Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

 

 

 

 

 

3 января

николай михайлович рубцов

75 лет со дня рождения русского советского поэта

(1936-1971)

     Печататься Николай Рубцов начал с 1962. Опубликовал сборники «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Посмертно издан последний стихотворный сборник Николая Рубцова «Подорожники» (1976). В поэзии Рубцова привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В.В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф.И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С.А. Есенина, субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо (стихотворение «Я переписывать не стану»).

Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью.

      Лучшие из стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны», «Прощальное» («Печальная Вологда дремлет…»), «Тихая моя родина», «Осенние этюды» («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), «Вечернее происшествие» («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др.

       В критике отмечалось, что постоянная тема деревни у Николая Рубцова — не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди... Виднее... на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения «Видение на холме», «О Московском Кремле» и др.), встают образы А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, А.А. Фета и С.А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения «О Пушкине», «Последняя осень» — о Есенине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской.

Поэт занимался также художественными переводами.

http://rubtsov.id.ru/

http://pesni.voskres.ru/poetry/rubts.htm

http://taina.aib.ru/biography/nikolaj-rubcov.htm

Николай Михайлович Рубцов   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

5 января

фридрих дюрренматт

90 лет со дня рождения швейцарского писателя, драматурга

(1921-1990)

     Писал на немецком языке. В трагикомедии «Визит старой дамы», детективных романах «Судья и его палач», «Обещание», «Правосудие» — гротескно-сатирическое изображение современной морали. В пьесах «Физики», «Соучастник», «Ахтерлоо» — социально-пессимистическая концепция всемирной истории. В повести «Поручение...» — призыв к сохранению жизни на земле.

     Слава пришла к нему с пьесой «Визит старой дамы» (1956).

Дюрренматт является беспощадным сатириком и моралистом, продолжающим традиции Аристофана, Плавта, Мольера. Он отказался признать законы драматургии, заявив, что сегодня комедия является единственной формой сценического искусства, способной отразить весь трагизм жизни. Дюрренматт не ставит перед собой цель «утешать» публику. Он предпочитает вызывать у неё раздражение, прибегая к гротеску и тенденциозности. Абсурдность мира Дюрренматт отображает в своих блестящих фарсах и пародиях.

Дюрренматт оказался весьма плодовитым писателем. Он – автор 23 драм, многочисленных романов, рассказов и радиопьес.

     Несмотря на разнообразие материала, который он использует, несколько основных тем присутствуют практически во всех его произведениях. Во-первых, это сомнение. Сомнение в смысле человеческой деятельности. Может ли отдельная личность в одиночку изменить ход событий в мире?

     Во-вторых, Дюрренматт изображает мир как некий лабиринт. Человек оказывается заключённым в мире, в котором царят хаос и случайность. Чувство беспомощности перед несправедливостью сохраняет свою актуальность и сегодня. Отсюда – ощущение безысходности почти во всех ранних произведениях Дюрренматта. В рассказе «Рождество», например, странник обнаруживает мёртвого младенца Христа; рассказ «Авария» заканчивается самоубийством героя, несправедливо обвинённого в убийстве; рассказ «Туннель» завершается тем, что поезд безудержно несётся навстречу катастрофе.

При этом Дюрренматту, несмотря на весь его скептицизм, удаётся сохранять чувство юмора, ощущение радости жизни.

     Одним из ключевых понятий в драмах Дюрренматта является случайность. Причём случайность у него редко бывает счастливой. Это, как правило, своего рода «авария». Создаётся впечатление, что и отдельный человек, и род человеческий вообще совершенно беспомощны перед развитием событий в мире.

      Дюрренматт является одним из самых выдающихся немецкоязычных драматургов 50-60-х годов, несмотря на то, что он обращался и к другим жанрам.

      В 70-е и 80-е годы веяния времени изменились, в обществе начались новые процессы. Дюрренматт же, по мнению многих критиков, всё ещё оставался приверженцем «мирового театра», пьесы проходят с меньшим успехом. Тем не менее, следует совершенно определённо отметить, что в течение своей жизни Дюрренматт выработал свой совершенно особый стиль.

      Сегодняшние конфликты, которые описывает Дюрренматт, по сути, изначальные конфликты, с которыми человек сталкивался всегда. Главными темами в произведениях Дюрренматта являются не социальное государство, капиталистическая система или атомная война, а предательство, вина, наказание, верность, свобода и справедливость, иными словами, мораль.

http://www.megabook.ru/Article.asp?AID=631313

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Дюрренматт%20Фридрих/

Фридрих Дюрренматт

Фридрих Дюрренматт   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

8 января

ефим николаевич пермитин

115 лет со дня рождения русского писателя

(1896-1971)

     В литературу вошел в 1928 (роман «Капкан»), до этого в журнале «Охотник Алтая» поместил ряд очерков. В 1930 выпустил роман «Когти», в 1934 — роман «Враг» и опубликовал несколько глав из нового романа «К вершинам».

     Глубокий знаток глухих окраин Сибири, Пермитин посвятил свое творчество изображению революционной ломки неподвижного патриархального быта этих окраин. Территориально его романы охватывают две маленькие деревушки Алтая — Черновушку («Капкан», «Враг») и Козлушку («Когти»), — где сохранен патриархализм, почти первобытность. Неподвижность быта, охраняемая религиозными догмами, авторитарной моралью, обусловливает особый социально-психологический облик героев Пермитина. Это — здоровые, упорные, кряжистые люди, тесно связанные с дикой и суровой природой, чуждые городским влияниям. Богатым кержакам-попам и кулакам противопоставляются поздние поселенцы, большей частью беднота.

     Революция вносит свежую струю в патриархальную жизнь: формируются кадры будущих колхозников, коллективный труд по-новому расставляет людей в процессе производства. Мелкособственнические привычки, не имея под собой питающей почвы, постепенно утрачивают свою силу; индивидуалистическая конкуренция заменяется товарищеским соревнованием (Герасим, Дмитрий). Во «Враге» автор ярко показал явления роста политической сознательности и трудового энтузиазма членов колхоза в обстановке бешеного сопротивления ликвидируемого кулачества

     «Локальность» образов Пермитина не мешает широте их социального обобщения. Понимание сложности классовых противоречий обусловило умелое и крепкое строение напряженно развивающегося сюжета. Язык писателя — язык революционной сибирской деревни, хотя Пермитин и злоупотребляет необычными провинциализмами.

Ефим Николаевич Пермитин

http://pisatelivko.narod.ru/permitin.html

http://library.vkgu.kz/writers/permitin.shtm

 

 

 

 

 

 

 

12 января

джек лондон

135 лет со дня рождения американского писателя

(1876-1916)

     Джек Лондон – псевдоним, настоящее имя – Джон Гриффит Чейни.

     Первая литературная работа Джека Лондона - очерк «Тайфун у берегов Японии» (1893) получил первую премию. Более серьезно заниматься литературой стал в 23 года после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899, вошедшие в сборники «Сын волка», «Бог его отцов», «Дети мороза» и другие. К ним тематически примыкают роман «Дочь снегов» и талантливые повести о животных «Зов предков» и «Белый клык». В северных рассказах Лондон противопоставляет буржуазной цивилизации мир нетронутой природы. Однако вера в благодетельную, очищающую природу сочетается у автора с преклонением перед техническими и культурными достижениями цивилизации и возвеличением англо-саксов, несущих эту цивилизацию «отсталым» народам.

     Отдавая дань увлечению Г. Спенсером и Ф. Ницше, Лондон в известной степени поэтизирует «право сильного». В его ранних рассказах зачастую выдвигается превосходство белых пришельцев над «краснокожими». Лишь постепенно писателю открывается трагедия разоряемой Аляски и коренного населения Америки — индейцев. В отличие от откровенных хищников, положительный герой северных рассказов  — волевой, мужественный человек, готовый прийти на помощь товарищу, способный на большую и настоящую любовь. Благородство человеческой натуры, яркий мир экзотики и приключений выделяют и произведения Лондона на «морскую» тему. Роман «Морской волк» — сложное, противоречивое произведение, содержащее осуждение индивидуализма и ницшеанской философии «сверхчеловека».

     После знакомства писателя с романом М. Горького «Фома Гордеев» в творчестве Лондона всё настойчивее звучит голос в защиту угнетённых. «Люди бездны» — книга о страшной судьбе бедняков Ист-Энда в Лондоне, который писатель незадолго до этого посетил.

     Лондон также мастер репортажа, документального очерка; несколько раз был корреспондентом на театрах военных действий. Восторженно встретив русскую революцию 1905—07. В печати появился цикл публицистических статей о классовой борьбе в США (позднее объединены в сборники «Война классов» и «Революция»). В романе «Железная пята» писатель дал острую критику финансовых и промышленных королей.

      В обстановке спада революционных настроений и наступления реакции в США появляется роман Лондона «Мартин Иден», в котором особенно заметно влияние М. Горького. Джек Лондон отстаивает право писателя на отображение «грубой» правды жизни, на активное вмешательство в действительность. Впервые в американской литературе поднял тему «умерщвления» таланта. Мартин Иден одинок, его трагедия — в неумении найти своё место в борьбе народа за освобождение.

      После 1910 отходит от политической деятельности. За некоторыми исключениями (пьеса «Кража», новелла «Мексиканец»), произведения 1911—16 по художественным достоинствам намного слабее предыдущих. Произведения этих лет — «Время не ждет», «Лунная долина», «Маленькая хозяйка большого дома», «Сердца трёх» отражают попытку писателя представить «возвращение к природе» как разрешение всех социальных проблем.

      Писатель-борец, новатор темы и формы, Лондон много сделал для утверждения реалистических традиций в современной американской литературе. Один из зачинателей пролетарской литературы на Западе, завоевал всемирное признание, его книги переведены на многие языки.

http://www.londonjack.net.ru/

<, SPAN style="FONT-FAM: Verdana">http://www.foxd, esign.ru/aphorism/biography/london.html

http://s,%20lovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Лондон%20Джэк/

Джек Лондон   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

13 января

аркадий александрович вайнер

80 лет со дня рождения советского и российского писателя, сценариста, драматурга

(1931-2005)

      Вместе с братом, Георгием Александровичем Вайнером, написал множество детективных произведений, сюжеты которых зачастую взяты из собственной криминалистической практики. Общий тираж произведений братьев Вайнеров превысил 1 млн. экземпляров.

      Широкую известность принес многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя» с В. С. Высоцким в главной роли, снятый по книге «Эра милосердия» и ставший этапным произведением отечественного детективного кинематографа.

       У читателей большую популярность завоевали книги — «Часы для мистера Келли», «Ощупью в полдень», «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Визит к Минотавру», «Эра милосердия», «Петля и камень в зеленой траве», «Евангелие от палача» и другие.

       Так же писал театральные пьесы, на его счету более 20 сценариев для кино и телевидения.

http://lib.aldebaran.ru/author/vainer_arkadii/

http://base.ijc.ru/new/site.aspx?STID=245090&SECTIONID=244685&IID=280545

Аркадий Александрович Вайнер   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

14 января

анатолий наумович рыбаков

100 лет со дня рождения русского советского писателя

(1911-1998)

    Рыбаков – псевдоним, настоящая фамилия – Аронов.

    С самого начала Великой Отечественной войны был мобилизован в армию. Участвовал в боях на различных фронтах, от обороны Москвы и до штурма Берлина.

    После войны А. Рыбаков обращается к литературной деятельности. Пишет приключенческие повести для юношества. Известность пришла к писателю с «Кортиком», затем появились и другие книги, укрепившие его популярность: «Бронзовая птица», трилогия «Приключения Кроша», «Тяжелый песок»...

Первый роман, написанный Рыбаковым, «Водители», был посвящен людям, хорошо ему знакомым. Роман «Екатерина Воронина», экранизированный в 1957, имел также большой успех. В 1964 публикует роман «Лето в Сосняках». В 1975 году вышли продолжение повестей «Кортик» и «Бронзовая птица» — повесть «Выстрел» и фильм по ней — «Последнее лето детства».

     В 1978 году увидел свет роман «Тяжёлый песок». Роман повествует о жизни еврейской семьи в 1910—40-х годах в одном из многонациональных местечек на севере Украины, о яркой и всепреодолевающей любви, пронесенной через десятилетия, о трагедии Холокоста и мужестве гражданского сопротивления. Это вершинное произведение писателя соединило все краски его художественной палитры, добавив к ним философичность, тягу к историческому анализу и мистическую символику.

     Роман «Дети Арбата», написанный ещё 60-х гг. и опубликованный только в 1987 году, был одним из первых о судьбе молодого поколения тридцатых годов, времени больших потерь и трагедий. Роман воссоздает судьбы этого поколения, стремясь раскрыть механизм тоталитарной власти, понять «феномен» Сталина и сталинизма.

     В 1989 году вышло его продолжение — роман «Тридцать пятый и другие годы». В 1990 году — роман «Страх», в 1994 году — «Прах и пепел». В тетралогии использованы элементы биографии автора (Саша Панкратов).

     Книги изданы в 52 странах, общим тиражом более 20 миллионов экземпляров. В 2005 году вышел телесериал «Дети Арбата». В 2008 году вышел телесериал «Тяжёлый песок».

http://ribakow.narod.ru/

http://www.labirint.ru/authors/14484/

http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_47.php

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/R/RYBAKOV_Anatoliy_Naumovich/_Rybakov_A._N..html

Анатолий Наумович Рыбаков

 

 

 

 

 

 

 

15 января

осип эмильевич мандельштам

120 лет со дня рождения русского поэта

(1891-1938)

      Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910 г. – в журнале «Аполлон» были напечатаны его пять стихотворений. Он увлекается идеями и творчеством поэтов-символистов, становится частым гостем Вячеслава Иванова, теоретика символизма, у которого собирались талантливые литераторы. В 1911 г., желая систематизировать свои знания, Мандельштам поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета. К этому времени он прочно входит в литературную среду и принадлежит к группе акмеистов (от греческого «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая сила), к организованному Николаем Гумилевым «Цеху поэтов», в который входили Анна Ахматова, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин. Мандельштам публикует не только стихи, но и статьи на литературные темы.

     В 1913 г. вышла в свет первая книга его стихотворений «Камень», сразу поставившая автора в ряд значительных русских поэтов. Мандельштам много выступает с чтением своих стихов в различных литературных объединениях. Появляются новые знакомства – Марина Цветаева, Максимилиан Волошин.

     1920-е гг. были для Мандельштама временем интенсивной и разнообразной литературной работы. Вышли новые поэтические сборники – «Tristia», «Вторая книга», «Стихотворения». Он продолжал публиковать статьи о литературе, издал две книги прозы – повесть «Шум времени» и «Египетская марка», несколько книжек для детей. В совершенстве владея французским, немецким и английским языком, он брался за переводы прозы современных зарубежных писателей.

     В 1930-е началась открытая травля, Мандельштам подвергается арестам. Печататься становилось все труднее, перевод оставался той отдушиной, где он мог сохранить себя. В эти годы он перевел десятки книг. Попытки сближения с «веком» в стихах 30-х годов порождают новые для Мандельштама темы («Чернозём», «Стихи о неизвестном солдате»), однако его поэтический язык делается всё более иррациональным, обнаруживаются признаки распада чёткой стиховой структуры.

http://mndlstam.chat.ru/

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=9

http://www.litera.ru/stixiya/authors/mandelshtam.html

http://www.silverage.ru/poets/mandel/mand_bio.html

http://er3ed.qrz.ru/mandelshtam.htm

Осип Эмильевич Мандельштам   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

 

19 января

анатолий владимирович софронов

100 лет со дня рождения русского советского писателя, поэта, публициста, сценариста и драматурга

(1911-1990)

        В годы Великой Отечественной войны 1941—45 специальный корреспондент «Известий», писал очерки, корреспонденции и стихи. Среди наиболее значительных произведений военных лет – песни «Шумел сурово брянский лес», «Голубое донышко», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря», «Моряк из Николаева», «Под клёнами» (музыка С. Каца), «Ростов-город» (музыка М. Блантера), «Краснотал», «Казачья круговая», «Пять пуль» (музыка А. Новикова), «У лесной опушки», «Три внука» (музыка В. Соловьёва-Седого) и мн. др.

       Из послевоенных стихов выделяются «Лаз», «Весна на юге», «Южане с серыми глазами...», циклы стихов о Каме и Волге («Плотогон», «Землечерпалка», «В старом затоне» и др.). Выпускает сборники стихов «Казачья весна», «Стихи военных лет», «Перед знаменем», «Современники», «Стихи и песни».

        После войны обратился к драматургии, опубликовав пьесы «В одном городе», «Московский характер», «Карьера Бекетова» и др.

        С 1953 году был назначен главным редактором журнала «Огонёк», возглавлял журнал без малого 33 года. Особой заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи, — и ставших важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. Несмотря на официозную направленность, в журнале зачастую печатались острополемичные материалы неугодных властям людей: статьи Михаила Лобанова, репродукции картин И. Глазунова.

        В пьесах создаёт образы как людей умственного труда и партийных работников, так и простых тружеников из казачьих колхозов родных ему Дона и Кубани. Несмотря на излишнюю прямолинейность, лучшие его пьесы отличают яркие характеры и подлинный лиризм. Наибольшую известность получили: «Московский характер», «Карьера Бекетова», «Сердце не прощает», «Деньги», «Стряпуха» и «Стряпуха замужем», «Миллион за улыбку», «Ураган». По многим пьесам Софронова были сняты фильмы.

        Пишет стихи, публикует поэмы: «Поэма времени», «На площади своего имени», заканчивает поэму «Плиев под Одессой». С 1971 по 1982 гг. работал над романом в стихах «В глубь времени», полностью опубликованном в 1983 году. В центре его – образ современника поэта Алексея Платова. Время действия романа – 1930-е годы и Великая Отечественная война. Роман ценен искренностью, раздумьями о пережитом, в нём встречаются подлинно поэтические строки, что особенно относится к прологу и эпилогу.

       Последние годы жизни работал над «Поэмой о жизни и смерти», в центре которой – образы Есенина и Маяковского. Отрывки из неё были опубликованы в периодической печати.

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Софронов%20Анатолий%20Владимирович/

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=11201

Анатолий Владимирович Софронов  //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

  

 

александр николаевич житинский

70 лет со дня рождения российского писателя, драматурга, сценариста, журналиста

(р.1941)

       С 1962 г. начал писать — сначала стихи, потом прозу. Печатается с 1969 г.  В 1981-90 гг. активно участвовал в жизни отечественной рок-музыки, находившейся в состоянии андеграунда. Писал статьи, организовал 2 рок-фестиваля, выпустил книгу «Путешествие рок-дилетанта».

       В 1991 г, организовал и возглавил издательство «Новый Геликон», которое начало активную деятельность в 1993 г, после завершения круиза «Волны Балтики», и выпустило в свет к началу 1996 г. около 30 книг — преимущественно современных петербургских авторов. Автор 10-ти книг на русском языке, 8-ми книг, выпущенных в Германии, Италии, Болгарии, Польше, Венгрии, Чехословакии, Эстонии. Переводился также на английский, датский, шведский, сербский языки. Автор сценариев 7-ми художественных фильмов.

      В настоящее время большей частью занят сетевой издательской и писательской деятельностью в рамках веб-отдела компании «Невалинк» (www.spb.ru) и своих персональных проектов.

http://www.macca.ru/

http://www.fantlab.ru/autor546

 

 

 

 

 

 

 

22 января

роберт ирвин говард

105 лет со дня рождения американского писателя

(1906-1936)

       Первой профессиональной публикацией стал рассказ «Копьё и клык». После многократных журнальных сериалов Говард добивается статуса одного из основоположников жанра «героического фэнтези». Его авторитет среди массового читателя основывается на репутации создателя нового литературного направления фантастики в стиле «меча и волшебства». Оставаясь незамеченным литературной критикой своего времени, сделал заявку на особую роль в современной литературе после написания первых произведений о киммерийце Конане в 1932 году. Всего перу Говарда принадлежит 21 произведение конановского цикла. Основные 17 прижизненных текстов опубликованы в pulp-журнале «Weird Tales».

      Говард написал более пятидесяти произведений в жанре героического фэнтези, которые объединяются в несколько циклов: это повести и рассказы о короле Валузии Кулле, варваре Конане, вожде пиктов Бране Мак Морне, пуританине — борце со злом Соломоне Кейне, ирландце Турлоге О’Брайане, Джеймсе Эллисоне — человеке, помнящем все свои предыдущие жизни, а также внецикловые произведения.

      Говард плодотворно работал в жанре ужасов. Несколько повестей и рассказов объединяются в условный цикл «Сверхъестественный юго-запад» (в том числе и знаменитый рассказ «Голуби преисподней»).

      Циклы о Бране Мак Морне, Турлоге О’Брайане, Соломоне Кейне также относятся к числу исторических произведений.

Главный цикл детективных произведений Говарда — повести и рассказы о Стиве Харрисоне. Кроме того, существуют и другие циклы, а также отдельные произведения, например, первый короткий роман автора «Хозяин судьбы».

Кроме вышеперечисленного, Говард писал вестерны, юмористические, эротические рассказы, спортивные репортажи и литературные пародии. Его роман «Post Oaks & Sand Roughs» является полуавтобиографическим и повествует о местах, где писатель жил, о тех людях, с которыми он встречался. Говард также является автором нескольких сотен стихотворений.

http://www.goward.info/

http://www.fantlab.ru/autor59

http://www.reeed.ru/lib/authors/robert_irvin_govard_/

Роберт Ирвин Говард   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

24 января

эрнст теодор амадей гофман

235 лет со дня рождения немецкого писателя, художника, композитора

(1776-1822)

    Немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма.

     Э.-Т.-А. Гофман был сыном чиновника и воспитывался в бюргерской среде. Изучал юриспруденцию в Кенигсбергском университете, делал успехи в живописи и музыке. С 1805 г. сочинял музыкальные произведения, работал в театрах режиссером, дирижером, художником-декоратором. Гофман - автор первой в Германии романтической оперы «Ундина». В литературе писатель дебютировал с произведениями, непосредственно связанными с занятиями музыкой, печатался во «Всеобщей музыкальной газете» в Лейпциге.

     Гофман - самый яркий представитель немецкой романтической школы. Главной темой его произведений стала судьба художника и его место в обществе. Сатирически показывая дворянское общество, погрязшее в мелочных обыденных делах, Гофман утверждает, что действительность - неотъемлемая часть творчества, но она не самоцель, а только средство выражения скрытого духовного мира. Судьба художника-творца всегда трагична, он обречен на непонимание, одиночество и страдания.

    В неоконченном романе «Житейские воззрения кота Мурра» (1820-1822) писателю удалось показать сатиру на немецкого филистера и феодально-абсолютистские порядки Германии. Роман «Повелитель блох» (1822) содержал протест против прусских полицейских порядков. Из-за этого произведения писатель попал под суд и до конца жизни считался неблагонадежным.

     В России интерес к творчеству Гофмана возник в 1830-е гг. П. И. Чайковский создал замечательный балет по мотивам сказки писателя «Щелкунчик». Модернистов всегда привлекала мистическая сторона творчества Гофмана.

     Основные произведения: сборники «Фантазии в манере Калло» (1814-1815), «Ночные повести» (1817), «Серапионовы братья» (1819-1821), «Последние рассказы» (изд. 1825); повесть-сказка «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» (1819); роман-сказка «Повелитель блох» (1822); роман «Житейские воззрения кота Мурра» (не завершен, 1820-1822); готический роман «Эликсир дьявола» (1815-1816); новеллы «Необыкновенные страдания одного директора театра» (1819), «Угловое окно» (1922), «Мастер Иоганн Вахт» (1922); литературно-художественные критические статьи.

     Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях — как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы — «Сказки Гофмана» (1870) Ж.Оффенбаха.

     Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина», впервые поставленная в 1816; среди его сочинений — камерная музыка, месса, симфония.

     Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

Каталог выставки

http://etagofman.narod.ru/

http://gofman.krossw.ru/

Эрнст Теодор Амадей Гофман   //Википедия: Свободная энциклопедия

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Гофман%20Эрнст%20Теодор%20Амадей/

Эрнст Теодор Амадей Гофман

http://ocr.krossw.ru/html/gofman/

 

 

 

 

 

 

 

25 января

константин николаевич леонтьев

180 лет со дня рождения русского философа и писателя

(1831-1891)

     Автор комедии «Женитьба по любви». Цензура комедию не пропустила, но Леонтьев не был обескуражен, и следующее его сочинение, повесть «Благодарность», хлопотами Тургенева, была напечатана в литературном приложении к «Московским ведомостям» в начале 1854. Работа над романом «Булавинский завод», тоже в тургеневском духе, была прервана отправкой на театр военных действий.

     В 1854–1857 в Крыму вызревали и отчасти писались комедия «Трудные дни», повесть «Лето на хуторе», очерки «Ночь на пчельнике» и «Сутки в ауле Биюк-Дортэ» и большой роман «Подлипки». Во всех этих сочинениях, как и в повести «Второй брак», очевидно влияние Тургенева и Жорж Санд. Но уже роман «В своем краю» – связанное с замыслом Булавинского завода изображение деревенской помещичьей жизни – свидетельствует о главенстве эстетического принципа оценки жизненных явлений и крайней враждебности автора идеям социалистического равенства.

     В 1862–1863 гг. Леонтьев принял за аксиому особого рода почвенничество, утверждение культурной самобытности и собственного назначения России, которая призвана идейно-политически противостоять западноевропейскому «демократическому прогрессу». Леонтьев сформулировал эти идеи позднее, взяв в союзники социолога и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского, автора книги «Россия и Европа».

     Его повести и очерки печатались в «Русском вестнике» и были собраны под общим заглавием «Из жизни христиан в Турции». В 1871, оправившись от тяжелой болезни, Леонтьев обратился к религии. Религиозное начало явилось стимулом всей дальнейшей писательской деятельности Леонтьева: он отрекся от некоторых прежних сочинений, сжег рукописи цикла романов «Река времен» – плод многолетней работы – и целиком посвятил себя публицистике и критике.

     Сразу после «душевного переворота» Леонтьев отправился на Афон, в русскую монашескую общину, чтобы получить у афонских старцев четкие указания относительно дальнейшей жизни. В итоге он счел необходимым оставить дипломатическую службу и возвратился в Россию.

     Творческим следствием «переворота» явился центральный для мысли Леонтьева трактат «Византизм и славянство», направленный против славянофильства, политически ошибочным и даже вредным с точки зрения судеб России.

     Леонтьев получил возможность проповеди своих взглядов, став помощником редактора газеты «Варшавский дневник» в 1880. Это продлилось несколько месяцев, и его тематические статьи («Религия – краеугольный камень охранения», «Панславизм», «Взрыв в Зимнем дворце» и др.) звучали как неуслышанный контрреволюционный набат. Достойным завершением критико-публицистического творчества Леонтьева явились его полемические заметки о творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого «Наши новые христиане» и «критический этюд» «Анализ, стиль и веяние, о романах Л.Н.Толстого». Своего рода политическим завещанием стали поздние работы «Национальная политика как орудие всемирной революции» и «Славянофильство теории и славянофильство жизни».

http://www.portal-slovo.ru/history/40647.php

Константин Николаевич Леонтьев

Константин Николаевич Леонтьев   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

 

 

 

 

27 января

михаил евграфович салтыков-Щедрин

185 лет со дня рождения русского писателя

(1826-1889)

      Н. Щедрин – псевдоним, настоящая фамилия – Салтыков.

     Несколько стихотворений Салтыкова-Щедрина помещены в «Библиотеке для чтения» 1841 и 1842 годов, когда он был ещё лицеистом; другие, напечатанные в «Современнике» (ред. Плетнёва) 1844 и 1845 годах, написаны им также ещё в лицее.

     Салтыков-Щедрин скоро понял, что у него нет призвания к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали.

     Писал сначала небольшие библиографические заметки (в «Отечественных записках»), потом повести «Противоречия» и «Запутанное дело».

Уже в библиографических заметках проглядывает образ мыслей автора — его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

     В первой повести Салтыкова-Щедрина сдавленно и глухо звучит тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти.

     Гораздо крупнее «Запутанное дело», написанное под сильным влиянием «Шинели», может быть, и «Бедных людей». «Запутанное дело» появилось в свет, когда Февральская революция во Франции отразилась в России учреждением негласного комитета, облечённого особыми полномочиями для обуздания печати.

     Вслед за возвращением Салтыкова-Щедрина из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературная деятельность. Имя надворного советника Щедрина сразу стало одним из самых любимых и популярных.

     Собранные в одно целое, «Губернские очерки» положили начало целой литературе, получившей название «обличительной», но сами принадлежали к ней только отчасти. Внешняя сторона мира кляуз, взяток, всяческих злоупотреблений наполняет всецело лишь некоторые из очерков. На первый план выдвигается психология чиновничьего быта.

     Из написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника — «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе». Здесь видны как последние вспышки отживающего крепостного строя («Госпожа Падейкова», «Наш дружеский хлам», «Наш губернский день»), так и очерки так называемого «возрождения», в Глупове не идущего дальше попыток сохранить в новых формах старое содержание.

    В течение трёх лет (1865—1867) в печати появилась только одна его статья «Завещание моим детям».

    Пока существовали «Отечественные записки», то есть до 1884, Салтыков-Щедрин работал исключительно для них. Большая часть написанного им в это время вошла в состав следующих сборников: «Признаки времени» и «Письма из провинции», «История одного города», «Помпадуры и Помпадурши», «Господа Ташкентцы», «Дневник провинциала в Петербурге», «Благонамеренные речи», «В среде умеренности и аккуратности», «Господа Головлёвы», «Пошехонские рассказы» и др.

     Сверх того в «Отечественных записках» были напечатаны в 1876 «Культурные люди» и «Итоги». «Сказки» появлялись первоначально в «Отечественных записках», «Неделе», «Русских ведомостях» и «Сборнике литературного фонда». После запрета «Отечественных записок» Салтыков-Щедрин помещал свои произведения преимущественно в «Вестнике Европы»; отдельно «Пёстрые письма» и «Мелочи жизни» были изданы при жизни автора (1886 и 1887), «Пошехонская старина» — уже после его смерти, в 1890.

http://www.bibliotekar.ru/rusSaltykov/

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин   //Википедия: Свободная энциклопедия

http://litmap.culture.tver.ru/litmaptver_00_02_saltikov-schedrin.htm

http://saltykov-schedrin.lit-info.ru/review/saltykov-schedrin/006/567.htm

 

 

<, o:p>,  

 

 

 

илья григорьевич эренбург

120 лет со дня рождения русского советского писателя, общественного деятеля

(1891-1967)

     Сборник «Стихи о канунах» пронизан резким неприятием «гибнущей Европы», империалистической войны. Октябрьскую социалистическую революцию Эренбург вначале не понял (книга стихов «Молитва о России»). Искренне приветствуя рождение «иного, великого века», Эренбург испытывал «... восторг и ужас пред современностью» (сборник «Кануны»).

     Основной психологический конфликт произведений 20-х гг. - конфликт долга и чувства, противопоставление человека обществу («Жизнь и гибель Николая Курбова», «Любовь Жанны Ней» и др.); критика капитализма, буржуазной морали, анализ противоречий буржуазной культуры («Тринадцать трубок», «Трест Д.Е.»). Эренбург опубликовал книгу «Портреты русских поэтов», создал социально-психологические романы «Рвач», «В Проточном переулке».

     Философская проблематика романа «День второй» включала в себя впечатления от знакомства с крупными стройками 1-й пятилетки, пересмотр прежнего скептицизма, была насыщена интересом к духовной культуре нового человека.

     Во время национально-революционной войны испанского народа 1936-39 Эренбург был военным корреспондентом «Известий»; много выступал как эссеист, прозаик (сборник рассказов «Вне перемирия», роман «Что человеку надо»), поэт (сборник стихов «Верность»).

     В 1940 Эренбург начал работу над романом «Падение Парижа» – о политических, нравственных, исторических причинах разгрома Франции немецкими оккупантами во 2-й мировой войне. С началом Великой Отечественной войны приобрела широкую известность публицистика Эренбурга, разоблачавшая политику и мораль фашизма, взывавшая к совести народов, укреплявшая веру людей в победу над фашизмом.

     В дни войны возник замысел романа «Буря». Основной конфликт эпохи - противостояние фашизма , и антифашизма - раскрывается в «Буре» через изображение множества самостоятельных, но подвластных историческим катаклизмам судеб. В послевоенные годы опубликовал роман «Девятый вал», повесть «Оттепель», вызвавшую острые споры, литературно-критическое эссе («Французские тетради», «Перечитывая Чехова»). Наиболее значительные произведения последних лет - воспоминания «Люди, годы, жизнь».

     Критика высоко оценила литературные портреты, созданные Эренбургом, но оспаривала его концепцию искусства и понимание некоторых явлений общественной жизни.        

     Произведения Эренбурга переведены на основные языки мира.

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/E/ERENBURG_Il'ya_Grigor'evich/_Erenburg_I._G..html

Илья Григорьевич Эренбург   //Википедия: Свободная энциклопедия

Илья Григорьевич Эренбург

 

 

 

 

 

 

29 января

ромен роллан

145 лет со дня рождения французского писателя, драматурга

(1866-1944)

     С 1889 по 1891 год Pоллан едет по стипендии в Рим, где изучает историю в Эколь франсэз. Вернувшись в 1891 году в Париж, Роллан продолжает писать пьесы и заниматься исследовательской работой. В это же время он знакомится с Шарлем Пеги, поэтом-католиком, в чьем журнале «Двухнедельные тетради» Pоллан печатает свои первые произведения.

     Поскольку Роллана больше всего интересовала история культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, «героические» периоды, он начал писать не отдельные произведения, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. Первый такой цикл пьес, посвященный итальянскому Возрождению, остался лишь в набросках и напечатан не был, а второй – «Трагедии веры» - включал в себя три пьесы: «Святой Людовик», «Аэрт» и «Торжество разума». B последующие циклы писателя входили не только пьесы, но биографии и романы.

     Роллан создал цикл пьес, посвященный французской революции, в духе исторических хроник Шекспира. Три такие пьесы вошли в цикл «Театр революции», завершившийся спустя 30 лет драмой «Робеспьер».

     «Жан-Кристоф», десятитомный роман, представляет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Бетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого десятилетия XX века. Роман сразу же получил мировую известность и принес Роллану международное признание, после чего писатель уходит из Сорбонны (1912) и целиком посвящает себя литературе.

     Нобелевскую премию по литературе за 1915 год Роллан получил в основном благодаря «Жан-Кристофу». Премия была вручена писателю лишь в 1916 году - отчасти из-за скандала, вызванного опубликованными в 1915 году страстными антивоенными статьями под названием «Над схваткой», где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во время войны стали ярыми националистами. Роллан получил Нобелевскую премию по литературе «за высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажи».

     Основное художественное произведение Роллана после 1-й мировой войны — семитомный роман «Очарованная душа». Роман предостерегает человечество об опасности фашизма. Герои романа не раз обращаются в своих спорах и мыслях к опыту Советского Союза. В 1939 Роллан закончил монументальную трагедию «Робеспьер», завершив работу над циклом драм о Французской революции.

     Законченные в годы 2-й мировой войны автобиографические мемуарные произведения порой несут отпечаток тяжёлой подавленности. Однако Роллан напряженно работал, рассматривая свой литературный труд как форму сопротивления оккупантам. Во время войны он завершил многотомный труд о Бетховене (цикл книг под общим названием «Бетховен. Великие творческие эпохи»), потом — биографию Ш. Пеги.

     Роллан оставил значительный след в истории французской и мировой литературы. Рано осознав историческое своеобразие эпохи, он положил в основу своего творчества принцип героического деяния. Новаторство Роллана как художника тесно связано с идейной природой его творчества.

http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/074.php

http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Роллан%20Ромен/

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/ROLLAN_ROMEN.html

 

 

 

 

 

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30 января

адельберт фон шамиссо

230 лет со дня рождения немецкого писателя, естествоиспытателя

(1781-1838)

     В 1803 г. Шамиссо написал в стихах драматический отрывок «Faust». В 1813 г. написал в прозе романтическую сказку «PeterSchlemihl». Герой сказки за богатство продал свою тень и ищет ее по всему свету, находя нравственное успокоение только в научной работе. Сказка эта была написана как раз в то время, когда война за освобождение между немцами и французами заставляла его особенно болезненно чувствовать потерю национальности. Она создала Шамиссо весьма значительную известность.

     С 1831г. он вместе с Швабом и Годи издавал «Musenalmanach», в котором появлялись его стихотворения, оригинальные и переводные (Шамиссо в совершенстве владел очень многими языками). С русского перевел стихотворение Рылеева «Войнаровский». С французского Шамиссо особенно охотно переводил любимого им Беранже. Как лирик, Шамиссо занимает одно из первых мест в немецкой литературе. Все его стихотворения дышат любовью к свободе, несколько неопределенной и романтической, сочувствием к бедным и угнетенным («Старая прачка» и «Песнь о старой работнице»), мягкостью и нежностью тона, особенно в стихотворениях: «Frauenliebe und Leben».

     Стихотворения Шамиссо появились отдельно впервые в 1831 г.; потом вышли другие его стихотворения отдельными сборниками и затем много раз переиздавались, целиком или по частям. На русский язык Шамиссо переводился мало; несколько стихотворений перевел Жуковский (среди которых – «Маттео Фальконе»).

http://briefly.ru/shamisso/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Cham

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/22986

 

ханс эрик носсак

110 лет со дня рождения немецкого писателя

(1901-1977)

     Начав писать еще до войны, фактически вошел уже в послевоенную литературу, осмысляя опыт недавнего прошлого, фашизма. В то же время Носсак пытается создать некую обобщенную символическую модель современного состояния человека и мира, с первых романов творя свой собственный художественный миф, трагический и противоречивый.

     После 1933 на произведения Носсака был наложен «публикационный запрет». Его репортаж о бомбежке Гамбурга в 1943 «Закат» вырос в монументально-символическую картину гибели устоев культуры, самоубийства человечества. В послевоенные годы толкует духовную ситуацию современного человека в духе экзистенциализма (роман «Некия», сб. рассказов «Интервью со смертью»). Расширение тематики за счет социально-критических мотивов происходит в лучших романах Носсака 50-х гг. «Не позднее ноября» и «Спираль», обретая воплощение в романе «Дело д’Артеза» — о преодолении кризиса, страха смерти.

     В дальнейшем Носсак возвращается к «мифологизирующему» методу, выстраивая «модели» бессмысленного существования с «атрофией пытливости и желаний» (романы «Украденная мелодия», «Счастливый человек»).

http://www.surbor.su/enicinfo.php?id=9129

http://www.libfl.ru/about/dept/bibliography/writers/2002/write02_11.php

 

    
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ