Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2013 г. Май

 

 

1 мая

ДЖОЗЕФ ХЕЛЛЕР

90 лет со дня рождения американского писателя

(1923-1999)

 

Джозеф Хеллер американский прозаик-романист, родился в Нью-Йорке. Известен в основном своим сатирическим антивоенным романом с элементами литературы абсурда «Поправка-22» (иногда переводится как «Уловка-22»), появлявшемся в десятке лучших романов XX века. «Поправку-22», в основу которого легли впечатления самого Хеллера, бывшего в годы второй мировой войны военным летчиком, часто называют военным романом, но она совсем не похожа на другие образцы этого жанра и положила начало экспериментам в его рамках. Написанный в остросатирической, гротескной манере роман «Поправка-22» разоблачает нравы американской армии. В роли злодеев выступают у Хеллера не немцы или японцы, а американские военные -  политические воротилы, наживающиеся на войне, и садисты, которые получают наслаждение от насилия. Перед читателем встает картина тотального распада: коррупция, предательство, жестокость, главное же - полнейшая нелепость всего происходящего. Высшие чины армии вместо планирования боевых операций заняты подсиживанием друг друга; военно-полевой суд выносит обвинительный приговор армейскому капеллану, даже не зная, в чем его вина; снабженцы вступают в коммерческие сделки с противником. При этом персонажи романа лишены каких бы то ни было личностных свойств, являя собою порождение безнравственной социальной системы, толкающей людей на заведомо абсурдные действия. Сатира Хеллера нелицеприятна и жестка, поэтому многие сочли автора приверженцем школы «черного юмора», но творческое сознание "черных юмористов" поражено пессимизмом, тогда как Хеллер отрицает не разум, не возможности человека, не смысл жизни как таковой, но лишь ее уродливо-извращенные формы. Это выражается в подчеркнуто "отстраненных" оценках, осуществляемых с точки зрения центрального персонажа, капитана Йоссариана: пребывая внутри распадающегося мира, он в то же время находится вне его, являя черты неутраченной человечности. Нельзя при этом не заметить, однако, что сама творческая задача, которую поставил перед собою писатель, не позволила ему показать высокий смысл и благородные цели войны с фашизмом.

Сатирический эпос «Поправка-22» остался единственным безусловным шедевром Хеллера, хотя писатель был автором ряда вполне достойных книг: но повторить успех дебюта ему не удалось. В 1994 вышло продолжение романа под названием «Время закрытия». Действие происходит спустя 50 лет после войны, в числе главных персонажей несколько новых, но действуют и старые.

В 1974 году выходит в свет роман «Что-то случилось». Эта книга построена в виде внутреннего диалога о личной и деловой жизни преуспевающего бизнесмена Боба Слокума. В романе весьма отчетливо выявлен разрыв между подлинными интересами общественного бытия и буржуазной цивилизацией. Герой, служащий процветающей фирмы, - характерный представитель "среднего класса". Все у него как людей его круга: дом в пригороде, две машины, два цветных телевизора, но чем благополучнее складывается его жизнь, тем горше и неотступнее преследует героя чувство словно бы метафизического страха, вызываемого тотальной ненадежностью окружающего мира, отсутствием иной перспективы, кроме механического продвижения по служебной лестнице. Это не просто личное ощущение героя, это всеобщее состояние; каждый боится каждого: родители - детей, дети - родителей, подчиненные - начальников, начальники - подчиненных. Скука и опасная пустота существования воссозданы в романе сильно и впечатляюще. Но это не единственная задача автора. Если Бобу Слокуму его положение кажется едва ли не универсальной моделью современного бытия, то автор не склонен соглашаться с этим мрачным ощущением. За нервической интонацией героя то и дело пробивается авторский голос. Он слышен в отступлениях, в повторах ситуаций, в сдвигах временных планов, нарушающих линейную последовательность повествования и подвергающих сомнению фатальную предопределенность судьбы героя. Хеллер и издевается над своим персонажем, и глубоко сочувствует ему, видя постепенную утрату тех естественных человеческих качеств, которыми он был изначально наделен. В этом сложном отношении сказывается гуманистическая идея произведения: человек должен оставаться человеком, то есть разумным, исторически ответственным существом, даже в самых неблагоприятных условиях жизни.

Роман «Чистое золото» (1979) повествует о профессоре-еврее, который не в силах устоять перед соблазном преуспеть в материальном, литературном и личном плане. В привычной для себя гротескной манере писатель изображает коридоры высшей власти Америки, но критический пафос ослаблен своего рода игрой в прозрачные намеки на события недавней политической истории США. Книга лишена той обобщающей сатирической силы, что отличает лучшие произведения писателя. То же самое можно сказать и о романе «Господу ведомо» (1984), построенном на библейском сюжете о царе Давиде.

Хеллер написал также пьесу «Мы бомбили Нью-Хейвен» (1969), выдержавшую 86 представлений на Бродвее. Книга «Это не шутка» (1986) рассказывает о борьбе Хеллера с редким недугом, приводящим к параличу. В другой своей автобиографической книге «Время от времени» (1998) он возвращается в места своего детства, в бруклинский парк аттракционов Кони-Айленд 1920–1930-х годов. Последний роман «Портрет художника в старости», опубликованный посмертно в 2000, рассказывает о популярном писателе, ищущем вдохновения для нового романа.

 

http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_466.php

http://www.livelib.ru/author/2645   

Джозеф Хеллер   //Википедия: Свободная энциклопедия

 

5 мая

АНАТОЛИЙ ИВАНОВ

85 лет со дня рождения писателя

(1928-1999)

 

Анатолий Степанович Иванов - один из крупнейших писателей-почвенников, писавших романы на деревенскую тему.

Первый рассказ Иванова «Дождь» (1954), произведение о зарождающейся любви, отличался известной наивностью и выдавал неопытность автора. Подлинным началом своего литературного творчества Иванов считал рассказ «Алкины песни» (1956), в котором писателю удалось создать самобытный характер героини, мечтавшей о чистой и светлой любви. Его первое крупное произведение - роман «Повитель» (1958) имел большой читательский успех. Иванов показывает жизнь сибирского села Локти на протяжении нескольких десятилетий (начиная от первой мировой войны).

Второй роман Иванова «Тени исчезают в полдень» (1963) посвящен драме, разыгравшейся в селе Зеленый Дол в начале 60-х.  Как показывает время, роман «Тени исчезают в полдень» не только не утрачивает своего значения, но, наоборот, обретает все большую актуальность. Третий роман «Вечный зов» — самое масштабное произведение писателя, которое создавалось на протяжении 13 лет. Действие романа охватывает почти 6 десятилетий жизни Сибири в ХХ в. В центре повествования род Савельевых — 3 поколения одной сибирской семьи. Сквозь события, происходящие в Шантаре и Михайловке, легко просматривается история страны 1-й пол. ХХ в., ощущается трагическое и героическое дыхание истории.

Эпические романы А.С. Иванова пронизаны коммунистической идеологией. Иванов писал, что «поставил себе целью показать, как советская действительность очищает людей от скверны капиталистических пережитков». Основными темами его произведений является тема революции, коллективизации и Великой Отечественной войны. Взгляды Иванова отличали коммунистическая ортодоксальность, ненависть к кулачеству и врагам советской власти. Наряду с достоверным описанием проблем российской деревни, в произведениях А. С. Иванова встречаются такие штампы советского периода, как связь троцкизма с нацизмом и царской охранкой (в романе «Вечный зов») или изуверский характер христианских сект и религиозных организаций типа «Свидетелей Иеговы» (в романе «Тени исчезают в полдень»). Романы Иванова отличает тяготение к масштабному многофигурному повествованию со множеством периферийных действующих лиц и сюжетных ответвлений, стремление, в традициях русского эпического романа «толстовского» образца, через историю нескольких поколений одной семьи показать историю народа на поворотных этапах его общественного бытия, «чёрно-белая» контрастность в изображении героев. Проза Иванова, отличающаяся остроконфликтностью и яркими, сложными характерами, драматургична по своей основе. По его книгам в были поставлены многосерийные телефильмы, пользующиеся большой популярностью.

Обращение писателя в 70—80-е к жанру повести раскрыло новые грани его таланта. В повестях Иванова, при всем драматизме их содержания, наблюдается усиление лирического начала, в них доминирует поэтическое мироощущение: «Жизнь на грешной земле» (1970 «Вражда» (1979); «Печаль полей» (1981). Лирическая тональность характерна для стоящей несколько особняком в беллетристическом репертуаре писателя «Повести о несбывшейся любви» (1984).

Историческим повествованием «Ермак», написанным в 1985 Иванов подтвердил свой давний интерес к отечественной истории.

В книге «Живая красота творчества» (1985) Иванов предстает темпераментным публицистом, обеспокоенным судьбой Отечества и духовным здоровьем нации; здесь помещены многие выступления Иванова по вопросам литературы и искусства; весьма любопытны суждения на тему «Литература и телевидение» (прежде всего по поводу создания многосерийных телевизионных фильмов). В очерках и статьях, посвященных таким писателям, как А. Н. Толстой, Л. М. Леонов, В. Я. Шишков, Г. М. Марков и др., Иванов демонстрирует свойственный ему дар критика. Среди мастеров слова ХХ в. Иванов особо выделяет М. А. Шолохова, которого он считает своим литературным учителем и которому он посвятил повесть «Жизнь на грешной земле».

Почти детективная острота коллизий, яркость бытовых и психологических зарисовок, этнографическая сочность «сибирского» материала, простой, незамысловатый язык и композиционная четкость делали произведения Иванова увлекательным чтением для самых широких слоев читателей. Независимо от критических ниспровержений, произведения Иванова продолжают пользоваться большим читательским спросом.

 

http://www.velesova-sloboda.org/antrop/ivanov00.html

http://www.livelib.ru/author/4301

Анатолий Иванов  //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

7 мая

НИКОЛАЙ ЗАБОЛОЦКИЙ

110 лет со дня рожденья поэта

(1903–1958)

 

Литературное наследие Николая Алексеевича Заболоцкого сравнительно невелико. В 1929 году в Ленинграде вышла его первая поэтическая книга — «Столбцы». Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения, и первое их измерение, заметное сразу же — это острый гротеск и сатира на тему нэпманского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя. Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты. Безудержная поэтическая фантазия собрала воедино картины городского мещанского быта и персонажей пришедших не то из фантастических снов, не то из сказок, захватывающе-страшных и диких. Ирония, проявляющаяся в преувеличении или упрощении, намечает дистанцию по отношению к изображаемому. «Столбцы» и примыкающие к ним стихотворения 1926–1932 представляли собой опыты словесной пластики, ориентированной на повседневную бытовую речь и сближавшей поэзию с современной живописью - натюрморты, жанровые сцены и этюды.

Заболоцкий еще в 20-х годах пытался связать социальные проблемы с представлениями о взаимосвязях и взаимозависимости человека и природы.  Осмысливая свое отношение к городу, он создает поэму "Торжество земледелия" (1933) — философское размышление на тему преобразования природы. Со стихотворения «Меркнут знаки зодиака» начинается таинство зарождения главной темы творческих поисков Заболоцкого - Трагедии Разума. Через все его стихотворения этого периода пролегает путь напряжённейшего вживания индивидуального сознания в загадочный мир бытия, который неизмеримо шире и богаче созданных людьми рассудочных конструкций.

В 30-х годах Заболоцкий сотрудничал в детских журналах, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936) и «Тиля Уленшпигеля» Шарля де Костера).

В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта. Для лирики этого периода характерны размышления о месте человека в мироздании, общественно-психологические, нравственные проблемы.

В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений. В него вошел единственный в творчестве Заболоцкого цикл лирических стихов «Последняя любовь», один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии. Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…). Стихи Заболоцкого конца 40-х—50-х гг. стали классикой русской лирики («Завещание», «Гроза», «Ещё заря не встала над селом…», «Я не ищу гармонии в природе…», «Ласточка», «Журавли», «Уступи мне, скворец, уголок…» и др.). Их отличает философская глубина; автор открывает в жизни всё новые грани и тайны, находит новые соответствия своему изменяющемуся внутреннему миру. В своих оригинальных стихах поэт теперь стремился к классической ясности и простоте, к естественности языка, лишённого патетики. Поздние стихи 3аболоцкого объединяются общими философскими устремлениями и размышлениями, они эмоциональнее и музыкальнее, чем прежние стихи 3аболоцкого, и ближе к традиции (А. Пушкин, Е. Баратынский, Ф. Тютчев). Заболоцкий использует поэтику жестокого романса; характерна она и для стихотворений трагического звучания («В этой роще березовой», «Старая сказка», «Воспоминание», «Где-то в поле возле Магадана» и т.д.). Между тем стихотворение «Облетают последние маки» содержит прямое и открытое авторское признание: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому». В стихотворениях появились ранее несвойственные Заболоцкому душевная открытость, иногда автобиографичность. Обострившееся внимание к живой человеческой душе привело его к психологически насыщенным жанрово-сюжетным зарисовкам ("Жена", "Неудачник", "В кино", "Некрасивая девочка", "Старая актриса"...), к наблюдениям над тем, как душевный склад и судьба отражаются в человеческой внешности ("О красоте человеческих лиц", "Портрет"). Для поэта гораздо большее значение стали иметь красота природы, ее воздействие на внутренний мир человека. Постоянно совершенствовалась его поэтика, формулой творчества стала провозглашенная им триада: мысль - образ - музыка.

Заболоцкому принадлежат также многочисленные переводы с немецкого, венгерского, итальянского, сербского, таджикского, узбекского, украинского языков. Особенно значительны его переводы из грузинской поэзии: Д. Гурамишвили, Гр. Орбелиани, И. Чавчавадзе, А. Церетели, В. Пшавелы. Перу Заболоцкого принадлежит перевод поэмы Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре». О выполненном Заболоцким переводе «Слово о полку Игореве» Чуковский писал, что он «точнее всех наиболее точных подстрочников, так как в нём передано самое главное: поэтическое своеобразие подлинника, его очарование, его прелесть».

Последнее его стихотворение — хрестоматийное «Не позволяй душе лениться…». За несколько дней до этого Заболоцкий записал в дневнике «Литература должна служить народу, это верно, но писатель должен прийти к этой мысли сам, и притом каждый своим собственным путем, преодолев на опыте собственные ошибки и заблуждения».

 

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1133

http://belsoch.exe.by/bio2/08_01.shtml

http://www.litra.ru/biography/get/biid/00726231190730973631/ 

Николай Заболотский     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

12 мая

АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ

80 лет со дня рождения поэта

(1933-2010)

 

Андрей Андреевич Вознесенский, русский поэт, публицист, прозаик и архитектор, родился в Москве,

Первые стихи поэта, сразу отразившие его своеобразный стиль, были опубликованы в 1958 году. Его лирика отличалась стремлением «измерить» современного человека категориями и образами мировой цивилизации, экстравагантностью сравнений и метафор, усложнённостью ритмической системы, звуковыми эффектами.

Всенародно известным имя Вознесенского сделала его поэма "Мастера" (1959). В 1960 году вышли два первых сборника его стихов и поэм - "Мозаика" и "Парабола", которые сразу же стали ярким событием в культурной жизни страны. Отличительной чертой творчества Вознесенского критики называли экстравагантность сравнений и метафор в его поэзии, усложненность ритмической системы, использование звуковых эффектов, также они выделяли стремление поэта описать современного человека в понятиях и образах мировой цивилизации и способность говорить на любые темы.

В 1964 году Вознесенским был издан сборник "Антимиры", в 1965 году инсценированный в Театре на Таганке и ставший заметным явлением культурной жизни Москвы. В дальнейшем поэтом были опубликованы "Ахиллесово сердце" (1966), "Тень звука" (1970), "Взгляд" (1972), "Выпусти птицу!" (1974), "Дубовый лист виолончельный" (1975), "Витражных дел мастер" (1976), "Соблазн" (1978), "Избранная лирика" (1979), "Безотчетное" (1981).

Остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощала в себе своеобразный синтез лирики и философского начала, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, неожиданные рифмы, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны советской поэзии. Поэт был неутомим в поиске образов, оригинальных звучаний и даже графики, пытаясь самой формой невероятно извернутой или изломанной строчки создать зрительный образ.

В 1982 году Вознесенский обратился к прозе, написав повесть "О». Через год была издана книга "Прорабы духа. Прозаические и поэтические произведения", в 1987-м – поэма «Ров», 1990-м – стихотворный сборник «Аксиома самоиска», 1991-м – сборник стихотворений «Россія, Poesia». В 1993 году журналом "Дружба народов" был опубликован безразмерный молитвенный сонет поэта "Россия воскресе". В 1992-м выходит стихотворный сборник "Видеомы", позднее "Casino 'Россия'" (1997), "На виртуальном ветру" (1998), "Страдивари сострадания" (1999), "Жуткий кризис "Суперстар" (1999), "Гадание по книге" (1999), "Девочка с персингом" (1999) и другие. В мае 2008 года общественности была представлена книга "Рубанок носорога", в которой поэт обратился к темам и образам современной ему культуры. Поздняя творческая биография Андрея Вознесенского отмечена работой в жанре визуальной поэзии, сочетающей чтение стихотворений с музыкой и показом видеом.

Однако известен Вознесенский был не только как автор стихотворных сборников, поэм и прозаических произведений. Так, лирико-драматическая поэма Вознесенского "Авось", положенная на музыку композитора Алексея Рыбникова стала основой для создания рок-оперы "Юнона и Авось" - первой рок-оперы в СССР. На стихи Вознесенского было написано множество известных эстрадных песен и романсов, которые исполняли популярные советские артисты. Помимо этого Вознесенский является автором эссе и статей в области искусства и литературы. Благодаря его усилиям в Переделкино был открыт музей, посвященный памяти Б. Пастернака.

 

 

Андрей Вознесенский     //Википедия: Свободная энциклопедия

http://lenta.ru/lib/14184253/

http://biopeoples.ru/akters/1112-andrejj-voznesenskijj.html

 

13 мая

АЛЕКСЕЙ АРБУЗОВ

105 лет со дня рождения драматурга

(1908 - 1986)

 

Арбузов Алексей Николаевич – советский драматург и сценарист.

В полную силу талант Арбузова проявился в драме «Таня» (1938), сделавшей имя автора широко известным. Автор выступал требовательным судьей своей героини, отказавшейся от себя ради любимого человека, и по ходу действия выводил ее на «правильный» путь — из тесного комнатного мирка в мир широкой общественной жизни. Однако образ Тани получился шире авторской установки. Автора удивило и поначалу даже возмутило то, что осуждаемая им Таня, завоевала симпатии зрителей. Рожденная эпохой 1930-х, пьеса Арбузова утверждала права и значимость «личной» темы, заметно потесненной в литературе тех лет проблемами «социальными», «производственными» и т.п.

Не менее характерен для Арбузова и постоянный поиск продуктивных форм взаимодействия литературы и театра. Так появилась романтическая хроника об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге — «Город на заре» (1940). В годы войны с фашизмом Арбузов обратился к жанру, казалось бы, наименее отвечающему духу времени, - мелодраме. Пьеса «Домик на окраине» (1943) воспроизводила чеховскую ситуацию трех сестер (Вера, Надежда, Любовь) в условиях тыловой жизни периода войны. Мелодрама органично соответствовала природе таланта Арбузова, он настойчиво выступал в защиту жанра мелодрамы и отстоял его правомочность в советской драматургии. В отличие от классических примеров данного жанра, в мелодраме Арбузова отсутствуют фигуры откровенных негодяев. Это связано с особенностями мироощущения писателя, воспринимавшего любого человека с «оптимистической предпосылкой» и потому сознательно избегавшего деления своих персонажей на «хороших» и «плохих». После «Тани» Арбузов видел свою задачу в том, чтобы не обвинять героя, а объяснять его. Эти творческие принципы наиболее отчетливо воплотились в драме Арбузова «Годы странствий» (1950). Раскрытие характера неординарного человека Александра Ведерникова, находящегося в разладе с самим собой, причиняющего немало страданий другим людям и постепенно осознающего свои ошибки,— таково подлинное содержание этой драмы.

Изменения во внутреннем мире молодого современника продолжали волновать Арбузова и в драме «Иркутская история» (1959). Пьеса, сочетавшая черты монументально-героической, камерно-лирической и социально-бытовой драмы, в максимальной степени выявила свойственное Арбузову тяготение к острым ситуациям, нестандартным, «неправильным» и ярким характерам, вкус к органическому смешению театральных стилей и жанров. Пьеса создавалась в такой общественной атмосфере, когда неприятие высоких слов оборачивалось в среде молодежи неприятием высоких чувств, разочарованием, скепсисом, принимавшим своеобразные формы морального «вызова». Действие драмы основано на борьбе за подлинность чувств, красоту и правду человеческих отношений. Ревность в пьесе Арбузова, возможно, впервые в истории драмы становится силой не разрушающей, а возрождающей человека.

С годами писатель становился мудрее, и это побуждало его к переосмыслению некоторых проблем, затронутых им ранее. Знакомая по «Иркутской истории» ситуация, хотя и в иных исторических обстоятельствах, воспроизведена Арбузовым в «Моем бедном Марате» (1964). Судьбы героев прошедших через войну, внешне складываются как будто благополучно. Но душевные неурядицы и тревоги преследуют их и спустя много лет после блокады и фронта. Своеобразным продолжением судьбы Ведерникова на новом этапе явилась драма Арбузова «Счастливые дни несчастливого человека» (1968). Герой ее, молодой врач Крестовников, со временем многого достиг в карьере, но немало потерял в своем нравственном облике и остался одиноким человеком.

Возвращение Арбузова к молодежной теме в пьесе «Жестокие игры» (1978) обнаружило коренное изменение его взгляда на проблему, ранее поставленную в «Тане». Автор не оспаривает, а напротив, отстаивает право женщины целиком посвятить себя семье, любимому человеку. Столь неожиданный поворот в трактовке данной темы произошел не без влияния остро ощущавшихся драматургом отрицательных последствий женской эмансипации. Ориентация на служебный успех, деловитость, сугубо рационалистический образ жизни за счет утраты любви и материнства тревожила Арбузова и в пьесе «Победительница» (1983). Предостережением в этом смысле прозвучала и последняя драма Арбузова «Виноватые» (1985), где центральное место занимает проблема личной вины матери за судьбу когда-то брошенного ею сына.

Герои Арбузова - личности незаурядные, они легко заблуждаются и трудно преодолевают свои ошибки, расплачиваются за них дорогой ценой. Эмоциональный колорит его произведений составляет сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики. Интерес Арбузова к общечеловеческим проблемам, к воспитанию «культуры чувств», что его драматургия получила широкое международное признание. Его персонажи говорят о себе беспощадно, не скрывая ни хорошего, ни плохого. Они искренне жалуются и открыто радуются, словно исповедуются перед зрителем. И это особое, исповедальное начало пьес определяет их лирическое настроение.

Драматург работал до последних дней жизни. С годами он все больше склонялся в сторону холодного разума, его пьесы больше напоминали своеобразную программу жизни, чем реальную жизнь. Однако в одной из последних своих работ - «Сказки старого Арбата» - он снова вернулся к исходным позициям своего доброго, доступного людям таланта. «Сказки старого Арбата» иногда называют «самой личной» пьесой Арбузова не только потому, что некоторые факты биографии героя совпадают с биографией автора, но и по свойственной ей интимной интонации, особой поэтической стилистике.

 

http://biografiivsem.ru/arbuzov-aleksei-nikolaevich

http://hrono.ru/biograf/bio_a/arbuzovan.php

Алексей Арбузов     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

15 мая

ИВАН ПУЩИН

215 лет со дня рождения публициста

(1798—1859)

 

Иван Иванович Пущин был близким лицейским другом Пушкина и автором воспоминаний о нем. Он был также одним из видных участников декабристского движения.

К литературным работам Пущина принадлежат переводы Франклина и Паскаля, "Записки декабриста", изданные в Лондоне в 1863 году, и "Записки о дружеских связях с А. С. Пушкиным". "Записки" проникнуты глубокой задушевностью и искренней братской любовью. Пущину принадлежат также "Письма из Ялуторовска" (1845 г.) к Энгельгардту. В этих письмах, сообщая бывшему директору Лицея сведения о своей собственной жизни, о городе Ялуторовске и его жителях, о товарищах, Пущин касается и сибирских порядков, метко характеризует местное чиновничество и с особенной любовью останавливается при этом на законе 1842 года, по которому земли под частное владение отводились не иначе, как при условии обработки их вольным трудом. В этом он видит залог лучшего будущего Сибири. Вообще его письма к Энгельгардту полны метких замечаний, и в них проглядывает образованный, передовой человек.

 

 

 

Иван Пущин    //Википедия: Свободная энциклопедия

http://oldmikk.ru/Page3_let_december_pushcin.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/104963/%D0%9F%D1%83%D1%89%D0%B8%D0%BD

 

17 мая

АНРИ БАРБЮС

140 лет со дня рождения французского писателя

(1873-1935)

 

Анри Барбюс, видный французский писатель и общественный деятель, завоевавший широкую известность реалистическими антивоенными романами, родился в Аньере.

Его первые произведения - сборник стихов "Плакальщицы" (1895) и роман "Ад" (1908) окрашены глубоким пессимизмом, для его стиля характерен натурализм.

В 1916 опубликовал роман "Огонь", передающий военный опыт и признанный одним из лучших романов о войне. В нём он дал правдивую картину военных будней, показал фронтовиков, начинающих задумываться над сущностью войны; его герои приходят к выводу о необходимости повернуть оружие против виновников империалистической бойни. После выхода романа "Ясность" (1919) о конторском служащем, который в рядах армии проникается сознанием преступности империалистической войны, выходит сборник статей "Слова бойца" (1920), содержащие призыв к свержению капиталистического строя. Барбюс был среди первых, кто начал описывать войну с беспощадной правдивостью и отвращением, воссоздавая неотступный ужас окопных будней, гибель мужей и сыновей.

В 1925 вышел роман Барбюса "Звенья", в котором мировая история изображена как непрерывная цепь страданий народных масс и борьбы их за свободу и справедливость. В книгах «Иисус» и «Иисусовы Иуды» Иисус изображается как непризнанный революционер, образ которого искажается церковью. В них доказывая близость христианской и коммунистической философских доктрин. В памфлетно-публицистической книге "Палачи" (1926) обличает белый террор в балканских странах. В сочинениях «Свет из бездны» (1920), «Манифест интеллектуалов» (1930) Барбюс резко критиковал капиталистическую эксплуатацию и буржуазную цивилизацию, одновременно активно пропагандируя процессы строительства социализма в СССР и лично деятельность Сталина. В 1928 опубликовал сборник новелл "Происшествия».

В 1930 вышла книга "Россия", в которой Барбюс приветствовал строительство социализма. Книга "Золя" (1932) - в значительной мере эстетический манифест Барбюса, утверждающий художественный реализм. Особенно ценя М. Горького, Барбюс называл его "великим светочем", открывающим "всему миру новые пути". Главное содержание книги "Сталин" (1935) - история советского народа, совершившего Великую Октябрьскую революцию, строящего социализм. В книге, написанной мастерски, однако, преувеличена историческая роль Сталина. Ее заголовки: «Гигант», «Железная рука», «Великие лозунги», «Человек у руля», «Война с паразитической оппозицией» были завлекательны, остры. Манера изложения, предельно доступная, изобиловала образными сравнениями, почти афоризмами.

До конца жизни Барбюс собирал материал для большой биографии В. И. Ленина, которую не успел завершить.

Его самое известное в России произведение далеко от политики, однако подарило ему огромную славу и успех в театрах всего мира. Это пьеса по рассказу «Нежность», герой которого получает в течение двадцати лет пять письма от своей любимой, жениться на которой ему не разрешили родители.

 

Анри Барбюс     //Википедия: Свободная энциклопедия

http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/barbusse.php

http://www.parta.com.ua/stories/writers/56/

 

18 мая

ОМАР ХАЙЯМ

965 лет со дня рождения персидского поэта

(1048-1131)

 

Омар Хайям Гийяс Оддин Абольфатх Омар ибн Ибрагим Хайям Нишапури - великий персидский поэт, астроном, философ, математик.

Омар Хайям знаменит во всём мире благодаря своим четверостишиям «рубаи» — мудрым, полным юмора, лукавства и дерзости. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что Хайям в своих стихах очень высоко ценит человека. В средневековой персидской и таджикской поэзии Хайям - единственный поэт, в творчестве которого лирический герой в значительной мере выступает как автономная личность, поднимается до отчуждения от царя и Бога; герой этот, бунтарь и богоборец, противник насилия, подвергает сомнению религиозную догму о божественно-разумном устройстве мира. В его четверостишьях звучит призыв изведать доступное человеку мимолетное земное счастье, почувствовать бесценность каждого мгновения, проведенного рядом с возлюбленной.

Однако в творчестве Омара Хайяма немало сложных и противоречивых проблем. У него можно найти стихи и на трудную минуту в жизни, и на радостную, он - собеседник в раздумьях о смысле жизни, в минуты предельной искренности наедине с самим собой и в минуты веселого застолья с друзьями. Он уводит нас в космические дали и дает насущные житейские советы. Значительная часть рубаи — это раздумья над Кораном. Многих привлекает не только поэтическая прелесть стихов Хайяма, не только мудрость, но и бунтарский дух. Все-таки главный мотив творчества персидского поэта - радость, любовь, вино тоже входит в этот перечень.

Философия Омара Хайяма сближает его с гуманистами эпохи Возрождения. Однако часто Хайям впадал в пессимизм и фанатизм, что было широко распространено в средневековье и особенно на востоке. Этот мир считался временным и преходящим. Богословы и философы того времени придерживались того мнения, что вечную жизнь и блаженство можно найти только после смерти. Всё это не могло не найти своего отражения в творчестве Омара Хайяма. Однако поэт любил и реальную жизнь, протестовал против её несовершенства и призывал наслаждаться каждым её мигом, невзирая на то, что существующие нравы и инквизиция не разделяли и преследовали подобные взгляды на жизнь. Даже в тех четверостишиях Хайяма, в которых на первый взгляд очень сильны пессимистические мотивы, мы в подтексте видим горячую любовь к реальной жизни и страстный протест против ее несовершенства. Разительно выделяясь из общего русла развития персидской лирики, поэзия автора лишена вычурности образов, красивости. Стиль Омара предельно ёмкий, лаконичный, изобразительные средства просты, стих чеканный, ритм гибкий.

Омар Хайям прежде всего представляет литературу Ирана и Средней Азии, однако его творчество  – это удивительное явление в истории культуры всего человечества. Его стихи до сих пор покоряют своей предельной ёмкостью, лаконичностью, образностью, простотой изобразительных средств, отличаются изяществом отделки каждой фразы, глубиной философской мысли, яркими запоминающимися образами, непосредственностью взглядов на мир лирического героя, особой музыкальностью и гибким ритмом. Рубаи Омара Хайяма – классика средневековой восточной поэзии, которая и по сей день привлекает к себе всех ценителей мудрого слова.

 

http://www.khayyam.nev.ru/biograph.shtml

http://www.c-cafe.ru/days/bio/21/khayyam.php 

Омар Хайям     //Википедия: Свободная энциклопедия

 

25 мая

РАЛЬФ ЭМЕРСОН

210 лет со дня рождения американского философа и поэта

(1803 - 1882)

 

Ралф Уолдо Эмерсон - американский философ, один из крупнейших мыслителей США, писатель, поэт, эссеист, лидер движения трансцендентализма. Родился в Бостоне. Блестящий эрудит и глубокий знаток мировой культуры. Его обширное литературное наследие включает в себя более 150 философских эссе и лекций, 10 томов дневников, сочинения на общественные и морально-этические темы, сборники биографических и нравоописательных очерков, несколько поэтических сборников. Его стихотворения стали привлекать внимание исследователей лишь сравнительно недавно. Большинство их было опубликовано при жизни автора в сборниках Poems (1847) и "Майский день" (1867). Стихи Эмерсона - своего рода иллюстрация его философских убеждений. По мысли Эмерсона, поэзия является средством прозрения и символического выражения божественного начала, невидимо разлитого в окружающем мире.

Безусловно, Ральф Уолдо Эмерсон внес неоценимый вклад в историю и развитие американской литературы. Путешествие по Англии, в которой писатель познакомился с традиционными культурными формами Старого Света, помогло раскрыть в нем талант величайшего психолога. Под впечатлением от данной увлекательной и долгой поездки писатель написал книгу, получившую название «Представители человечества». Он первый, кто сформулировал систему идей трансцендентализма в одном из своих эссе, получившем название «О природе» и вышедшем в 1836 году. Трансцендентализм известен как движение в литературе, культуре и философии, возникшее в Америке в 30-60-х годах 19 века. В основе этого движения лежит представление о том, что человек не должен отдаляться от природы, и в своих действиях он должен прислушиваться к голосу своего внутреннего «я» и доверять своей интуиции..

Философские построения Эмерсона опирались на присущую его мировоззрению дихотомию. Он рассматривал мир в рамках парных соподчиненных категорий: Рассудок, Фантазия, Талант, Время, Благоразумие, Целесообразность относились к сфере земной, чувственной; им соответствовали благородные двойники: Разум или Интуиция, Воображение, Гений, Вечность, Мудрость, Высший Закон. Все, соотносимое с категориями второго порядка, наделялось безусловной нравственностью и эстетической ценностью. Чтобы подняться из мира целесообразности, благоразумия, конформизма к звездным высотам героизма и мудрости (которую обыденное сознание считает в лучшем случае безумием), нужно идти непроторенными путями, преодолевая робость мысли и чувства, вырабатывать собственный взгляд на вещи, поступать так, как диктует совесть, повинуясь инстинктивным движениям души. Таков категорический императив Эмерсона, его учение о доверии к себе, которое должно "совершить революцию в государственных и человеческих отношениях: в религии, образовании, образе жизни, форме собственности и мировоззрении". Доктрина "героического индивидуализма" Эмерсона носила гуманистический и демократический характер. Разрабатывая ее, он не только утверждал ценность личности, но развивал идею сопричастности человека миру, единства "каждого и всех". По сути дела, в эссе "Доверие к себе" Эмерсон признал необходимость гражданского неповиновения властям в его начальной, пассивной форме - "неучастия в зле".

Доверие к себе, любовь, жизнь в гармонии с природой, физический труд, опрощение составляли пять принципов эмерсоновской моральной утопии. Эмерсон сочетал теорию эротического пути познания Платона с христианской доктриной совершенствования посредством любви. Жизненный путь человека он представлял как восхождение по лестнице, соединяющей землю с небом: от чувственной любви - через "одухотворение плоти" (интеллектуальную дружбу) - к любви к богу и человечеству. Уметь чувствовать и видеть красоту природы, ощущать родство с ней - идеал духовно богатой личности. По теории соответствия все явления природы суть символы, или эмблемы, явлений высшего порядка, поскольку между чувственным и духовным мирами существует аналогия. Задачу расшифровать эти символы Эмерсон возлагал на художника, который, полагал он, способен интуитивно постичь истину, проникнуть в сущность явлений и, преобразив природу в своих творениях, выявить скрытый в ней нравственный смысл. В том, что такой смысл заложен во всем сущем изначально, он нисколько не сомневался. Телеологический взгляд на историю, убеждение в том, что человечество в своем развитии стремится к достижению моральных целей, предустановленных творцом, что все в мире приводится в движение нравственным законом, питали эмерсоновский оптимизм.

Начиная с 1844г. Эмерсон активно поддерживал аболиционистов, выступал с
антирабовладельческими речами.

Его статьи и речи дали мощный импульс развитию американской культурной мысли и не утратили своего значения в XX в. В последний период собственной жизни писатель обратился к изучению современной на то время жизни. За последний 15-летний период жизни Эмерсон написал книгу «Общество в одиночестве», а также выпустил сборник лекций под названием «Литература и общественные задачи».

Стоит отметить и то, что Эмерсон оказал влияние на таких известных персон, как Фридрих Ницше, Герман Мелвилл, Натаниэль Готорн, Уолта Уитмена, Эмили Дикинсон, Роберта Фроста и многих других прославившихся на весь мир творцов.

История эмерсоновской мысли — это мятеж против созданного в XVIII веке мира механической необходимости, утверждение суверенности «я». Со временем Эмерсон усвоил новую идею естественной эволюции и начал с растущим пониманием относиться к восточной философии.

 

http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_9.php

http://www.livelib.ru/author/169362

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-26983/

 

26 мая

ЛЮДМИЛА ПЕТРУШЕВСКАЯ

75 лет со дня рождения писательницы

(1938)

 

Людмила Стефановна Петрушевская - российский прозаик, поэтесса, драматург, детский писатель, сценарист, мультипликатор, художник и певица. Петрушевская рано начала сочинять стихи и писать сценарии. Действие пьес Петрушевской происходит в обыденных, легко узнаваемых обстоятельствах: в дачном домике («Три девушки в голубом», 1980), на лестничной площадке («Лестничная клетка», 1974) и т.п. Личности героинь выявляются в ходе борьбы за существование, которую они ведут в жестоких жизненных ситуациях. Петрушевская делает зримой абсурдность обыденной жизни, и этим определяется неоднозначность ее персонажей. В финале пьесы «Уроки музыки» происходит полное преображение персонажей в своих антиподов: романтически влюбленный Николай оказывается циником, разбитная Надя – женщиной, способной на глубокое чувство, добродушные Козловы – примитивными и жестокими людьми. Диалоги в большинстве пьес Петрушевской построены таким образом, что каждая следующая реплика зачастую меняет смысл предыдущей. Одна из самых известных пьес Петрушевской – «Три девушки в голубом». Внутреннее богатство ее главных героинь, враждующих между собой родственниц, состоит в том, что они оказываются способны жить вопреки обстоятельствам, по велению сердца. Петрушевская показывает в своих произведениях, как любая жизненная ситуация может перейти в собственную противопложность. Поэтому выглядят естественными сюрреалистические элементы, прорывающие реалистическую драматургическую ткань. В пьесе «Квартира Коломбины» (1981) сюрреализм является сюжетообразующим принципом. Современная бытовая речь сгущена до уровня литературного феномена. Лексика дает возможность заглянуть в биографию персонажа, определить его социальную принадлежность, личность. В пьесах Петрушевской присутствует прозаическое начало, которое превращает их в «роман, записанный разговорами».

Проза Петрушевской продолжает ее драматургию в тематическом плане и в использовании художественных приемов. Язык автора лишен метафор, иногда сух и сбивчив. Центральная тема прозы Петрушевской — тема женской судьбы. Любовь к мужчине, детям, родителям, попытка найти свое счастье — главное в ее героинях. Её произведения представляют собой своеобразную энциклопедию женской жизни от юности до старости: «Приключения Веры», «История Клариссы», «Дочь Ксени», «Страна», «Кто ответит?», «Мистика», «Гигиена» и многие другие. Рассказам Петрушевской присуща новеллистическая неожиданность. Так, в рассказе «Бессмертная любовь» (1988) подробно описана история  нелегкой жизни героини, что создает у читателя впечатление, будто главной задачей является именно описание бытовых ситуаций. Но неожиданный и благородный поступок Альберта, мужа главной героини, придает финалу этой «простой житейской истории» притчевый характер. Персонажи Петрушевской ведут себя в соответствии с жизненными обстоятельствами. Например, главная героиня рассказа «Свой круг» (1988) отказывается от единственного сына: она знает о своей неизлечимой болезни и пытается бессердечным поступком заставить бывшего мужа взять на себя заботу о ребенке. Повесть «Время ночь» (1992) является самым крупным произведением Петрушевской. Это повесть о любви матери к своим детям. Анна Андриановна, главная героиня повести, женщина властная и жесткая. Причинять боль своим близким, по мнению героини, значит доказывать материнскую власть, а, следовательно — любовь. Она пытается подчинить своих детей себе, неимоверно ревнуя их. Три женские судьбы: бабушка-мать-дочь, повторяя друг друга, сливаются в один женский персонаж в разных возрастных стадиях. Стремясь создать многообразную картину современной жизни, цельный образ России, Петрушевская обращается не только к драматургическому и прозаическому, но и к поэтическому творчеству. Жанр написанного верлибром произведения «Карамзин» (1994), в котором своеобразно преломляются классические сюжеты, писательница определяет как «деревенский дневник». Стиль «Карамзина» полифоничен, размышления автора сливаются с «песнопениями луга» и разговорами героев.

В последние годы Петрушевская обратилась к жанру современной сказки, как для взрослых, так и для детей, написанных в абсурдистской манере: «Жил-был будильник», «Ну, мама, ну!», «Сказки, рассказанные детям», «Маленькая волшебница», «Кукольный роман». По её сценариям поставлен целый ряд мультфильмов — знаменитая «Сказка сказок» Юрия Норштейна, а также «Краденое солнце», «Заячий хвостик», «Кот, который умел петь».

Рассказы и пьесы Петрушевской переведены на многие языки мира, ее драматургические произведения ставятся в России и за рубежом.

 

Людмила Петрушевская       //Википедия: Свободная энциклопедия

http://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=65

http://5ballov.qip.ru/biographies/bio-na-bukvu-P/petrushevskaya-l-s/

 

27 мая

ЕЛЕНА БЛАГИНИНА

110 лет со дня рождения поэтессы

(1903-1989)

 

Благинина Елена Александровна — поэт, переводчик, мемуарист, автор десятков книг для малышей. Елена Александровна писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.

В своих произведениях Благинина создала цельный и гармоничный образ детства, глазами которого увиден мир. Она чужда выспренности, громкого пафоса, в ее произведениях доминируют разговорные, часто – задумчивые интонации. Мир детства у Благининой – это выраженная радость жизни, многочисленные открытия, обретение взаимопонимания с окружающим, хотя поэтесса не склонна рисовать действительность безмятежной и бесконфликтной. Понимая детство как специфическое состояние души, Благинина практически не  разделяла свои стихи на детские и «взрослые», все они – поэтическая форма самовыражения человека, сохранившего способность открывать волшебное, необыкновенное в обыденном, радоваться ему, ощущать жизнь как чудо. У лирического героя Благининой зоркий, пристальный взгляд и поэтическое ощущение жизни. Большая заслуга принадлежит Благининой в создании поэтического образа девочки, достаточно редкого для детской литературы, в которой преобладала «мальчишеская» тема.

Высокий профессионализм поэзии Благининой основывается на органическом продолжении традиций русской поэтической классики и устного народно-поэтического творчества. Она владеет всеми жанрами детской литературы — от сказок, считалок, дразнилок, скороговорок до песен, баллад, детской пейзажной и психологической лирики и игровых сценариев. Всепоглощающей любовью наполнены стихи Благининой для младшего возраста («Вот какая мама!», «Посидим в тишине», «Осень» и др.). В маленькой поэме «Аленушка» (1940) даже композиционное построение текста как бы демонстрирует логику изменения характера произведений для детей в зависимости от их возраста.

С началом Великой Отечественной войны в творчество Благининой входит военная тематика: и в самом трагическом ее повороте - смерть, разрушение («Одинокие печки»), и в патриотической вере в неизбежность победы именно как торжества добра и правды. В послевоенные годы эта тема будет продолжена в утверждении благодарной памяти, без которой немыслимо будущее («Шинель» и др.). В сборниках «На привале» (1945), «Радуга» (1948), «Огонек» (1949), «Не мешайте мне трудиться» (1959), «Травушка-муравушка» и «Гори-гори ясно!» (оба — 1971), «Журавушка» (1973) особенно привлекает основанная на ряде приемов фольклорной поэтики патриотическая пейзажная лирика, а также тема «братьев наших меньших», любовь к которым всегда была присуща самой Благининой и которую она завещала своим маленьким читателям. Для обращений Благининой к природе  характерны интимные интонации, задушевность, детское удивление и восхищение. Один  из центральных образов лирики природы у Благининой – образ сада, синонимичный в ее поэтическом языке образу Родины («Зима», «Зайчик», «Мороз», «Чудо», «Милый сад», «На моем окошке»). Чувство единства с природой не переходит в превосходство – поэтесса всегда корректна и уважительна в обращении к силам природы или плодам человеческого труда. Нередко в стихах Благининой возможны сказочные элементы. Народно-поэтические формы – важная составляющая стиля Благининой. Поэтесса активно осваивает малые жанры детского фольклора – потешки, припевки, загадки, считалки, скороговорки, присказки, дополняя их традиционно шуточное содержание лирическим.

Язык лирики Благининой на удивление гибок  и богат, может передавать тончайшие оттенки чувств и смысла. Этому  помогает легкость словообразования, свобода поэтических ассоциаций. Художественной манере Благининой присуще точное чувство слова, изысканность синтаксического рисунка, ритмическое разнообразие, умение сочетать литературную чистоту речи с фольклорным колоритом, просторечными выражениями, напевность, дар имитации детской речи. Многие  из произведений Благининой предполагают игровые действия, построены по игровому принципу и с содержательной, и  с формальной точки зрения: текст рассчитан на устное воспроизведение, отмечен обилием приговоров и повторов. Все это в сочетании с пленительным обаянием образа детства, внутренней гармонией созданного Благининой художественного мира делает ее стихи популярными и сегодня.

Детские стихи Благининой переведены на немецкий, польский, болгарский, китайский, украинский, белорусский и другие языки. Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко, Ивано Франко, Леси Украинки, молдавских и татарских поэтов. Благинина писала стихи и для взрослых (сборники «Окна в сад», 1966,  «Складень», 1973), была автором мемуаров. Все это свидетельствует о растущей философской насыщенности и нравственной остроте творчества писательницы. Тем не менее самую большую известность ей принесло поэтическое творчество для детей.

 

http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/blaginina.php

http://www.litguide.ru/liconts-859-1.html 

Елена Благинина          //Википедия: Свободная энциклопедия

 

28 мая

ЯН ФЛЕМИНГ

105 лет со дня рождения американского писателя

(1908-1964)

 

Ян Ланкастер Флеминг известен как создатель Джеймса Бонда. Его профессиональная писательская деятельность началась с романа «Казино Рояль». Через год вышел второй роман с тем же героем «Живи и пусть умирают другие». Главный герой этих романов и всех последующих носил имя Джеймс Бонд. Наиболее известны среди них: «Доктор Но», «Бриллианты навсегда», «Из России с любовью», «На тайной службе Ее Величества», «Голдфингер».

Главный герой, «агент 007» быстро завоевал любовь публики. Из всех персонажей так называемой популярной литературы Джеймс Бонд пользуется наибольшим успехом, причем во многих своих проявлениях. По сути дела, Флеминг был пионером в деле создания такого характера. Умный, обаятельный, жесткий и неизменно удачливый в достижении своих целей Бонд во всех романах «бондианы» вступает, как сказочный герой, в смертельную схватку со Злом на стороне Добра и Справедливости, олицетворяя такие понятия, как «долг» и «верность». Особую привлекательность повествованию придают несмотря на условность и некоторую фантастичность событий и ситуаций точность автора в описании деталей, обстановки и места действия, легкая ирония по отношению к герою и самому себе. Опыт работы в разведке был неоценим для писателя при описании приключений своего героя. Как свидетельствуют документы, одним из прототипов Джеймса Бонда, с которых его создатель лепил образ агента 007, был знаменитый советский разведчик Рихард Зорге. Многие считают, что образ Джеймса Бонда Флеминг писал с себя, точнее с того, каким он хотел бы быть: умным, обаятельным, олицетворением вечных понятий долг, честь, истина. Герой Яна Флеминга особо не задумывается - решения приходят сами собой. Он живет в мире роскошных отелей и экзотических островов, прекрасных женщин и больших ставок. Вкус к роскошной жизни Джеймс Бонд унаследовал от своего создателя Яна Флеминга. Так же, как и авантюризм, и весело-циничное отношение к жизни.

Серьезные критики долго не могли примириться с существованием книг про Джеймса Бонда, осуждая их за секс и насилие. Однако романы английского писателя стали частью американской массовой культуры. Во многом успеху Флеминга способствовало то, что он относился к своему творчеству со здоровым цинизмом. "Книги пишут ради славы, удовольствия или денег,- говорил он.- Я пишу ради удовольствия и денег". Писатель не собирался переделывать мир или человеческую природу. По его собственным словам, он не апеллировал к разуму или сердцу, а играл в своих романах на низменных инстинктах.

Журнал «Мир фантастики» назвал цикл романов о Джеймсе Бонде — главным произведением «шпионской фантастики». Фактически Флеминг создал собственную вымышленную Британскую империю — и прилегающие к ней территории — смысл существования, которой был лишь в том, чтобы Джеймсу Бонду было где играть в рулетку, разъезжать на шикарных машинах, пить шампанское, соблазнять женщин и проворачивать свои головоломные и абсолютно неправдоподобные операции.

Почти все романы Флеминга были экранизированы и принесли славу не только писателю, но и многим актерам. За тридцать пять лет, прошедших с момента премьеры, вышло восемнадцать фильмов про Бонда. Всего Флеминг написал о Джеймсе Бонде 12 романов и 9 рассказов. Последний из них – «Человек с золотым пистолетом» - вышел в 1965 году, уже после смерти писателя. Помимо этого Ян Флеминг написал документальную книгу «Контрабанда алмазов» и детскую книжку «Чух-чух-бум-бум».

 

http://www.chronoton.ru/past/war/ian-fleming

http://www.ogoniok.com/5048/10/

http://www.ianfleming.ru/llib-sa-name-106/

 

29 мая

БЕРНАР КЛАВЕЛЬ

90 лет со дня рождения французского писателя

(1923-2010)

 

Бернар Клавель, французский писатель, поэт и сказочник, родился в Лон-ле-Сонье. В первом своем известном роман «Ночной рабочий» (1956), произведении во многом автобиографическом, Клавель рассказывал о своей послевоенной жизни – о том, с каким трудом он зарабатывал на хлеб насущный, как трудно было ему уделять время литературе, и каким испытаниям он был вынужден подвергать близких ему людей ради своей заветной мечты. Критики назвали это произведение «душераздирающей исповедью» человека, который вынужден жертвовать благосостоянием семьи ради писательской деятельности. «Ночной рабочий», насыщенный точными описаниями и типическими персонажами, положил начало серии романов: «Испанец» (1959), «Путешествие отца» (1960), а также тетралогии адресованной молодежи «Великое терпение», написанной в 1962-1968 годах. Некоторые его творения связаны между собой в своеобразные циклы – так, четыре наименования насчитывает серия «Великое терпение»Дом других», «Тот, кто хотел увидеть море», «Сердца живущих», «Зимние фрукты»), пять – цикл «Небесные колонны» и шесть – серия «Северное королевство».

Книги Клавеля всегда отличались простым и понятным языком; в своих произведениях он часто придавал большую важность на первый взгляд незначительным персонам и много рассуждал о общечеловеческих ценностях. Нередко в романах Клавеля можно встретить глубокие мысли о насилии, войнах и тому, насколько они противны самой человеческой природе.

 

http://www.peoples.ru/art/literature/prose/roman/bernard_clavel/

Бернар Клавель            //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ