1954)., посвященный Мэри Линкольн, изображая ее, писатель достигает совершенства. Этот психологически тонко выписанный образ стал одним из лучших в галерее женских портретов, созданных Стоуном. В произведениях Стоуна с начала 50-х годов резко возрастает интерес к внутреннему миру героев.

В 1956 Стоун пишет необычную для себя книгу "Достойные моих гор". Героем в ней выступает не отдельная человеческая личность, а целый географический регион - Дальний Запад США. Автор представляет своё произведение как "рассказ об открытии новых земель и построении цивилизации", повествование о людях, которые колонизовали эти земли.

В 1961 выходит лучший биографический роман Стоуна - "Муки и радости". Этот роман посвящён жизни одного из самых великих мастеров изобразительного искусства среди когда-либо живших на Земле – Микеланджело Буонаротти. Автор создаёт не только чарующий портрет великого художника и скульптора, но и великолепно описывает благотворное время Ренессанса, столь щедрое на сильные, богато одарённые личности.

Новый роман, "Те, кто любит", вышел в 1965 и был посвящен отцам американской нации: Джону и Абигейл Адамсам, Джону Хенкоку, Томасу Джефферсону, Джорджу Вашингтону, Бенджамину Франклину. Писатель поднимает вопросы гражданского служения родине, долга перед своей страной и перед гражданским обществом, исследует ростки свободолюбия и патриотизма давних республиканцев, их самопожертвования ради интересов молодого государства. Автор обращается к истокам американской нации, американского национального характера. И наряду с этим писатель рисует незавидную судьбу государственного деятеля, политические взгляды которого отстали от требований времени и уже не соответствуют нуждам народа, нуждам страны.

В 1971 г. Стоун публикует фундаментальную художественную биографию 3игмунда Фрейда «Страсти ума». На страницах романа Фрейд живёт двойной жизнью: напряжённой внутренней, нацеленной на познание научной истины, и внешней - банальной жизнью вполне респектабельного буржуа.

Наиболее счастливая пора в жизни Генриха Шлимана, знаменитого археолога, пора его сенсационных раскопок и находок в Трое, Микенах, Тиринфе освещена в романе «Греческое сокровище» (1975). Роман можно считать и гимном верности юношеским идеалам, и похвалой стремлению одержимого человека нарушить сложившиеся в науке каноны, бросить вызов застывшему учению. В 1980 выходит роман "Происхождение", посвящённый жизни Чарльза Дарвина и судьбе разработанной им теории эволюции. Очень удачной была композиция романа. Научным поискам, борьбе автор уделил основное внимание, тогда как успехи, золотой дождь почестей занимают совсем немного места. В сущности, тема книги шире биографии одного человека. Её можно с полным правом назвать биографией эволюционной теории. Дарвиновская история вышла динамичной, ёмкой и убедительной.

В 1985 Стоун выпустил объемистый роман "Пучина славы", посвящённый жизни и творчеству французского живописца Камиля Писсарро. В результате писатель создаёт восхитительный портрет одного из виднейших представителей кружка импрессионистов. Стоун в немалой степени способствовал тому, что резко пробудился интерес любителей живописи к подзабытому уже автору превосходных пейзажей. Эта книга стала, как выразился один из критиков, монументальной работой о гении и его времени, достойным завершением триумфального писательского пути выдающегося творца превосходных биографических романов, которые будут читать и перечитывать все новые поколения любителей такого рода литературы.

 

http://www.belletrist.ru/definit/stone.defin.htm

http://encyklopedia.narod.ru/bios/lit/stone/stone.html

Ирвинг Стоун     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

15 июля

ВЛАДИМИР КОРОЛЕНКО

160 лет со дня рождения писателя и публициста

(1853-1921)

 

Владимир Галактионович Короленко писатель и публицист русско-польского происхождения журналист, публицист, общественный деятель, заслуживший признание своей правозащитной деятельностью как в годы царского режима, так и в период Гражданской войны и Советской власти. Родился в Житомире.

В первом рассказе Короленко "Эпизоды из жизни искателя" (1879 год) в известном мере отразились народные взгляды. «Сон Макара» — вторая крупная публикация писателя. В образе главного героя, казалось бы, давно потерявшего человеческий облик, автор тем не менее увидел человека. Источник отступлений Макара от правды в том, что никто не научил его отличать добро от зла. Очерк, написанный поэтичным языком, обладающий мастерски сколоченным сюжетом, принес писателю настоящий успех. Вслед за «Сном Макара» увидел свет рассказ «В дурном обществе» (1885), сюжетную основу которого составили ровенские воспоминания. В творчестве писателя появился мотив «отверженных». Уже для ранних рассказов и очерков Короленко характерно реалистичное изображение народной жизни, внимание к людям, непокаривщимся тяжёлой судьбе, полным неукротимого стремления добиться правды и свободы.  «Сон Макара», «В дурном обществе», «Лес шумит», «Соколинец» и др. Собранные воедино в 1886 году, составили книгу «Очерки и рассказы». В том же году Короленко работал над повестью «Слепой музыкант», выдержавшей при жизни автора пятнадцать изданий. В центре повести  - душевная драма слепого, который "увидел" мир через высокое искусство, которое помогает преодолеть личное горе, из которого казалось, не было выхода. В 1889 году выходит вторая книга «Очерков и рассказов». Рассказы составили две группы, связанные с источни­ками тем и образов: украинские и сибирские. Еще один источник впечатлений, отразившийся в ряде произведений Короленко, — Волга и Приволжский край. Волга для него — «колыбель русского романтизма», ее берега еще помнят походы Разина и Пугачева, раздумьями о судьбе русского народа наполнены «волжские» рассказы и путевые очерки: «За иконой», «На затмении»(1887), «В облачный день»(1890), «Река играет» (1891), «Художник Алымов» (1896) и др.  «Река играет» — один из лучших рассказов не только этого периода, но и, пожалуй, всего творчества Короленко. Писатель создал образ, на первый взгляд, безалаберного, но на самом деле обаятельного, подкупающего искренностью перевозчика Тюлина, который в свое немудреное ремесло вложил душу артиста.

В 1883 году Короленко уезжает в путешествие по Америке, результатом которого явился рассказ, а по сути целый роман о жизни украинца-эмигранта в Америке «Без языка» (1895). Герой повести столкнулся с рабством, безработицей, преступной властью денег.

В 1903 году выходит третья книга «Очерков и рассказов». Короленко продолжает цикл своих сибирских рассказов: "Государевы ямщики" (1901 год), "Мороз" (1901 год), "Марусина заимка" (1903 год), "Феодалы" (1901). Здесь писатель-гуманист рисует тяжёлую жизнь людей подневольного труда, обличает пережитки феодально-крепостнических порядков, затрагивает тему бесчеловечности буржуазного строя. К этому же времени относится рассказ "Нестрашное" (1903 год), который по мастерству выполнения может быть отнесён к числу лучших произведений Короленко.

Короленко считал себя писателем-беллетристом «только наполовину», другой половиной его работы была публицистика, тесно связанная с его многогранной общественной деятельностью. К середине 80-х годов Короленко публикует десятки корреспонденции и статей: "В голодный год"(1892 - 1893), "Султанское жертвоприношение" (1895 - 1896), "Сорочинская трагедия"(1907), «Бытовое явление», «Черты военного правосудия» (1910), «В успокоенной деревне»(1911), «Дело Бейлиса»(1913). К лучшим публицистическим произведениям писателя принадлежит статья «О сложности жизни» — напоминание о преемственной связи поколений русской интеллигенции, задача которой заключена в защите личностной свободы человека. Короленко выступал с литературно критичными статьями и мемуарными очерками. Наиболее значительные из них: «Памяти Белинского» (1898), «О Глебе Ивановиче Успенском» (1902), «А. П. Чехов» (1904), «Л. Н Толстой» (1908), большая работа о Н. В. Гоголе «Трагедия великого юмориста» (1909).

С 1905 года началась продолжавшаяся до смерти Короленко работа над многотомной «Историей моего со­временника», в которой легко рассмотреть художественное воплощение биографии автора, её важнейших этапов Короленко в тоже время знакомит читателя с развитием общественного движения 60-х - 70-х годов, с выдающимися историческими событиями того времени.

Короленко отличный мастер рассказов, очерка, повести. Пользуясь обширным жизненным материалом, развёртывая даже в небольшом произведении сложное действие, он всегда остаётся в естественно складывающиеся композиции. Стремясь к более точному воспроизведению жизни, Короленко охотно вводил в свои рассказы и повести элементы публицистики. Творчество Короленко, замечательно разносторонним богатством содержания, благородством замыслов, совершенством художественной формы. Короленко — реалист, которого всегда привлекал романтизм в жизни, размышляющий о судьбах романтичес­кого, высокого в суров, , ой, совсем не романтической действительности. Почти все рассказы Короленко созданы на основе пережитого или виденного им самим, и в их центре — человек, который не сломлен. В рассказе «Парадокс» Владимир Галактионович высказывает мысль о том, что человек — часть огромного мира и в себе заключает его бесконечность. «Для чего, в сущности, создан человек?» — так поставлен вопрос в рассказе. «Человек рожден для счастья, как птица для полета», — отвечает в этом рассказе существо, исковерканно, е судьбой. Как бы ни была враждебна жизнь, «все-таки впереди — огни!» — писал Короленко в стихотворении в прозе «Огоньки»(1900). Но опт, имизм Короленко не бездумный, не закрывающий глаза на реальность. «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Так Короленко утверждает св, ое понимание счастья.

 

http://www.vkorolenko.ru/index.php?option=com_content&task=view&id, =277&Itemid=305

http://www.my-chekhov.ru/biografii/korolenko.shtml

Владимир Короленко        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

16 июля

РОБЕРТ ШЕКЛИ

120 лет со дня рождения американского фантаста

(1928 - 2005)

 

Роберт Шекли, один из отцов-основателей западной научной фантастики,  родился в Нью-Йорке. Считается общепризнанным мастером юмористической и сатирической фантастики. Мастер иронического юмористического рассказа и один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. Первая публикация датирована 1952 годом - "Последняя проверка". Успех юмориста и сатирика принесли рассказы середины 50-х годов, представленные в сборниках - "Нетронуто руками человека"(1954), "Гражданин в космосе"(1955), «Паломничество на Землю»(1957), "Лавка бесконечности"(1960), «Идеи не ограничены»(1960),  «Побеги космоса»(1962). Более поздние рассказы объединены в сборники - "Ловушка для людей"(1968), "Что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?"(1971), "То же и вам - в двойном размере"(1973), "Удивительный мир Роберта Шекли"(1979) и другие. Многие из помещённых в них рассказов становятся хрестоматийными.

Черный юмор и способность найти (порой доводя описываемую ситуацию до абсурда), совершенно непривычный угол зрения на обычные вещи, события, явления, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами - вот главное отличие Роберта Шекли от братьев по перу. Его произведения не столько фантастика, сколько драма и комедия XX века. Для творчества Шекли характерно особое внимание к человеку, он рассматривает его с неизменной теплой иронией. Его рассказы непредсказуемы, остроумно вывернуты наизнанку, а идеи многочисленны и оригинальны.

Весьма разнообразно и интересно его творчество. Хотя большинство произведений Шекли насыщено задорным и искрометным юмором, в них отчетливо проглядывается тревога автора за способность человека совладать со своим внутренним миром (стремлением разрушать). В "Абсолютном оружии" наиболее четко выражена мысль, что человеческая агрессивность, может стать оружием, более сильным, чем самое совершенное техническое сверх-оружие. Абсолютным (в смысле - саморазрушительным) оружием может стать и простая человеческая агрессивность, которую "моралисты" пытаются канализировать, придав убийству форму легального контракта - "Ордер на убийство" (1954), или массового спорта и досуга в будущем - "Седьмая жертва" (1953). Более мягким юмором проникнуты многие рассказы, посвящённые контакту и инопланетянам: «Не тронуто руками человека» (1952), «Запах мысли» (1953), «Пиявка». Культурный геоцентризм при встрече с экзотическими формами внеземной жизни может привести к трагедии — как это случилось в рассказе «Чудовища» (1953). Самый, вероятно, любопытный звездолет в НФ, члены экипажа которого одновременно являются и его составными частями, образуя в совокупности исправный биомеханизм, нарисован в рассказе «Специалист» (1953). Другой неиссякающий источник вдохновения Шекли-сатирика и юмориста — роботы, земные и инопланетные: «Мятеж шлюпки» (1955), «Особый старательский» (1959) , «Мой двойник — робот» (1973) и другие; кибернетическая антиутопия, в которой преступников ловят и карают с помощью электронного «стервятника», изображена в «Страж-птице» (1953); проблемам криминологии будущего посвящён также рассказ «Вор во времени» (1952). В шутливой «Битве» (1954) Армагеддон представляет собой финальную битву кибердемонов против киберангелов; в отличие от традиционно фольклорных сверхъестественных существ в «Демонах» (1953), герой рассказа «Бухгалтер» (1953) — мальчик из семьи чародеев — мечтает, оказывается, о более прозаической профессии «нормальных» людей. С присущим Роберту Шекли блеском и остроумием деликатные проблемы секса и эротики решаются в рассказах: «Идеальная женщина» (1954) , «Паломничество на Землю» (1956), «Язык любви» (1957), «И люди занимаются этим?» (1972), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?».

Шекли посвящал свои книги исследованию социальных феноменов, глубин человеческого сознания. Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме.

В 1958 году увидел свет его первый научно-фантастический роман "Бессмертие по заказу", который, как явствует из названия, посвящен попыткам поставить на солидную коммерческую основу торговлю бессмертием. В "Цивилизации статуса" (1960), сложившейся на планете-тюрьме, оригинальная иерархия делает конформистов общественными изгоями. Написанный под влиянием Вольтера и О.Хаксли роман "Путешествие в послезавтра"(1962) повествует о процессе "просвещения" наивного и простодушного дикаря с островов Тихого океана в абсурдной антиутопии близкого будущего; полная язвительных ремарок относительно политики и социологии знакомого автору мира, В блестящем по форме - а по существу абсурдистском и "черно-юмористическом" - романе "Обмен разумов" (1966) наметился окончательный уход Ш. из НФ в сопредельные жанры. Научно-фантастические романы чередуются с приключенческими и традиционными реалистическими, как, например, «Человек в воде» (1962). Им написаны три юмористических детективных романа о частном сыщике Хобе Дракониане: «Детективное агентство „Альтернатива“», «Между Сциллой и Харибдой» и «Сома-блюз».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 9 авторских сборников, которые были переведены на многие языки, что составило более 65 книг. По произведениям Шекли снимаются фильмы. Также Роберт Шекли известен читателю благодаря соавторству с Роджером Желязны, вместе с которым они написали ироническую трилогию о молодом демоне Аззи: «Принеси мне голову прекрасного принца», «Если с Фаустом вам не повезло» и «Пьеса должна продолжаться». Трилогия насыщена обилием комических ситуаций, в которые попадает демон, постоянно пытающийся строить Великие пакости.

 

http://www.litra.ru/biography/get/biid/00932821239093323909/

Роберт Шекли //Википедия: Свободная энциклопедия

http://sheckley.info/category/project

 

18 июля

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

80 лет со дня рождения поэта

(р. 1933)

 

Евтушенко Евгений Александрович - русский поэт, прозаик, киносценарист, кинорежиссер. Первая книга - «Разведчики грядущего» (1952) - несла приметы декларативной, лозунговой, пафосно-бодряческой поэзии рубежа 40-50-х гг. В последующие годы печатает несколько сборников, посвященных проблемам гражданственности, международной политики, которые приобретают большую популярность «Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962), «Интимная лирика» (1973), «Граждане, послушайте меня» (1989).

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго». Тематическое, жанровое, стилевое многообразие, отличающее лирику Евтушенко, в полной мере характеризует его поэмы. Лирическая исповедальность ранней поэмы «Станция Зима» и эпическая панорамность «Братской ГЭС» - не единственные крайние полюса. В ключе сюжетных повествований о человеческих судьбах выдержаны поэмы «Снег в Токио» (1974) и «Северная надбавка» (1977).В русскую историю погружены поэмы «Ивановские ситцы» (1976) и «Непрядва» (1980). Синтез эпики и лирики отличает развернутую в пространстве и времени политическую панораму современного мира в поэмах «Мама и нейтронная бомба» (1982) и «Фуку!» (1985). Безусловное первенство принадлежит Е. Евтушенко в изображении таких взаимосвязанных явлений и тенденций агонизирующей советской действительности 1980-х годов, как реанимация сталинизма и возникновение отечественного фашизма.

В лучших стихах и поэмах Евгения Александровича с большой силой выражено стремление постигнуть дух современности. В них преобладают остро гражданские мотивы. Начав с подражания пафосно-политизированной поэзии В.В.Маяковского, в дальнейшем выработал собственный оригинальный поэтический стиль, сочетающий ораторскую публицистичность с органичностью бытовой лексики, патетику и лиризм, медитацию и сюжетность, ритмическую гибкость. Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. В своем многоаспектном и многожанровом творчестве Евтушенко, всегда умело балансирующий на грани лояльности и оппозиционности, наряду с расхожими официозными (и тем не менее облагороженными силой художественного выражения) темами борьбы за мир и мирового коммунистического движения свежо и сильно звучат темы повседневной жизни рядового труженика, народных воспоминаний о недавних боях с фашистами, собственного военного детства и «малой родины», бережного отношения к природе, исторического прошлого России. Особый пласт – протестная лирика Евтушенко, возмущение преследованиями творческого «инакомыслия». Гуманистическая позиция Евтушенко, неизменно ориентирующая на взаимопонимание людей всех национальностей и рас, породила в его творчестве мотив «гражданина мира», отождествляющего себя с каждым сыном Земли, страдания которого будят его совесть, постоянно сопоставляющего судьбу своего народа с судьбами Планеты, на всех континентах приветствующего освобождение от догм и предрассудков априорной отвагой творческого дара, решительно при этом отвергая кровь и насилие. Поэтическая речь Евтушенко легко переходит от эпического повествования к диалогу, от насмешки к нежности, от самобичевания к исповедальности. Психологическая тонкость и житейская мудрость проявляются и в многочисленных стихах Евтушенко о разных и всегда для него прекрасных женщинах – застенчивых влюбленных, самоотверженных матерях, упрямых и стойких труженицах; о друзьях – настоящих и мнимых, об одиночестве «больной» души.

Как прозаик, ориентированный на мемуарно-библиографическую документальность и интерес к сложным и спорным моментам современной истории, проявил себя в повести «Перл-Харбор» (1967), проецирующейся на события Второй мировой войны, и особенно в романе «Ягодные места» (1982), связанном с процессом «раскулачивания» в Сибири 1930-х годов, а также в многоплановом романе «Не умирай прежде смерти» (Русская сказка) (1993).

Стихи 1990-х годов, вошедшие в сборники «Последняя попытка» (1990), «Моя эмиграция» и «Белорусская кровинка» (1991), «Нет лет» (1993), «Золотая загадка моя» (1994), «Поздние слезы» и «Мое самое-самое» (1995), «Бог бывает всеми нами...» (1996), «Медленная любовь» и «Невыливашка» (1997), «Краденые яблоки» (1999), «Между Лубянкой и Политехническим» (2000), «Я прорвусь в двадцать первый век...» (2001) свидетельствуют, что в творчество Е. Евтушенко вторгаются мотивы иронии и скепсиса, усталости и разочарования.

 

http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/contemporary/evtushenko/

http://www.evtushenko.net/bio.html

Евгений Евтушенко      //Википедия: Свободная энциклопедия 

   

19 июля

ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ

120 лет со дня рождения поэта

(1893-1930)

 

Творчество Маяковского связано в начальных своих истоках с русским футуризмом, и все же он выделялся из среды русских футуристов. Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер.   В ранних его стихах выражены с предельной силой мотивы бездомного одиночества, болезненной усталости, страшнейшего пессимизма. Автор постоянно с болью, с трагически обреченной любовью обращался к человеку, задавленному капитализмом, но все же отвлеченному человеку. В лирике Маяковского предреволюционной поры явственно ощутимы две интонации: негодующе-сатирическая, осмеивающая уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагедийная, связанная с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира».

Большая поэма «Облако в штанах» (1915) принесла Маяковскому известность. Исполненные страстного напряжения любовные поэмы чередовались в его творчестве с попытками трактовать объемные социальные, исторические и политические темы. В поэме "Флейта-позвоночник"(1915) он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир"(1917) — праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек"(1917) показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего — этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей. В гениальной поэме-трагедии "Про это"(1923) Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. 

 В поэзии Маяковского 20-х годов появляется лирический герой нового типа: он не отделяет свой интимный мир от большого мира социальных бурь, не мыслит интимное вне социального - "Люблю" (1922), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928) и другие.  Лиризм Маяковского всеобъемлющ - в нём выразился небывалый духовный рост человека нового общества. Маяковский - лирик, трибун, сатирик - поэт огромного, "сплошного сердца". Вера в торжество коммунистических идеалов сочетается в его стихах с непримиримостью ко всему, что мешает "рваться в завтра, вперёд": "Прозаседавшиеся"(1922), "Помпадур"(1928), "Разговор с товарищем Лениным"(1929), в которых предстала целая галерея типов, опасных своей социальной мимикрией и пустопорожней демагогией. Но эстетическая палитра Маяковского была многоцветной: в стихотворении "Хорошее отношение к лошадям" (1918 г.) он выступал за богатство эмоций нового человека, которому должно быть доступно сочувствие всему живому, всему беззащитному.

В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000"(1921) поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс. После поэмы "Хорошо!"(1927) Маяковский написал сатирические пьесы "Клоп"(1928) и "Баня"(1929), в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан — любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. Сатирические пьесы Маяковского, новаторские и по содержанию, и по форме, сыграли большую роль в развитии советской драматургии.

Маяковский по природе своей был трагическим поэтом, о смерти, о самоубийстве он писал, начиная с юности. Самые проникновенные строки Маяковского, трагический нерв его поэзии - в великой, опьяняющей мечте о будущем счастливом человечестве, которое искупит все сегодняшние грехи и преступления, о будущем, где бед и страданий не будет.

Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха, которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Маяковский создал новаторскую поэтическую систему, это сказывается в системе графических обозначений: повышенная экспрессивность передаётся и при помощи изменений в рамках традиционной орфографии и пунктуации, и введением новых приёмов графической фиксации текста - "столбика", а с 1923 - "лесенки", отражающих паузирование. Ритм стиха становится то разговорным, то пафосно-ораторским. Стремление к максимальной выразительности стиха проходит по разным линиям: лексики и фразеологии, ритмики, интонации, рифмы. Словарь Маяковского — это словарь уличной толпы. Вульгаризмы, варваризмы, жаргон улицы врываются в поэзию Маяковского, и он намерен опоэтизировать его, реализовать при помощи этого языка свои эстетические каноны. Упрощенный подход к теме и нарочито сниженный тон сочетаются в поэзии Маяковского с высоким техническим мастерством. Первооткрыватель русского тонического стиха (до него в русской метрике преобладал скорее силлабический, нежели акцентный принцип), он оказал глубокое влияние на творчество советских поэтов.

 

Владимир Маяковский        //Википедия: Свободная энциклопедия

http://www.vmayakovsky.ru/mbiography/

http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00087201184773068177/

 

 

25 июля

ДЭВИД БЕЛАСКО

160 лет со дня рождения американского драматурга

(1853-1931)

 

 Американский драматург и режиссер Дэвид Беласко родился в Сан-Франциско. В качестве драматурга он дебютировал в 1879 году пьесой «Jim Black or the regulator’s revende», не имевшей особого успеха. В следующем году Б. поставил в Нью-Йорке ту же драму и этим сразу обратил на себя внимание; каждая новая пьеса увеличивала его популярность, и вскоре Беласко сделался одним из лучших и любимейших американских драматургов. Много раз в течение 80 и 90-х гг. шли его пьесы. Самостоятельно или в соавторстве им написаны 400 пьес, в т.ч. такие «кассовые», как «Сердце Мэриленда», «Капельмейстер», «Возвращение Питера Гримма», «Кики» и «Красавица Лулу». Пьесы Беласко «Девушка с Запада» и «Мадам Баттерфляй» вдохновили Дж. Пуччини на создание его опер. В 1907 в Нью-Йорке был открыт «Театр Беласко».

 

http://365top.ru/3736-devid_belasko_rodilsya_25_iyulya_1853_-_devid_belasko_umer_14_maya_1931.html

 

 

 

 

30 июля

ЭМИЛИ БРОНТЕ

195 лет со дня рождения британской писательницы

(1818-1848)

 

Эмили Броните - британская писательница, ставшей известной после выхода романа «Грозовой перевал». В настоящее время особенно высоко оценивается её поэзия.

В 1846 году выходит поэтический сборник «Стихотворения Каррера, Эллиса и Эктона Беллов». Стихи Эмили получают довольно высокую оценку критики. Искусство Эмили Бронте глубоко личностно. Стихотворения «Воспоминание», «Пленник», «Душа моя не из трусливых» и другие принесли ей славу талантливой поэтессы, не менее оригинальной, чем Блейк, Шелли и Байрон. Персонажи ее поэзии - это героические натуры, сродни байроновским Гяуру, Ларе, Шильонскому узнику, гордые, непреклонные протестанты. Главная героиня мира - "роковая женщина", страдающая королева. Высокомерная, жестокая, деспотичная, она несет гибель своим мужьям, возлюбленным, детям. В стихах Эмили Бронте мало действия, они сильны напряженностью, интенсивностью мысли и чувства.

Мифотворчество, двоемирие, сила и интенсивность чувств выдают в Эмили Бронте поэта романтического видения. Мифотворчество Эмили - это и своего рода маска, помогающая выразить сокровенное, не впадая в патетику или сентиментальность. Маска позволила ей быть предельно искренней, сохраняя при этом некоторую имперсональность, анонимность. Мифотворчество Эмили не было бегством в область запредельного, в царство туманных грез. Страстно протестуя против приниженности и несвободы духа, Эмили по-своему, на языке поэтических символов осуждала тиранию викторианского общества, откликалась на социальные волнения.

Пик славы и известности писательницы пришелся на 1847 год. Она издала свой роман «Грозовой перевал», который имел огромную популярность у читателей. Две главные темы подняты в романе  - тема любви и тема униженных и оскорбленных. Они воплощены в судьбах и непростых отношениях, связывающих членов двух семей в двух поколениях. История любви Кэтрин Эрншо и Хитклифа составляет сюжетную основу романа, построенного весьма своеобразно. Роман поражает необычайной эмоциональной силой. Кэтрин Эрншо и Хитклиффа связывает бурная, демоническая, мятежная страсть. Их любовь трагична. Только после смерти они чудесным образом соединяются. Роману присущи моральная сила и мудрость, жестокости, коварству и безумию противостоит разум и справедливость. В эпоху, когда протестантское благочестие выродилось в буржуазное лицемерие, в условиях викторианства с его ложной иерархией нравственных ценностей, строгими ограничениями и условностями, всепоглощающая страсть героев Бронте воспринималась как вызов системе, как бунт личности против ее диктата. Трагически погибая, герои продолжают любить. "Хитклиф и Кэтрин - это месть любви XIX столетию"

Неповторимость ее романа в том, что реалистический замысел реализован в нем через романтическую символику, реальные жизненные конфликты мифологизированы. Искусство бытописания было подвластно Эмили, но обратившись к миру английской провинции, Эмили Бронте взглянула на нее с непривычной точки зрения. Жизнь затерянной в глуши усадьбы предстала не патриархальной идиллией и не унылым стоячим болотом, но беспощадным поединком страстей. Композиция романа отличается разорванностью. Манера, стиль, ритм, язык повествования, то прозрачно-естественный, то выспренний, - во всем видна Эмили Бронте. Уникальность ее книги не только в сюжете, драматических характеристиках, но и в специфическом оформлении романного содержания. Мир ее романа драматизирован, эпическая дистанция в нем сокращена до минимума. Драматизации романной формы, реализующей напряженные конфликты, трагически безысходные ситуации способствуют не только диалоги, включение в ткань романа писем, дневниковых записей, но структура романа с повторениями сюжетных ходов, системой "зеркальных" образов, временными сдвигами.

"Грозовой Перевал" - социальный роман, хотя и не похожий на прославленные книги современников. Это книга, во многом предопределившая движение английского романа. Эмили Бронте первая сосредоточилась на трагическом конфликте между естественными стремлениями человека и общественными установлениями., она показала, каким адом может быть пресловутая "крепость англичанина" - его дом, какой нестерпимой фальшью оборачивается проповедь смирения и благочестия под сводами домашней тюрьмы. Она выявила нравственную несостоятельность и отсутствие жизненных сил у избалованных и эгоистичных собственников. Тем самым она предвосхитила мысли и настроения поздних викторианцев, а в чем-то и превзошла их.

 

http://emilybronte.ru/biography

http://www.philology.ru/literature3/ionkis-90.htm

Эмили Бронте             //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ