Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2014 г. Июнь

 

 

6 июня

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

215 лет со дня рождения поэта

(1799-1837)

 

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик, основоположник новой русской литературы, создатель русского литературного языка.

Свои первые стихи Пушкин написал в лицее. Стихи, сочиненные на протяжении 1813-1815 гг., во многом носили подражательный характер, грешили наличием штампов и шаблонов, но уже в то время было заметно, что поэт начинает идти по индивидуальному пути в большую литературу. Пушкинская лирика данного периода пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями его в ту пору были Батюшков и лидер русского романтизма Жуковский. В 1816 году характер лирики Пушкина претерпевает существенные изменения. Элегия становится основным его жанром. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым, к идеям гражданской свободы. К этому периоду относятся стихотворения "Вольность" (1817), "К Чаадаеву", "Деревня" (1819), "На Аракчеева" (1817 – 1820). Крупнейшим поэтическим произведением Пушкина стала поэма "Руслан и Людмила", опубликованная в 1820 году и вызвавшая яростные споры.

Четырёхлетнее пребывание Пушкина на юге — новый романтический этап развития его как поэта. Стержнем, основной задачей его произведений стало отражение эмоционального состояния человека, раскрытие его внутренней жизни. Художественную форму стиха Пушкин разрабатывал, обращаясь к древнегреческой поэзии, изучая её в переводах. Переосмыслив образное мышление античных поэтов в романтическом ключе, взяв лучшее из творчества своих предшественников, преодолев штампы элегического стиля, он создал свой собственный поэтический язык. Основным свойством пушкинской поэзии стала её выразительная сила и в то же время необыкновенная сжатость, лаконизм. Сформировавшийся в 1818 – 1820 гг. условно-меланхолический стиль претерпел серьёзную трансформацию и слился с новым «байроническим» стилем. Сочетание старых, усложнённых и условных форм с романтическими красками и напряжённостью ярко проявились в «Кавказском пленнике» (1822). Позже выходит другая «южная поэма» «Бахчисарайский фонтан» (1824). Написаны «Кинжал», «Демон», «Цыганы», начат "Евгений Онегин". Вместе с тем поэт пытается обратиться к российской древности, наметив планы поэм «Мстислав» и «Вадим», создаёт сатирическую поэму «Гавриилиада» (1821), поэму «Братья разбойники» (1822). Но в творчестве поэта зреет кризис, связанный с разочарованием в просветительской идее торжества разума и раздумьями о трагических поражениях революционных движений в Европе.

В Михайловской ссылке Пушкин сформировался как художник-реалист: завершает начатые в Одессе стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом», где формулирует своё профессиональное кредо, «К морю» — лирическое раздумье о судьбе человека эпохи Наполеона и Байрона, о жестокой власти исторических обстоятельств над личностью, поэму «Цыганы» (1827), такие стихотворения, как «Деревня», «Подражания Корану», «Пророк», «Вакхическая песня», «Я помню чудное мгновенье...», «Вновь я посетил ...», «Давыдову», «На Воронцова», «На Александра I» и другие. Осенью 1824 г. обдумывает сюжет народной драмы «Борис Годунов» о неразрешимости противостояния народа и власти, государства и личности, о роли личности и народа в истории; пишет шуточную поэму «Граф Нулин», продолжает писать роман в стихах. Тяжелые раздумья поэта отражены в стихах этого периода: «Воспоминание», «Дар напрасный, дар случайный», «Предчувствие» (1828).

Осень 1830 г. вошла в биографию поэта и историю всей русской литературы как знаменитая «болдинская осень», наивысшая точка пушкинского творчества: «Повести Белкина», «Опыт драматических изучений», «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «История села Горюхина», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений: «Элегия», «Бесы», «Прощение». Среди болдинских произведений, словно нарочито непохожих одно на другое по жанру и тональности, особенно контрастируют друг с другом два цикла: прозаический и драматический, два полюса его творчества, к которым тяготеют остальные произведения. В философской лирике и «Маленьких трагедиях», («Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Скупой рыцарь»), постоянные для пушкинской поэзии темы «дружества», любви, поэзии жизни, творческого призвания и воспоминаний дополняются обостренной постановкой коренных вопросов: смысла и оправдания бытия, смерти и бессмертия, душевного спасения, нравственного очищения. «Повести Белкина» знаменовали собой завершение становления Пушкина как прозаика. Эти повести — также своеобразные мемуары обыкновенного человека, который, не находя ничего значительного в своей жизни, наполняет свои записки пересказом услышанных историй, поразивших его воображение своей необычностью. К этому времени в творчестве поэта обозначился новый поворот. Трезвый исторический и социальный анализ действительности сочетается с осознанием сложности часто ускользавшего от рационального объяснения окружающего мира, что наполняет его творчество ощущением тревожного предчувствия, ведёт к широкому вторжению фантастики, рождает горестные, подчас болезненные воспоминания, напряженный интерес к смерти.

Вторая «болдинская осень» (1833) по значению не уступает первой: написаны поэмы «Анджело» и «Медный всадник», повесть «Пиковая дама», «Сказка и рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», стихотворение «Осень», переводы баллад Мицкевича «Будрыс и его сыновья», «Воевода». Роман в стихах «Евгений Онегин» (1823 - 31) половина которого создавалась в Михайловском, по праву считается энциклопедией русской жизни, воссоздает духовный состав "типического", преодолевающего байронизм героя и эволюцию близкого ему автора, уклад столичного и провинциального  дворянства; в романе Пушкин обращается к проблемам индивидуализма, границ свободы.

С начала 1830-х годов проза в творчестве Пушкина начинает превалировать над поэтическими жанрами, начинается работа над романом «Дубровский» (1833). Хотя сюжетная основа произведения почерпнута Пушкиным из современной жизни, в ходе работы роман всё больше приобретал черты традиционного авантюрного повествования с нетипичной для русской действительности коллизией. В эти годы в творчестве Пушкина пробуждается интерес к истории России, к личности царя-преобразователя Петра I, примеру которого поэт призывает следовать нынешнего монарха. Он становится героем начатого романа  «Арап Петра Великого» о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, исторического исследования «История Петра» (1835) поэм «Медный всадник» (1833) и «Полтава» (1828). В рамках одного поэтического произведения поэт объединяет несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий.

В конце 1835 года Пушкин получил разрешение на издание своего журнала, названного им "Современник", надеясь, что журнал будет способствовать развитию русской словесности. Художественный уровень журнала был необычайно высок, с ним сотрудничали Жуковский, Баратынский, Вяземский, Давыдов, Гоголь, Тютчев, Кольцов, Тургенева. Последним крупным произведением Пушкина была повесть «Капитанская дочка» (1936). Это эпическое и психологическое, может быть, лучшее во всей прозе Пушкина произведение создавалось параллельно с «Историей Пугачева» (1834). Самые простые и в то же время самые важные начала человечности Пушкин выразил полно и глубоко в последних стихах так называемого «каменноостровского цикла» (1836): «Отцы пустынники и жены непорочны», «Подражание итальянскому», «Мирская власть», «Из Пиндемонти». Мудрость Пушкина получила свое высшее выражение и завершение в этих стихах.

Вклад пушкинского гения в русскую литературу поистине бесценен, и творческим завещанием великого поэта осталось его стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...". Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию величайшего русского поэта, а в филологии рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Он не только поднял на недосягаемую высоту ценность простого русского слова и поэтического слога, но и явился основателем нового классического искусства, сравнимого с лучшими образцами мировой эстетики. Язык Александра Сергеевича Пушкина, сочетающий книжные нормы с живыми разговорными, до сих пор остается основой русского литературного языка. Произведения Александра Пушкина постоянно переиздаются, переводятся на многие языки мира, многократно экранизированы, поставлены на сценах различных театров мира.

 

http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/o_poete.htm

http://as-pushkin.ru/index.php?cnt=3

http://pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp

Александр Пушкин         //Википедия: Свободная энциклопедия

 

6 июня

ВИКТОР КОНЕЦКИЙ

85 лет со дня рождения писателя

(1929-2002)

Конецкий Виктор Викторович советский, российский писатель, сценарист, художник, капитан дальнего плавания.

Его ранние рассказы (сб. «Сквозняк» (1957) и «Камни под водой», 1959) — о военном детстве («Капитан, улыбнитесь!», «Петька, Джек и мальчишки»), о моряках-спасателях в Арктике («Путь к причалу»), о верной курсантской дружбе и юношеской любви («Заиндевевшие провода», «Если позовет товарищ») – повторяют эпизоды драматической биографии автора. Герои Конецкого, как правило, – люди трудной, подчас трагической судьбы и твердого характера, немногословные и сплоченные традициями морского «кодекса чести» приверженцы «философии действия». Однако именно это вместе с остротой сюжетных ходов, ставящих человека в экстремальную, «пограничную» ситуацию судьбоносного нравственного выбора (в духе близкой Конецкому по типу максималистского художественного мышления литературы западноевропейского экзистенциализма), делают произведения Конецкого особенно привлекательными для молодежи.

С начала 60-х годов его пригласили в качестве сценариста для работы в кинематографе: в творческом соавторстве были созданы сценарии фильмов: «Полосатый рейс», «Путь к причалу», «Тридцать три».

 «Роман странствия», трилогия «За Доброй Надеждой» (1977), включающий книги путевой и в то же время лирической, философской, нравоописательной и полемической прозы («Соленый лед», 1969; «Среди мифов и рифов», 1972; «Морские сны», 1975), объединен общим автобиографическим героем-моряком, насыщен историческим и мемуарным материалом, публицистическими и новеллистическими вкраплениями. Конецкий обратился к путевой лирической прозе, вбирающей воспоминания, исторические экскурсы, дорожные впечатления, публицистику и художественные зарисовки. Стремясь к предельному самовыражению, он принципиально отказался от вымышленных героев, отдав предпочтение рассказчику, дублеру автора, и настаивая на том, что его морские плавания – не материал для сочинительства, но тяжкая профессиональная работа. Конецкий в трилогии, а также в повестях «Путевые портреты с морским пейзажем» (1976), «Последний день в Антверпене» (1977), рассказах «Начало конца комедии» (1976), «Елпидифор Пескарев» (1977) все охотнее опирался на иронию и юмор как средство дистанцирования от несправедливости, зла и противоречий мира, проявляющие новые грани художественного мира Конецкого. Бесхитростное добродушие постепенно уступало место глубокому сарказму и в повести «Вчерашние заботы» (1979) сменилось жесткой сатирой, с подчеркнутой оглядкой на Салтыкова-Щедрина.

В прозе Конецкого 1980-х рассказчик окончательно отождествляется с автором, выступающим уже безо всяких масок и декораций. В сборниках «Третий лишний» (1983), «Ледовые брызги» (1987), «Некоторым образом драма» (1989), – с подзаголовками «Из дневников писателя», «Непутевые заметки, Письма» — Конецкий делится воспоминаниями, рассказывает, в частности, о В.Б.Шкловском, Ю.П.Казакове, В.П.Некрасове и др., о литературной обстановке 1950–1960-х годов, особенно интересных бескомпромиссной независимостью, даже эпатажностью ряда язвительных наблюдений и оценок (в т.ч. некоторых диссидентствующих «шестидесятников»). В 1990-х проза Конецкого оказалась по-новому актуальна и созвучна общественным настроениям.

Виктор Конецкий – автор более пятидесяти литературных произведений, многие из которых изданы не только в России, но и за рубежом. Конецкий возродил и преобразил традиционный жанр морских заметок, сообщив им дальний нравственный прицел, в сплаве достоверности и вымысла, документа и фантастики, в легком и ясном «интеллигентном» письме поставив актуальные для современного человека вопросы о смысле жизни, совести и свободе, о выборе между правдой и ложью. Его рассказы и повести в той или иной степени связаны с морской тематикой, но подлинный интерес его сосредоточен на душевной жизни. Для его прозы характерны размышления о времени, отмеченные независимостью суждений и чувством юмора, вос­произведение мыслей одинокого человека, с частыми отступлениями в прошлое. Проверка человека на деле, в сложных ситуациях – это мотив, пронизывающий творчество Конецкого; он пробуждает сочувствие читателя скорее постановкой вопросов, чем их разрешением.

 

http://www.hrono.ru/biograf/bio_k/koneckivv.php

http://to-name.ru/biography/viktor-koneckij.htm

Виктор Конецкий        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

7 июня

ПЕТР ЧААДАЕВ

220 лет со дня рождения писателя

 (1794-1856)

 

Петр Яковлевич Чаадаев – русский философ, блестящий публицист и политический мыслитель, родоначальник русской религиозной философии.

В главном сочинении – «Философические письма» (1821) высказал мысли об отлученности России от всемирной истории, о духовном застое и национальном самодовольстве, препятствующих осознанию и исполнению ею предначертанной свыше исторической миссии. Чаадаев признает огромное духовное значение европейской традиции, высочайшую ценность культурного творчества народов Запада. Будущий прогресс, согласно Чаадаеву, возможен лишь при движении по единой исторической магистрали, уже избранной европейцами. Хотя у Чаадаева не было стремления к идеализации всей западноевропейской истории (и тем более европейской современности), но его, безусловно, вдохновляла величественная историческая картина многовекового культурного творчества народов Запада. В «Философических письмах» Чаадаев объявил себя приверженцем ряда принципов католицизма. Не сочувствуя социализму, Чаадаев предсказывал, однако, его победу. Знаменитое письмо Чаадаева проникнуто глубоко скептическим по отношению к России настроением. Чаадаев отрицает всю старую историю России, всякое стремление к созданию русской самобытной культуры и потому является одним из крупнейших предшественников западничества. Одновременно Чаадаев критиковал крепостное право в России. Во втором письме он выражает мысль, что прогресс человечества направляется рукою Провидения и движется при посредстве избранных народов и избранных людей. В третьем письме развиваются те же мысли, иллюстрируемые воззрениями на Моисея, Аристотеля, Марка Аврелия, Эпикура, Гомера и т. д.

Вершина политической мысли Чаадаева – «Апология сумасшедшего» (1837). Здесь он указывал на громадную историческую роль Петра Первого, который толкнул Россию на путь развития Западной Европы. Он признал, что в будущем Россия станет центром интеллектуальной жизни Европы, если она, конечно, ассимилирует все самое ценное в Европе и осуществит миссию, предначертанную ей Богом. При этом он придавал большое значение православию, которое, по его мнению, способно оживить тело католической церкви. В этих своих мыслях Чаадаев перекликается с идеями славянофилов.

Чаадаев утверждал в своих сочинениях культурно-историческую роль христианства. В «историческом христианстве» находит выражение сама суть религии, которая является не только «нравственной системой», но действующей универсально божественной силой. Для Чаадаева культурно-исторический процесс имел сакральный характер. Для него несомненно существование божественной воли, ведущей человечество к его «конечным целям». В своей историософии он выступал противником всякого индивидуализма и субъективизма. Но, отвергая индивидуализм, он отрицал и свободу, считая, в отличие от славянофилов с их идеей соборности, что иной путь понимания исторического бытия человека (помимо субъективизма и провиденциализма) в принципе невозможен. Своеобразие подобной позиции связано с влиянием на Чаадаева традиции европейского мистицизма.

Философско-историческая мысль Чаадаева явилась мощным стимулом развития и самоопределения русской философии в целом, он был создателем первой оригинальной историософской теории, задавшей основные темы будущих ожесточенных дискуссий о месте и судьбе России, о специфике русского национального сознания и русской истории, о соотношении народа и власти. Идеи Чаадаева способствовали формированию двух главных направлений во взглядах на прошлое и будущее России — славянофильства и западничества. Большое влияние историософских идей Чаадаева испытал на себе В.С.Соловьев. В общефилософском плане Чаадаев стоял на позициях теизма и провиденциализма. Чаадаев закладывает две основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Творчество Чаадаева, его идеи были настолько неоднозначны, что по отношению к нему применялись самые различные определения - консерватора, религиозного мыслителя, мистика, воинствующего западника и т.п.

 

http://www.biografija.ru/biography/chaadaev-petr-yakovlevich.htm

http://www.bibliotekar.ru/filosofia/60.htm

Петр Чаадаев                       //Википедия: Свободная энциклопедия

 

11 июня

ГЕОРГИЙ ГРАУБИН

85 лет со дня рождения писателя

(1929–2011)

 

Граубин Георгий Рудольфович - забайкальский писатель, детский поэт, переводчик, автор более 50 книг.

В 1976 Читинский областной драматический театр поставил пьесу Граубина «Жил в тайге медведь учёный». Стихи Граубина переведены на многие языки, включены в школьные учебники, пособия для учителей, антологии, положены на музыку. Особой гранью творчества Граубина считается его работа в жанре научно-популярного краеведения: «Четырёхэтажная тайга» (1965), «На берегах таинственной Силькари» (1968), «Серебряный капкан» (1993), «Прежде, чем грянет выстрел» (1998), «Звонок в историю» (2001). Его знали и любили как взрослые, так и дети, его рассказами зачитывались, на его книжках выросло не одно поколение. Многие и сейчас читают его произведения своим детям.

 

http://chita.kp.ru/daily/25684.4/889030/

Георгий Граубин                         //Википедия: Свободная энциклопедия

 

14 июня

ЯСУНАРИ КАВАБАТА

115 лет со дня рождения японского писателя

(1899 – 1972)

 

Ясунари Кавабата — один из крупнейших японских писателей нашего времени, чье творчество ярко выделяется своей приверженностью к традициям многовековой национальной культуры.

В 1925 г. опубликованы ранние автобиографические рассказы «Дневник шестнадцатилетнего» и «Чувства сироты», написанные в зрелой модернистской манере. Новеллы «Кристаллическая решетка», «Элегия», повесть «Видения в хрустальном шаре»  написаны методом «потока сознания» под влиянием Пруста и Джойса, в них присутствуют явные черты неосенсуализма. «Рассказы величиной с ладонь» - образец традиционной краткой формы - Кавабата создавал на протяжении всей своей жизни. Первый цикл вышел в 1926 г. В этих коротких образцах художественного мастерства писатель сливается с вещью, постигая ее суть.

После выхода в свет «Танцовщицы из Идзу» в 1926 г. Кавабата завоевал популярность. Описывая лирические переживания студента, который влюбился в юную танцовщицу, писатель раскрывает чистоту любви молодого человека, который так диссонирует с жестоким окружающим миром. Два главных персонажа, автобиографический герой и невинная девушка-героиня, проходят через все творчество Кавабаты. В романе «Весёлые девушки из Асакуса» (1929) писатель обращается к жизни полусвета куртизанок и других персонажей за границей добропорядочного общества. В этом стиле угадывается эхо литературы эпохи позднего Эдо.

В 30-е гг. творчество К. становится более традиционным, он отказывается от ранних литературных экспериментов. Книга «Птицы и звери» (1933) посвящена проблеме бегства от цивилизации в мир природы - именно так делает герой, которого с людьми объединяют лишь воспоминания о любимой. В 1934 г. писатель начинает работу над «Снежной страной», повестью об отношениях токийского повесы средних лет и великовозрастной деревенской гейши. Написанная с подтекстом, в эллиптическом стиле (в духе «хайку», силлабической японской поэзии XVII в.), «Снежная страна» не имеет связного, продуманного сюжета, состоит из серии эпизодов. Японская национальная психология и самобытный мир природы изображены в поэтической манере, на удивление пластично, в традициях классической литературы. Роман также интересен тем, что в нем на примере героя выведен социальный портрет части японской интеллигенции, которая в преддверии войны, отстранившись от социальных проблем, полностью сконцентрировалась на собственном внутреннем мире, на своих впечатлениях и переживаниях. Роман сразу же приобрёл репутацию классического. После его публикации Кавабата стал считаться одним из самых выдающихся писателей Японии.

Талантливая таинственная повесть «Тысячекрылый журавль» (1949) имеет в основе традиционную чайную церемонию — целое действо, которое объединяет в себе элементы эстетичного и духовного характера. Чайная церемония использована как красивый фон непростых человеческих отношений, но целью Кавабаты, скорее, является рассказать о чувствах, которые вызывает смерть. Посуда для чайной церемонии долговечна, в то время как люди слабы и неустойчивы. Наиболее социальное произведение Кавабаты - роман «Стон горы» (1954) - рассказ о кризисе семьи, трагические судьбы людей вследствие их разобщенности. В романе выведен лирический герой, способный жить в гармонии с окружающим миром. Источник такой гармонии - умение черпать жизненные силы в окружающей человека природе.

К числу декадентских произведений Ясунари Кавабата послевоенного периода относится роман «Озеро» (1954) уже не произведение о любви, а эротическая проза, написанная в стиле «потока сознания». Тема женской красоты (что присуще всем произведениям Кавабаты) перекликается с мотивами жестокого и отвратительного, темой смерти. Цепь частых совпадений и следственных связей делает повествование занимательным и держит читателя в постоянном напряжении. Это произведение по проблематике тесно смыкается с двумя другими - «Спящие красавицы» (1961) и «Рука» (1963), также являющимися декадентскими. Роман «Старая столица» (1961) принес писателю мировую известность и способствовал получению Нобелевской премии. В произведении явно прозвучали ностальгические нотки по японской старине на фоне быстро меняющегося и капитализирующегося мира; тон романа лирический и несколько грустный. Кавабата Ясунари с сожалением пишет о том, что старые традиции в Японии сходят на нет, а на их место приходит дух коммерциализации. Не случайно местом действия романа писатель избирает Киото - древнюю столицу, где можно встретить заповедные уголки культуры и старины. Сам автор считал лучшим своим произведением книгу  «Мастер го». По стилю эта повесть сильно отличается от его других работ. Хотя на первый взгляд повесть рассказывает о напряженной спортивной борьбе, кое-кто из читателей видит в ней символическую параллель с поражением Японии во Второй мировой войне.

Проза Кавабаты мягкая, лиричная, полная тонких нюансов. Тема, смерти, сиротства, одиночества в произведениях писателя занимает большое место. В романах Кавабаты, глубоко укоренённых в национальной художественной традиции Японии, но в то же время свободно использующих модернистские приемы современной литературы, большое значение придаётся подтексту, они отличаются вторым планом и недоговоренностью. Кавабата получил Нобелевскую премию первым из японских писателей в 1968 г. Произведения писателя переведены на многие языки мира.

 

http://www.livelib.ru/author/125731

Ясунари Кавабата

Ясунари Кавабата                               //Википедия: Свободная энциклопедия

 

14 июня

ЮРИЙ СОТНИК

100 лет со дня рождения писателя

(1914 — 1997)

 

Сотник Юрий Вячеславович - русский советский писатель, сценарист, автор книг для подростков, родился в Владикавказе.

Свой первый рассказ «Архимед Вовки Грушина» Сотник выпустил в 1939 г. В этом рассказе Сотник описал, как он в детстве хотел построить подовдную лодку. В послевоенные годы он выпускал много рассказов о жизни подростков, которые принесли Сотнику известность и признание читателей. Веселый выдумщик и фантазер, он придумывал смешные и поучительные истории для детей, утверждая их право быть такими, какие они есть, – озорными, непослушными, готовыми на самые неожиданные выходки. За долгую творческую жизнь Юрий Вячеславович написал несколько десятков книг. Вступив на литературный путь новеллистом, в дальнейшем писатель предпочел жанр повести, причем художественная форма последовательно усложнялась, а проблематика произведений углублялась от типично приключенческих до повестей-предупреждений с фантастическим элементом. «Про наши дела» появилась в 1946 г. За ней последовали «Невиданная птица» (1950), «Приключение не удалось» (1960), «Машка Самбо и Заноза» (1965), «Эликсир Купрума Эса» (1978), «Ясновидящая или эта ужасная «улица» (1983) и «Дом при школе» (1986). Ряд рассказов 50-60-х годов образует цикл о сыне офицера, школьнике Лёше и его соседях по двору, отмеченный характерным для Сотника сочетанием авантюрной интриги, лиризма и юмора.

Все повести и рассказы Сотника остросюжетны, в них сочетаются комические, трагикомические, драматические и лирические элементы (например, рассказ «Человек без нервов»). Часто, начавшись как комический, сюжет стремительно обретает драматические, реже – лирические очертания, причем смешное и серьезное могут существовать в рамках одного произведения, дополняя друг друга, в результате чего повествование обретает многоразмерность смысла. В основе комизма Сотника – юмор возраста, юмор характера и юмор положения. Придумывая для героев смешные ситуации, писатель вовсе не высмеивает их. Юмор и мягкая ирония, иногда лукавая усмешка автора помогают читателям лучше понять мотивы их поступков. В большинстве его рассказов действуют подростки, считающие себя взрослыми и не понимающие ограниченности своих возможностей. Конфликт стремлений с невозможностью их реализовать создает основание для появления комической ситуации. Его любимый герой – подросток, увлеченно изучающий окружающий мир и себя самого, собственную натуру и характер. Все подростки Сотника стремятся к подвигу, и это стремление поддерживается не только ожиданием подходящей ситуацией, но и постоянной работой над собой, подготовкой к подвигу, самовоспитанием. И почти во всех произведениях писателя читатель становится свидетелем настоящего подвига – преодоления самого себя юным героем, даже если внешне это выглядит вполне обыденно.

Писатель убежден в том, что дети в основной своей массе лучше, чем это кажется взрослым, поэтому нередко Сотник строит свое произведение на откровенном несовпадении «детской» и «взрослой» версии развития событий («Как я был самостоятельным», «На тебя вся надежда» и др.), опровергая «взрослые» представления о поведении подростков, его истинных мотивах и целях. Взрослые в рассказах и повестях Ю.Сотника появляются редко, почти все время находясь по воле автора в отсутствии и оставляя детей в одиночестве. Любой парадокс в его произведениях, всегда психологически обоснован и соответствует логике поведения подростка. Сотник никогда не смешит, чтобы «просто рассмешить», не склонен подшучивать над своими героями, уважая их самобытность и активную жизненную позицию. Он серьезно относится к праву героя на ошибку, право на приобретение необходимого жизненного опыта. Смех – это органическая составляющая его писательского дара. Может быть, именно поэтому книги Юрия Сотника не стареют и не утрачивают читательской любви со временем.

 

http://bibliogid.ru/pisateli/o-pisatelyakh/465-sotnik-yurij-vyacheslavovich

http://www.livelib.ru/author/2987

Юрий Сотник                                      //Википедия: Свободная энциклопедия

 

14 июня

ВЛАДИМИР СОЛОУХИН

90 лет со дня рождения русского советского писателя

(1924 — 1997)

 

Солоухин Владимир Алексеевич – русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

1953 г. издается его первый сборник стихотворений «Дождь в степи», за которым последовали «Разрыв-Трава», «Ручьи на асфальте», «Журавлиха», «Как выпить солнце» и другие. В ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина, ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. В стихотворении «Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на личностное видение мира. Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала тема красоты земли («Жители земли»). Первоначально стихи Солоухина были традиционны по форме, но со временем он отказался от рифмы и метра, всё более приближая свои стихи к прозе.

В 1954 году выходит первая книга очерков Солоухина «Рождение Зернограда». В своей публицистике конца 1950-х – начала 1960-х годов писатель высказывался как русский патриот, указывал на необходимость сохранения национальных традиций, размышлял о путях развития русского искусства. Чаще всего Солоухин обращался к деревенской и религиозной темам, которые он понимал очень широко. От очерковых книг о проблемах сельского хозяйства («Рождение Зернограда», 1955; «Золотое дно», 1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За синь-морями» (1956), обернувшимся повышенным интересом к собственной земле.

Написанные на основе реальных впечатлений лирические повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960), в которых показана культура русского быта, имеющая удивительную красоту и мудрость, принесли ему широкую известность. Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России. Сочетание элементов документальной прозы с автобиографическими материалами и размышлениями автора дало в результате своеобразную разновидность лирической повести. В конце 50-х – 60-е годы Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире. Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) – первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Солоухину важно было показать в герое рождение художника. В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция.

Солоухин активно выступал в защиту русской иконописи. Эту тему он поднимал в своих книгах «Письма из Русского музея» (1966) и «Чёрные доски» (1969). Сохранению памятников старины, заботе об исторической памяти народа Солоухин также посвятил свои книги «Время собирать камни» (1980), «Продолжение времени» (1982), «Смех за левым плечом» (1989) и множество публицистицеских выступлений на страницах печати. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

 

http://solouhin.voskres.ru/biography.htm

http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/solouhin.php

Владимир Солоухин                     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

19 июня

ВАСИЛЬ БЫКОВ

90 лет со дня рождения писателя

(1924 — 2993)

 

Быков Василь (Василий) Владимирович – советский белорусский писатель, народный писатель Белоруссии, участник Великой Отечественной войны.

Война стала не только главной, но почти единственной темой писателя, о чем говорится в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» (2003). Таким образом, раскрытие духовного мира человека лежит у истоков творческого пути писателя. Начиная с первых рассказов и повестей, Быков поднимает глубинные пласты нравственной жизни общества и человека. Пространственно-временная организация произведений Быкова сосредоточена на экстремальных ситуациях, пограничных между жизнью и смертью. Человек в данных условиях всегда оказывается на крайнем пределе своих нравственных и физических сил. Таким образом, именно мораль и нравственность определяют поведение и выбор человека в критических ситуациях.

В рассказах «Обозник», «Утрата» (1956), «Четвертая неудача» (1962) Быков показывает освоение человеком жизни вблизи постоянной смертельной опасности и честное выполнение им своих обязанностей. Особое значение в творческой лаборатории писателя имеют рассказы 1959 года – «Поединок», «Эстафета», «На восходе солнца», а также «Приказ» (1958), которые характеризуются отсутствием имен героев и названием местности, происходящего действия. Этим Быков подчеркивает, что такое событие могло произойти со многими и во многих местах. Обстоятельства, в которых действуют герои Быкова, изменчивы, неожиданны, полны превратностей и трагических поворотов. В 1956-1959 годах Быков пишет также несколько «мирных» рассказов, связанных с памятью о войне, - «Ночью», «Следы на земле», «Непогода», «Счастье» и др. И только с повестью «Журавлиный крик», написанной в 1959 году, писатель вернется к изображению войны. К данному этапу также принадлежат и повести «Альпийская баллада» и «Западня» (1964), «Мертвым не больно» (1966), «Атака с ходу» (1968), «Круглянский мост» (1969) и др.

Второй этап творчества, принесший Быкову официальное признание и мировую известность, начинается с 70-х гг. В это время были написаны повести «Сотников» (1970), «Обелиск» (1972), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978). Особую актуальность и глубину этим произведениям придавало то, что события войны представали чаще всего как воспоминание оставшихся в живых персонажей. Обращение к памяти героев как бы расширяло художественное пространство повестей. Сюжетное время, сжатое до нескольких дней, а иногда и часов, дополнялось – по психологии воспоминаний – событиями уже всей жизни действующих лиц. Своеобразие творческой манеры Быкова заключается в том, что каждое его произведение при всей своей самостоятельности, полноте и завершенности, в то же время является определенного рода продолжением его предыдущих книг.

Своеобразным переходом к современному этапу (80-90-е гг.) становится «Знак беды» (1982), затем последуют повести «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). В эти годы Быков открывает для себя новый идейно-тематический диапазон с ярко заявленной эпической тенденцией, с обращением к эпохе 30-х гг. В повести «Знак беды» писатель впервые рассказал не о людях, соединенных одним окопом, одной боевой задачей, одной партизанской, а о тех, кого война застала дома, в родных стенах, в своем привычном крестьянском кругу. В годы перестройки Быков стал одним из первых писателей, показавших трагедию деревни в 1930-е годы, когда сталинское правление привело крестьян к фактическому состоянию крепостных и довело их до нищеты. Судьба простого крестьянина, раздавленного тоталитарным режимом, стала темой повести «Облава» (1990). В рассказе «Пасхальное яичко» (2000), написанном, по оценкам критиков, в лесковских традициях, действие происходит в послевоенной белорусской деревне. Таким образом, временные рамки быковского повествования расширяются. Однако важнейшие мысли и идеи – в частности, мысль о вине и наказании – остаются прежними.

И если в начале творческого пути писатель прославляет подвиг человека, сражающегося до последней капли крови, то позднее он будет анализировать истоки этого подвига – неисчерпаемые нравственные возможности человеческого духа. В этом смысле показательно движение сходных по сюжетной коллизии произведений – от романтического рассказа «Смерть человека» к исполненной глубочайшего реалистического психологизма повести «Дожить до рассвета».

Произведения Быкова издавались на пятидесяти с лишним языках, среди которых - английский и испанский, немецкий и итальянский, французский и турецкий, арабский, бенгальский и японский.

 

http://bykau.ru/

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BIKOV_VASILI_VLADIMIROVICH.html

Василь Быков                                          //Википедия: Свободная энциклопедия

 

20 июня

ЮРИЙ ВИЗБОР

80 лет со дня рождения поэта

(1934-1984)

 

Юрий Иосифович Визбор - исполнитель и автор песен, киноактер, журналист, писатель, сценарист, родился в Москве. Считается одним из основателей и самых ярких представителей авторской песни.

В 1955 г. написал текст к своей первой песне — «Мадагаскар». Следующими песнями, в которых Визбор выступил как поэт и композитор, стали «Синие горы», «Маленький радист», «Романтики». Заявив о себе прежде всего как романтик походной жизни, романтик дорог,  с 1950 по 1960 он сочинил около 40 песен, в том числе: «Бивуак», «Над рекой рассвет встает», «Путевая», «Прощальная», «Снова в Турграде», «Синей дымкою горы подернулись». Часто заимствовал известные мелодии других композиторов. Вместе со Светланой Богдасаровой (автор музыки) написаны песни «Парень из Кентукки», «Карельский вальс». Походная туристская тематика, горы стали определяющими темами песенного сочинительства Визбора до конца 50-х годов. Его песни - негромкие, лиричные, светлых и чистых тонов иногда с ноткой грусти, но не пессимизма, с незатейливыми, легко запоминающимися мелодиями. Вот только некоторые из них: «Любовь моя, Россия», «Охотный ряд», «Астрономы», «Подмосковная зима», «На плато Расвумчорр», «Ищи меня сегодня», «Спокойно, дружище, спокойно», «Да обойдут тебя лавины», «Если я заболею» - на несколько переделанные стихи Ярослава Смелякова. Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях «И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др. и сделало песни Визбора популярными среди туристов. Всего за 33 года написано более 250 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами.

По сценариям Визбора поставлено свыше сорока документальных (географических, исторических, научно-популярных) лент. Его картины «Челюскинская эпопея», «Доктор» (1974), «Мурманск-198», «На полюс!» (1980) были удостоены наград на международных фестивалях. Два последних созданных им фильма были посвящены Великой Отечественной войне – «Битва за Днепр» и «Победная весна». По сценариям Визбора снято и несколько художественных фильмов: «Год дракона», «Капитан Фракасс», «Прыжок», «Завтрак с видом на Эльбрус». Известен Юрий Визбор и как драматический актер.

В 1962 г. выступает инициатором создания молодежной радиостанции «Юность». С 1964 г. совместно с группой единомышленников издает журнал «Кругозор», где создал уникальный жанр «песни-репортажа». С 1970 г. работал сценаристом и редактором кинообъединения «Экран» Центрального телевидения.

Повести и рассказы Визбора были опубликованы большей частью уже после его кончины. Книга «Я сердце оставил в синих горах» (1989) имела тираж 250 тыс. экземпляров. Юрий Визбор написал ряд сценариев и пьес, которые шли во многих театрах страны. В 1973 г. в театре имени Ленинского комсомола в Москве, была поставлена его пьеса, написанная в содружестве с Марком Захаровым, «Автоград-XXI», потом они же сделали сценическую версию романа Бориса Васильева «В списках не значился», которая была поставлена тоже в «Ленкоме» и в  27 других театрах страны.

 

http://www.c-cafe.ru/days/bio/2/052.php

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=480

Юрий Визбор                                 //Википедия: Свободная энциклопедия

 

23 июня

АННА АХМАТОВА

125 лет со дня рождения поэтессы

(1889 – 1966)

 

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) – одна из известнейших русских поэтов, литературовед, литературный критик, переводчик.

В печати впервые выступила в 1907 г. Ее первый поэтический сборник «Вечер» вышел в 1912 г. На стилистику ранних поэтических опытов Ахматовой оказало заметное влияние знакомство с прозой К. Гамсуна, с поэзией В. Я. Брюсова и А. А. Блока. В мае 1914 г. был опубликован лирический сборник «Четки», после которого к поэтессе пришла настоящая слава. Как и «Вечер», «Четки» были написаны в русле акмеизма; Анна Ахматова стояла у истоков этого литературного течения, но ее поэзия, драматически напряженная, психологически углубленная, предельно лаконичная, чуждая самоценного эстетства, не совпадала с его программными установками. Очевидна связь поэзии Ахматовой с традициями русской классической лирики, прежде всего пушкинской. Из современных поэтов ближе всех ей был Иннокентий Анненский. Вокруг стихов обоих сборников, объединенных узнаваемым образом героини, создавался автобиографический ореол. По сравнению с первым сборником в «Четках» усиливается подробность разработки образов. Новый сборник показывал, что развитие Ахматовой как поэта идет не по линии расширения тематики, сила ее — в глубинном психологизме, в постижении нюансов психологических мотивировок, в чуткости к движениям души. Это качество ее поэзии с годами усиливалось.

Следующий сборник «Белая стая», вышедший в сентябре 1917 г., не имел столь шумного успеха, как предыдущие книги. Но новые интонации скорбной торжественности, молитвенности, сверхличное начало разрушали привычный стереотип ахматовской поэзии, сложившийся у читателя ее ранних стихов. В 1921 г. было издано сразу два ее сборника любовной лирики – «Подорожник» и «Anno Domini». Технически многие стихи Ахматовой, того периода отличаются устойчивой классической композицией, полновесно-медлительным ритмом (преобладание пяти- и шестистопных ямбов), строгой чеканностью слов, появлением описаний и рассуждений. В небольших по объему (всего в три-четыре строфы) стихах описываются иногда события нескольких лет и даже всей жизни. В стихотворениях этих лет скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира, а понимание творчества как божественной благодати одухотворяет размышления о поэтическом слове и призвании поэта. За многими, казалось бы, отвлеченными образами прочитываются страшные реалии революционного времени. Своим городом Ахматова называла Петербург и  клялась в любви и верности «городу славы и беды», его «бессолнечным садам», говорила о готовности разделить его «торжественную и трудную» судьбу.

В 1940 г. был опубликован ее сборник «Из шести книг». В Ахматовой, несмотря на жестокость времени, неистребимо жил дух высокой классики, определяя ее творческую манеру. Широко известными стали ее патриотические стихи «Клятва» (1941) и «Мужество» (1942). Страдания и скорбь русской женщины, которой довелось жить в страшные времена, нашли воплощение в стихотворном цикле «Реквием» (1935-1940), посвященным судьбам тысяч и тысяч заключенных и их несчастным семьям. В «Поэме без героя» (1940-1962) Ахматова воссоздавала эпоху «серебряного века» русской литературы по отношению к времени её написания. Поэма имеет выдающееся значение как образец современной поэзии. Она перекликается с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Многозначительная недосказанность становится одним из художественных принципов позднего творчества Ахматовой. В 1964 году увидел свет ее поэтический сборник «Бег времени».

Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат замечательные статьи о творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, воспоминания о современниках. Результатом серьезных исследований жизни и творчества Пушкина стали работы: «О золотом петушке», «Каменный гость», «Александрина», «Пушкин и Невское взморье», «Пушкин в 1828 году», в которых, Анна Ахматова проявила себя как искусный психолог, знаток души.

Творческая деятельность Анны Ахматовой длилась почти шесть десятилетий. За это время ее поэзия пережила определенную эволюцию, сохраняя при этом довольно устойчивые эстетические принципы, сформировавшиеся еще в первое десятилетие творческого пути. Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка. Внимание к деталям главная особенность поэтики Ахматовой. Ахматова выражает через самые незначительные детали – конкретные вещи, четкие материальные контуры, цвета, запахи, штрихи, обыденно обрывочную речь – свои мысли чувства, свой внутренний мир.

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX в. получило мировое признание, стало для зарубежных читателей олицетворением великой русской культуры. Стихи Анны Ахматовой переведены на многие языки.

 

http://www.ahmatova.ru/abiography/

http://www.stihi-rus.ru/ahmatova1.htm

Анна Ахматова                                      //Википедия: Свободная энциклопедия

 
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ