Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :
 

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

 

 

 

 

2 октября

грэм грин

105 лет со дня рождения американского писателя

(1904-1991)

Грин написал пять драм и сценарии для фильмов, основанных на его произведениях.

Он распрощался с журналистикой после успеха своего первого романа «Человек внутри». В 1932 он опубликовал остросюжетный политический детектив «Стамбульский экспресс». Эту и последующие книги с элементами детективного жанра – «Наемный убийца», «Доверенное лицо», «Ведомство страха» – он назвал «развлекательными». Его романы «Это поле боя» и «Меня создала Англия» отражают социально-политическое брожение 1930-х годов. «Брайтонский леденец» – первый «развлекательный» роман, события которого высвечены религиозной проблематикой.

В конце 1930-х годов Грин много путешествовал по Либерии и Мексике. Глубоко личные отчеты об этих поездках составили две книги путевых заметок «Путешествие без карты» и «Дороги беззакония». Политические гонения на католическую церковь в Мексике подвигли его на создание романа «Сила и слава», герой которого, греховодник, «пьющий падре», противостоит гонителям церкви.

С 1941 по 1944 Грин как сотрудник министерства иностранных дел находился в Западной Африке, где развернутся события его романа «Суть дела», принесшего ему международное признание. События следующего важного произведения Грина, любовной истории «Конец одного романа», происходят в Лондоне во Вторую мировую войну.

Более позднее творчество Грина отличает чувство злободневности, которое он, вероятно, обрел, работая корреспондентом журнала «Нью рипаблик» в Индокитае. Место действия поздних романов Грина – экзотические страны накануне международных конфликтов: в разоблачительном, прозревающем будущее романе «Тихий американец» – Юго-Восточная Азия перед американским вторжением; в «Нашем человеке в Гаване» – Куба накануне революции; в «Комедиантах» – Гаити в правление Франсуа Дювалье. В позднем творчестве Грина религия хотя и присутствует, но отступает на второй план, и ее авторитет перестает быть непререкаемым. Например, концовка романа «Ценой потери» дает понять, что христианство не в силах помочь современному человеку.

Среди других произведений Грина – пьесы «Комната для живых», «Теплица» и «Покладистый любовник»; сборники рассказов «Двадцать один рассказ», «Чувство реальности» и «Можно мы похитим твоего мужа?»; сборники эссе «Потерянное детство», «Избранные эссе»; романы «Путешествие с тетушкой», «Почетный консул», «Человеческий фактор», «Монсеньор Кихот» и «Десятый»; биография «Обезьянка лорда Рочестера». По многим его произведениям сняты фильмы, в том числе картина «Третий»; Иногда Грин  выступал и как автор сценария.

http://www.peoples.ru/military/scout/green/

http://biodata.narod.ru/12.html

 

 

 

 

 

3 октября

эдуардас беньяминович межелайтис

90 лет со дня рождения поэта

(1919-1997)

Печатается с 1935. Уже в первых сборниках стихов («Лирика», «Ветер родины», «Мой соловей») Межелайтис проявил себя как поэт яркого лирического дарования. Творчество Межелайтиса питалось живительными источниками литовского фольклора, лирический герой его поэзии ощущал неразрывную связь со своим народом и родной природой. Ранняя лирика Межелайтиса по своему пафосу и стилю близка традициям поэзии С. Нерис и С. Есенина. Значительной вехой в творчестве Межелайтиса стала эпическая «Братская поэма», посвященная теме социалистической дружбы народов. В 1957 опубликовал книгу стихов «Чужие камни» — размышления советского поэта-коммуниста о капиталистическом мире. Событием в творческой биографии Межелайтиса и во всей советской поэзии является выход сборника стихов «Человек». Эта книга — радостный гимн человеку-коммунисту, его Земле, и в то же время её автора тревожат судьбы всего человечества, его грядущее. Глубокий интеллектуализм и философичность, публицистический пафос — основные черты сборников «Солнце в янтаре», «Автопортрет. Авиаэскизы», «Южная панорама» и «Кардиограмма».

В книгах поэтической публицистики высказаны мысли автора о литовском и мировом искусстве («Лирические этюды», «Хлеб и слово», «Ночные бабочки», «Здесь Литва», «Горизонты», «Барокко Антакальниса», «Янтарная птица»). Для детей написаны сборники «Кем быть», «Что сказала яблонька», «Учительница» и другие. Перевёл на литовский язык сочинения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и другие. Произведения Межелайтиса переведены на многие языки мира.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Межелайтис

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00046/79100.htm

 

 

 

 

сергей сергеевич наровчатов

90 лет со дня рождения поэта, критика, публициста

(1919-1981)

Военная тема лежит в основе поэзии Наровчатова – в первых сборниках «Костер», «Солдаты свободы», «Горькая любовь», в зрелых стихотворных книгах «Четверть века», «Через войну», «Знамя над высотой»,  «Боевая молодость», в итоговой поэме «Фронтовая радуга».

Наряду с жизненными впечатлениями динамично и ярко жившего человека, творчество Наровчатова питали мировая классика, русский фольклор и литература (в т.ч. современная — Н.Н. Асеев, Н.С. Тихонов, И.Л. Сельвинский).

Тема любви, восходящая к «военной» поэзии («Фронтовая почта», «Ты не русская», «Прощальные стихи», где говорится и о страданиях, и об измене), находит продолжение в послевоенных стихах о счастливой взаимности, семье и детях («Кукла», «Разговор с дочкой» и др.). Одна из постоянных тем-тема странствий — в сборниках «Северные звезды», «Дальний путь»; в стихотворениях «У берегов Японии», «Тихий океан», «Тасманская баллада», «Сидней».

Историческое прошлое России отражено в поэмах «Семен Дежнев», «Василий Буслаев», рассказах «Абсолют», «Ведьмы», где акцент сделан на безудержной удали, отваге и силе русских людей.

Автор многочисленных литературоведческих и публицистических работ («Лирика Лермонтова: Заметки поэта»,  «Поэзия в движении»,  «Необычное литературоведение»,  «Атлантида с тобой», «Живая река» и др.), литературных мемуаров («Мы входим в жизнь: Книга молодости»,  сборников стихов «Пес», «Ширь», поэмы «Пролив Екатерины».

http://www.hrono.info/biograf/narovchat.html

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/d/d6/1008794.htm

 

 

 

 

 

7 октября

новелла николаевна матвееВа

75 лет со дня рождения русской поэтессы, автора-исполнителя песен

(р.1934)

Стихи многочисленных сборников Матвеевой («Лирика», «Кораблик», «Избранная лирика»,  «Душа вещей», «Ласточкина школа», «Река», «Закон песен», «Страна прибоя», «Хвала работе», «Нерасторжимый круг» и др.) органично сочетают простоту и естественную музыкальность с лексической точностью и философской глубиной стихотворной речи. Отличаются романтическим темпераментом, неистощимостью фантазии, тягой к экзотике, «бродяжничеству».

В стихах прослеживается как жажда подвига, полнота и яркость бытия («Гимн перцу», «Мумия», «Краски», «Дирижабль», «Древесина», «Все сказано на свете…»), так и тяга к философичности, медитативному единению с природой («Зима», «Дубрава», «Лес», «Медленная весна»).

Герои Матвеевой – это часто бесприютные странники, цыгане, цирковые артисты, неудачники («Девушка из харчевни», «Цыганка»).

Среди стихотворений, характерных для философского-метафорического художественного мышления Матвеевой, — «Глухой зимы коснеющий триумф», «Словно рукоделие Герды пустынное, / Вьет камыш пушистое льдистое кружево…», «Мой Бодлер», сказка «Корабельный рай». Среди излюбленных тем поэтессы поздних лет — труд художника и законы искусства, Дальний Восток — родина ее отца, деда и прадеда, военное время, природа и детство.

Автор поэм  «Мера за меру» и «Выселение из Вселенной»; «Октябрь», посвященной знаменитому нидерландскому живописцу «Питер Брейгель-Старший»; «Шпалы», стихов для детей (сб. «Солнечный зайчик»), переводов, статей о творчестве

http://www.bards.ru/Matveeva_N/

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/e/e4/1008791.htm

 

 

 

 

 

10 октября

василий петрович авенариус

170 лет со дня рождения писателя

(1839-1919 (по др. данным - 1923)

Имя Авенариуса известно почти исключительно в детской литературе. Он не был писателем по профессии и работал над своими произведениями очень медленно. Авенариус переложил, или вернее издал в приспособленном для детей виде, русские былины — «Книга о киевских богатырях». Эта книга приобрела большую популярность и много раз переиздавалась. Затем последовал ряд оригинальных сказок для детей («О пчелке Мохнатке», «О муравье-богатыре» и др.). В середине 80-х гг. Авенариус начинает издавать ряд повестей из жизни писателей («Отроческие годы Пушкина», «Юность Пушкина», «Гоголь-гимназист», «Гоголь-студент», «Школа жизни великого юмориста», «Детские годы Моцарта» и др.).

Все они были приспособлены к чтению подростками. В них больше рассказа о приключениях и описаний быта, чем психологии действующих лиц.

Наконец третью группу представляют воспоминания детства и молодости («Листки из детских воспоминаний» и др.), о виденном и пережитом («Перед рассветом», «За тридцать лет»). Повесть «Перед рассветом» рисует картины крепостного быта накануне отмены крепостного права и воспроизводит психологию сторонников и врагов этой отмены в помещичьей среде. Цель писательской деятельности Авенариуса — передача полезных сведений юным читателям. Его произведения проникнуты «благонамеренными» взглядами, что в свое время и облегчило им доступ в царскую школу в качестве «рекомендованной» лит-ры.

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le1/le1-0272.htm

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/

 

 

 

 

 

11 октября

борис андреевич пильняк (вогау)

115 лет со дня рождения писателя

(1894-1938)

Считается, что дорогу в литературу открыл рассказ «Земское дело», вышедший тогда же в «Ежемесячном журнале» В.С.Миролюбова.

Первая книга Пильняка – «С последним пароходом». Впоследствии он считал ее откровенно слабой, за исключением двух рассказов – «Над оврагом» и «Смерть», которые неизменно включал почти во все прижизненные издания избранных сочинений.

Составившие сборник «Быльё»  рассказы стали творческой лабораторией для опубликованного в 1922 романа «Голый год». Многие рассказы вошли в состав романа в качестве отдельных глав, подчеркнув тем самым «осколочность» его композиции, распадающейся на относительно самостоятельные части.

В центре произведения – жизнь в страшном и голодном 1919 году условного провинциального города Ордынина, который символически расширяется до общерусских масштабов.

Для Пильняка революция – это грандиозный прорыв извечно томящейся в русской почве неуемной сектантско-языческой стихии, бунтарского ухарства, демонического анархизма, азиатской хаотичности, мистической «разиновщины».

Творчество Пильняка с начала 1920-х вызывало в критике жаркие споры. С одной стороны, он стал одним из основателей большой советской прозы, всегда подчеркивал свою лояльность революции и новой власти, хотя и никогда не состоял в компартии, с другой – правду искусства он ставил выше любых идеологических предписаний.

В «Повести непогашенной луны» автор решился представить свою версию гибели видного военачальника Красной армии М.Фрунзе. Прототи, пы гл, авных героев не назван, ы по именам, однако соврем, енники легко разглядели зна, комые черты. Зде, сь Пильняк попытался изобразить одну из сторон в механизме большевистского режима – свойственную революционным организмам жесточайшую дисцип, лину.

В небольшой повести «Красное дерево» писатель вновь представил зарисовки из жизни заштатного провинциального городка. Главное в художественном мире «Красного дерева» – всепроникающая тоска как основная тональность жизни советской глубинки.

В 1937 Пильняк пишет свой последний роман, опубликованный лишь в 1990 – «Соляной амбар». Это произведение было задумано как последнее слово писателя, его творческое завещание. Роман утверждает простую и высокую нравственную максиму: каждый должен самоотверженно биться за свои убеждения и жить в соответствии с собственным миропониманием.

http://lib.ru/PILXNQK/

Борис Андреевич Пильняк

 

 

 

 

  

 

 

 

13 октября

алексей алексАндрович сурков

110лет со дня рождения поэта

(1899-1983)

Печатается с 1918. Стихи и песни Суркова 30-х гг. («Красноармейская песня» и др.) проникнуты суровой героикой Гражданской войны (сборники «Запев», «Последняя война»,  «Ровесники», «Родина мужественных», «Так мы росли», и др.). В лучших стихах военных лет (песня «Бьётся в тесной печурке огонь...» и др.), вошедших в сборники «Декабрь под Москвой», «Наступление», «Россия карающая» и прочие, освобождаясь от некоторого недоверия к лирике, Сурков сумел проникновенно выразить общенародное чувства гнева, горя, порыв к победе и солдатскую тоску по дому. Впечатления от многочисленных поездок «по белу свету», участие в Движении сторонников мира отразились в сборниках стихов «Миру — мир!», «Восток и Запад», «Песни о человечестве», «Что такое счастье?». Выступает и как поэт-переводчик. Опубликовал сборник статей и выступлений по вопросам литературы «Голоса времени» (1965). Многие стихи Суркова переведены на языки народов СССР, иностранные языки.

http://surkov.ouc.ru/

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00076/58700.htm

 

 

дмитрий дмитриевич нагишкин

100лет со дня рождения писателя

(1909-1961)

Печатался с 1929 в газетах. Долгое время работал художником-графиком. Первые сказки опубликовал в 1938. Автор сборников сказок «Мальчик Чокчо», «Амурские сказки», «Храбрый Азмун» и др., романа «Созвездие Стрельца» (опубликовано посмертно, 1962). Широкой известностью пользуется исторический роман Нагишкина о Гражданской войне на Дальнем Востоке «Сердце Бонивура». Сочинения Нагишкина переведены на многие языки.

http://lib.ru/PRIKL/NAGISHKIN>/

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00050/92300.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 октября

алексей васильевич кольцов

200 лет со дня рождения поэта

(1809-1842)

Его первая стихотворная публикация (4 стихотворения) в 1830 была анонимной.

Во время деловой поездки Кольцова в Москву (1831 г.) знакомится с публицистом Н.Станкевичем, который обратил внимание на стихи поэта-самоучки и ввел его в литературный круг, познакомил с В.Г.Белинским. В том же году были опубликованы первые подписанные стихи Кольцова «Вздох на могиле Веневитинова», «Мой друг, мой ангел милый...» и др. В «Литературной газете» было опубликовано одно из самых известных стихотворений Кольцова «Перстень» (позднее название – «Кольцо»). Эта публикация сопровождалась отзывом Станкевича о Кольцове.

В этот период творчество Кольцова было во многом подражательным – так, влияние В.А.Жуковского чувствовалось в элегии «Не мне внимать напев волшебный». Кольцов писал романсы, мадригалы, триолеты. Вскоре обратился к жанру литературных песен, которые вошли в его единственный прижизненный поэтический сборник «Стихотворения».

Лирический герой песен Кольцова – крестьянин («Песня пахаря», «Размышления поселянина»,  «Косарь» и др.). Критики отмечали связь песен Кольцова с народными песнями, ощутимую на образном, тематическом, языковом и др. уровнях. Песни индивидуальным образом сочетали в себе литературные и фольклорные размеры.

Особое место среди песен Кольцова занимала любовная лирика. В стихотворениях «Молодая жница», «Пора любви», «Последний поцелуй», «Разлука» и др. тонко описывались различные оттенки любовного переживания. Индивидуальный характер кольцовских песен был отмечен многими писателями. М.Е.Салтыков-Щедрин считал их главной приметой «жгучее чувство личности».

А.С.Пушкин опубликовал стихотворение Кольцова «Урожай» в «Современнике». На смерть Пушкина Кольцов откликнулся стихотворением «Лес».

В 1836–1837 Кольцов много писал в жанре дум. В них он пытался разрешить важнейшие религиозно-философские вопросы: связь человеческой жизни с тайной мироздания, пределы познания и т.п. О тематике дум говорят их названия – «Царство мысли», «Человеческая мудрость», «Божий мир», «Жизнь».

http://www.hrono.ru/biograf/kolcov.html

http://gumfak.narod.ru/biografiya/kolczov.html

Алексей Васильевич Кольцов 

 

 

 

 

 

 

михаил юрьевич лермонтов

195 лет со дня рождения русского поэта, писателя, драматурга

(1814-1841)

Разочарование в действительности, характерное для последекабрьских умонастроений, скептицизм, стремление к идеалу свободной и мятежной личности питали ранние романтические стихи Лермонтова.

Слава к Лермонтову приходит в одночасье со стихотворением «Смерть поэта», откликом на последнюю дуэль Пушкина. Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая I. 18 февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября 1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах (здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный фольклор (запись сказки «Ашик-Кериб»). Публикация в 1837 стихотворения «Бородино» упрочила славу поэта.

В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть, творчество. Не отделяя себя от больного поколения («Дума»), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь и сейчас («Поэт»,  «Не верь себе», «Журналист, читатель и писатель»). Лермонтов скептически оценивает жизнь как таковую («И скучно, и грустно...»), ищет гармонию в эпическом прошлом («Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича...», в народной культуре («Казачья колыбельная песня»), в чувствах ребенка («Как часто пестрою толпою окружен...»). Напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще вершинным поэмам Лермонтова последней редакции «Демона» и «Мцыри» (обе 1839).

В 1838-1840 написан роман «Герой нашего времени». В романе пристально исследуется феномен современного человека. Появление отдельного издания романа (апрель 1840) и единственного прижизненного сборника «Стихотворения М. Лермонтова» (октябрь 1840; включены «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича...», 26 стихотворений) стали ключевыми литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое место в которой принадлежит статьям Белинского.

http://lermontov.velchel.ru/

http://www.rulex.ru/01120263.htm

http://www.lermontov.info/biograf.shtml

Каталог выставки

 

 

 

 

 

 

 

 

16 октября

оскар уайльд

155 лет со дня рождения английского драматурга, поэта, прозаика, критика

(1854-1900)

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence – упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда – его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса («Счастливый принц и другие сказки», «Гранатовый домик»). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям.

До возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман «Портрет Дориана Грея», в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов – все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда.

Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир», «Женщина, не стоящая внимания», «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями», «Идеальный муж», «Как важно быть серьезным», и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана.

Сегодня именно О.Уайльд, наряду с Б.Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма.  

В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «Из бездны», написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3.

http://www.fantlab.ru/autor505

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/UALD_OSKAR.html

 

 

 

 

17 октября

алан гарнер

75 лет со дня рождения английского писателя

(р.1934)

Юность Гарнера прошла в Олдерли, там, где жили его предки по отцовской линии более трехсот лет. По словам писателя, «даже привидения тут доводились нам роднёй». Сюда же, в места, где под скалой, известной как Железные Ворота, спит сам король Артур со своими доблестными рыцарями, он поселил героев первых книг «Камень из ожерелья Брисингов» и «Луна в канун Гомрата».

«Волшебный камень Бризингамена» (Камень из ожерелья Брисингов) и «Луна в канун Гомрата» стали бестселлерами, как и опубликованный в 1965 году «Элидор», основанный на воспоминаниях, а точнее фантазиях детства, но подлинную известность Алану Гарнеру приносит четвертый по счету роман - «Совы на тарелках». Это переложение Средневековой валлийской легенды о Ллью Лло Джифсе, Блодведд и Гронве Пебире из четвёртой ветви «Мабиногиона» получило несколько престижных литературных премий. Если до этого творчество Гарнера пытались сравнивать с книгами Дж.Р.Р.Толкина и К.С.Льюиса, которых тот хорошо знал по Оксфорду, но в первую очередь, как «блестящих профессоров», читать их «беллетристику» ему тогда не приходилось, то после этой книги подобная практика прекратилась. Критики окончательно признали наличие собственного стиля у писателя.

http://lib.aldebaran.ru/author/garner_alan/

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/garner

 

 

 

 

 

  

 

18 октября

юрий николаевич тынянов

115 лет со дня рождения русского писателя, литературоведа, критика, переводчика

(1894-1943)

 

В 1924 получил от издательства «Кубуч» заказ на популярную брошюру о В.К. Кюхельбекере. Взявшись за эту работу, Тынянов неожиданно за короткий срок написал роман «Кюхля», положивший начало его писательской судьбе.

В романе об А.С.Грибоедове «Смерть Вазир-Мухтара» отразились художественные принципы автора, его взгляд на историю и современность. Сравнивается «век нынешний» с «веком минувшим», раскрыта вечная ситуация «горя от ума», в которую неизбежно попадает в России мыслящий человек. Власти видят в Грибоедове опасного вольнодумца, прогрессисты — благополучного дипломата в «позлащенном мундире».

Композиция и синтаксис «Смерти Вазир-Мухтара» отчетливо «кинематографичны»: здесь несомненную роль сыграла работа Тынянова как теоретика кино (ряд статей 1926-1927) и как киносценариста (сценарии фильма «Шинель» по Гоголю, фильма о декабристах «С.В.Д.», в соавторстве с Ю.Г.Оксманом). С кинематографом был связан и замысел рассказа «Подпоручик Киже», первоначально задуманного как сценарий немого кинофильма (экранизация рассказа осуществлена в 1934). Анекдотическая фабула гротескно разработана Тыняновым как универсальная модель служебной карьеры в условиях российского политического быта. Выражение «подпоручик Киже» стало крылатым.

Кульминацией трагических раздумий Тынянова о русской истории стала повесть «Восковая персона», посвященная петровской эпохе. Мотив всеобщего предательства и доносительства, развернутый автором на материале 18 в., имеет определенное отношение и к эпохе создания повести. В рассказе «Малолетний Витушишников», где действует Николай I, иронически заострен мотив случайности, лежащей в основе крупных политических событий.

В начале 1930-х годов Тынянов задумал большое художественное произведение о Пушкине, которое он сам определил как «эпос о рождении, развитии, гибели национального поэта». Повествование о судьбе Пушкина доведено до 1820. Несмотря на незавершенность романа, он воспринимается как целостное произведение, являясь составной частью трилогии о Кюхельбекере, Грибоедове и Пушкине.

В эвакуации Тынянов написал два рассказа об Отечественной войне 1812 — «Генерал Дорохов» и «Красная шапка».

http://www.pergam-club.ru/book/139

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/b/bb/1006913.htm

 

 

 

 

кир булычёв (игорь всеволодович можейко)

75 лет со дня рождения писателя-фантаста

(1934-2003)

Кир Булычёв псевд., настоящие имя и фамилия – Игорь Всеволодович Можейко

Первые публикации — рассказ-мистификация «Долг гостеприимства» и подборка рассказов — «Девочка, с которой ничего не случится». Рассказы о приключениях на Земле и в космосе девочки 21 в. Алисы Селезнёвой, положили начало долгой серии детской научной фантастики, принёсшей автору значительный успех и популярность среди читателей-подростков.

 Они составили сборник — «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», «Миллион приключений», «Девочка из будущего», «Непоседа», «Пленники астероида», «Новые приключения Алисы».

Ряд произведений экранизирован (чаще всего — по сценарию самого Булычева) в виде художественных фильмов, полнометражных мультфильмов и телесериалов.

Дар юмориста (в большей степени, чем сатирика) Булычев впечатляюще продемонстрировал ранними рассказами о жителях провинциального города Великий Гусляр, частично объединёнными в сборник «Чудеса в Гусляре», выписанный с юмором и симпатией, город стал прекрасным полигоном, на котором можно было наблюдать столкновение узнаваемого советского быта 1960-80-х гг.

Успех писателю принесли уже ранние рассказы и повести, которые объединил программно названный (в полемике с авторами утопий — от Г. Уэллса до С. Снегова) сборник «Люди как люди», определивший «экологическую нишу» Булычёва в отечественной научной фантастике. Это камерные истории о простых людях, попавших в невероятные обстоятельства, точность психологического рисунка, бытовые детали, создающие неповторимое правдоподобие самых экзотических миров. Другие произведения короткой формы составили сборники — «Летнее утро», «Перевал», «Похищение чародея», «Коралловый замок».

В ряде рассказов жизнь людей решительно меняется под воздействием фантастических изобретений и открытий: аппарата для чтения мыслей в «Короне профессора Козарина», искусственного зрения — в рассказе «Глаз», в повести «Умение кидать мяч» абсолютно неспортивный герой, неожиданно обретший способность с исключительной точностью бросать предметы, пытается стать баскетболистом; экранизирована.

Ряд более традиционных «космических» повестей и рассказов Булычева объединён одним героем — космическим медиком Павлышем, прототипом которого стал корабельный врач сухогруза «Сегежа» Слава Павлыш.

Фантастические элементы содержатся также в ряде историко-приключенческих книг Булычева: повести «Меч генерала Бандулы» и романе «На днях землетрясение в Лигоне».

Перу Булычева принадлежат также многочисленные переводы английской и американской научной фантастики и ряд сценариев научно-фантастических фильмов и фильмов в жанре «современной сказки» — «Через тернии — к звёздам» (в соавторстве с Р. Викторовым); опубликован в двух частях: «Дочь космоса» и «Ангелы космоса», «Комета» (в соавторстве с Р. Викторовым), «Слезы капали» (в соавторстве с Б. Володиным и Г. Данелия; поставлен в 1982 г.), «Поляна сказок» (поставлен в 1988 г.) и др.

Начиная с 1989 г. К. Булычёв пишет большой роман «Река Хронос», который перерастает в цикл «Хронос», состоящий уже из нескольких романов.

По произведениям Кира Булычёва сняты художественные и мультипликационные фильмы, изданы комиксы, выпущены диафильмы. Его произведения переведены на многие языки мира и народов бывшего СССР.

Лауреат премии фантастики «Аэлита-1997», «Аэлита-2002».

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev

http://www.fantlab.ru/autor15

http://www.rusf.ru/kb/

 

 

 

 

 

 

19 октября

мигель анхель астуриас

110 лет со дня рождения гватемальского поэта, писателя, журналиста

(1899-1974)

Свой творческий путь Астуриас начинал с поэзии — позднее его стихи были собраны в книге «Поэзия: пульс жаворонка». Литературная известность пришла к нему после публикации сборника рассказов «Легенды Гватемалы», вдохновенно воссоздающих мир древних майя. В своем знаменитом романе «Сеньор президент» Астуриас смело экспериментировал с художественным временем и пространством, стремясь передать кошмарную атмосферу диктаторского режима. Роман «Маисовые люди», раскрывающий специфику индейского мифологического сознания, стал одним из самых представительных произведений «магического реализма». В трилогии «Ураган», «Зеленый Папа», «Глаза погребенных» писатель подвергает острой критике политику неоколониализма. Поздние произведения Астуриаса — романы «Мулатка как мулатка» и «Маладрон» — также характеризуются сочетанием новаторской литературной техники с индейской тематикой.

http://n-t.ru/nl/lt/asturias.htm

http://www.velib.com/author.php?author=a_916_1&page=1

 

 

 

 

 

 

 

20 октября

артУр рЕмбо

155 лет со дня рождения французского поэта

(1854-1891)

Как поэт формировался под воздействием Т. де Банвиля, В. Гюго, особенно Ш. Бодлера. Р. с сарказмом обрушивался на мещанство («Заседатели»), Вторую империю («Бешенство кесаря» и др.), религию («Наказание Тартюфа», «Зло»), связывая с Республикой надежды на перестройку общества («Кузнец»). Разочарование в правительстве «национальной измены» вызвало у него в начале 1871 кризис: приступы отчаяния и показного цинизма сменялись мечтами о сверхъестественном могуществе поэта-ясновидца, способного указать человечеству путь к гармоническому миропорядку. Парижская Коммуна 1871 вернула Рэмбо веру в социальный прогресс. Он стремился принять личное участие в борьбе, создал шедевры революционной поэзии Франции – «Военный гимн Парижа», «Париж заселяется вновь», «Руки Жанны-Мари». В поэзии Рэмбо развивались реалистическая образность, психологизм, сатира («Семилетние поэты», «Бедняки в церкви», «Сестры милосердия», сатирические стихи так называемого «Зютистского альбома»). Наступление реакции тяжело сказалось на душевном состоянии и дальнейшем творческом пути Рэмбо

Переход к символизму обозначился в «Пьяном корабле», в сонете «Гласные».

В сборнике стихотворений в прозе «Озарения» Рембо отказывается от былой сложности и пышности образов и прибегает к более строгому письму. «Одно лето в аду» - книга размышлений в стихах и прозе. В сочинениях Рембо жизнь - это ад, и всякая попытка бегства лишь возвращает к единственной реальности - новому приступу отчаяния при каждом пробуждении.

Лучшие поэтические традиции Рэмбо были восприняты Г. Аполлинером, П. Элюаром, поэтами Сопротивления.

Артур Рембо

http://ru.wikipedia.org/wiki/Рэмбо Артюр

 

 

марникс Гейсен

110 лет со дня рождения бельгийского писателя, общественного деятеля

(1899-1984)

Марникс Гейсен псевд., настоящие имя и фамилия – Ян Алберт Горис.

Пишет на фламандском языке. Участник фламандского национального движения. В первых стихах Гейсена сочетаются религиозные мотивы с идеями античной философии (сборник экспрессионистских стихов «Дом»). В основе романа «Книга Иоахима Вавилонского» — мистическая концепция о духовной связи современного человека с цивилизацией Древнего Вавилона. В романах «Телемак в деревне», «Человек послезавтрашнего дня», «Добро и зло», «Кошка на дереве», «Хармагедон» Гейсен показывает изнанку буржуазной культуры. Автор книги «Литература Южных Нидерландов с 1830».

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00017/18900.htm

http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=bse&page=showid&id=15702

 

 

 

 

 

 

 

21 октября

урсула крёбер ле гуин

80 лет со дня рождения американской писательницы

(р.1929)

Урсула Ле Гуин — одна из самых ярких и самобытных на небосклоне американской «мягкой» (гуманитарной) научной фантастики.

Перед тем, как обратиться к фантастике, писала стихи и романы (никогда не публиковавшиеся) о вымышленной европейской стране Орсиния. Первым опубликованным рассказом Ле Гуин стал «Апрель в Париже», на протяжении следующих трех лет опубликовала еще несколько рассказов. В 1966 году вышли ее первые романы «Мир Роканнона».

Большую славу ей принесли произведения из «Хайнского» цикла (Хайн — гипотетическая сверхцивилизация, «прародительница» разумной жизни в Галактике ), образуя органическую и богатую оригинальными деталями и находками историю будущего.

В отличие от П. Андерсона, Л. Нивена, Р. Хайнлайна и др. представителей право-технократического крыла американской научной фантастики Урсула Ле Гуин строит свою Галактическую федерацию — Лигу Миров, или Экумену, на принципах гуманизма (что облегчено генетическим родством разумных рас в Галактике) и на особой, тщательно разработанной этике контакта, исключающей насильственное вмешательство и серьезно ограничивающей «прогрессорскую» деятельность, сводя ее первоначально к индивидуальному контакту личностей, психологий, философий, культур.

Экумена, чья история, описанная в шести романах и полутора десятках повестей и рассказов, простирается на несколько тысяч лет, начиная с 23-24 вв. Она является беспрецедентной в американской научно-фантастической попыткой построить будущий «вселенский порядок» на принципах скорее гуманитарных, нежели торговых, технологических или политических. Произведения Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе психологическая глубина характеров — землян и инопланетян.

Урсула Ле Гуин является лауреатом множества жанровых и общелитературных премий. На данный момент живет в Портленде, штат Орегон.

http://www.fantlab.ru/autor11

http://www.litwomen.ru/autogr50.html

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/leguin

  

 

 

 

 

 

24 октября

илья (карл) львович сельвинский

110 лет со дня рождения поэта, прозаика, драматурга

(1899-1968)

Сельвинский начал писать стихи будучи учеником начального училища. Стихи, написанные в годы учебы в гимназии, поэт впоследствии объединил в цикл «Гимназическая муза». В ранних произведениях («Зунд», «Гавань», «Бриз» и др.) чувствуется влияние Н.Гумилева, И.Северянина, А.Блока и И.Бунина

По окончании МГУ (1923) он некоторое время служил в Центросоюзе и часто ездил в командировки, побывал на Дальнем Востоке и Дальнем Севере. В эти годы у него возник замысел поэтической эпопеи «Улялаевщина». Тема поэмы — борьба с бандами в степях, разгул бунтарской стихии и ее подавление. Критики отмечали неожиданные ритмы, использование фольклора и диалекта, сочетание юмора и лиризма, гротесковости и реализма. В то же время поэта обвиняли в романтизации бандитского вожака Улялаева и схематизации образа комиссара-коммуниста Гая. В 1956 Сельвинский опубликовал вторую редакцию «Улялаевщины», сделав акцент на образе Гая и введя в текст образ Ленина, диктующего декрет о продналоге.

В 1927 написал стихотворную повесть «Записки поэта». Главный герой, поэт Евгений Ней, наделен автобиографическими чертами. Повесть завершалась сборником его стихов «Шелковая луна», в котором ясно чувствовались эстетические предпочтения Сельвинского-конструктивиста.

Сельвинского всегда привлекала драматургия. Его поэтическая трагедия «Командарм-2» была поставлена Вс. Мейерхольдом. Впоследствии Сельвинский постоянно обращался к драматической форме, создав своего рода «театр поэт». Значительное место занимают в нем поэтические трагедии на исторические темы — «Орла на плече носящий», «Ливонская война» и мн. др.

Впечатления поэта от работы в Центросоюзе воплотились в романе в стихах «Пушторг», главной темой которого стали отношения интеллигенции с советской властью. Роман был написан октинами, с использованием разнообразных интонационных ходов и метафор.

Сельвинский посетил многие страны Западной Европы, написав о своих поездках стихи повествовательного содержания («Панна Польша», «Разговор с дьяволом Парижа» и др.). Написал также сатирико-фантастическую драму «Пао-Пао» — об орангутане, который благодаря коммунистам становится человеком, и пьесу «Умка Белый медведь». Впечатления от челюскинской эпопеи отразились в поэме «Челюскиниана», а впоследствии в романе «Арктика».

В годы Великой Отечественной войны Сельвинский был военным корреспондентом. Военной теме посвящены его проникнутые пафосом стихи 1940-х годов «Родина, Кто мы?», «Я это видел!», «О ленинизме» и мн. др. В стихотворении «Фашизм» (1941) определил фашизм как «восстание рыжего зверя / Против владычества человека».

После войны Сельвинский продолжал плодотворно работать в разных жанрах. Издал книгу теоретических статей «Студия стиха», пьесу о Ленине «Человек выше своей судьбы», автобиографический роман «О, юность моя!».

Стихотворение «Старцу надо привыкать ко многому…» написано за два дня до смерти.

http://www.eleven.co.il/article/13753

http://www.litera.ru/stixiya/authors/selvinskij.html

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/5/53/1006903.htm

 

 

 

 

 

 

25 октября

степан григорьевич писахов

130 лет со дня рождения сказочника

(1879-1960)

Язык сказок Писахову, по его признанию, ближе, чем обычный литературный язык. Сказка — это школа освоения народного языка, его весомости, образности, значительности. О Писахове еще до войны свидетельствовали: «побасенки, напевки и говорушки цветут в каждой сказке». Но особенно любы сказочнику поговорки, которые, как говорил сам Писахов, норовисты: под руку подвертываются до поры до времени, зря не встрянут. Сказка — это и лирика, от склонности Писахова к лиризму; термин Писахова — «психоколорит» — относится не только к живописи, но и к сказке. А о творческой фантазии Писахова дают представление уже сами названия сказок — «Оглобля расцвела», «Месяц с небесного чердака», «На треске гуляли», «Брюки в восемнадцать верст длины», «Морожены песни», «Баня в море», «На Уйме кругом света».<, /P>

С, вои сказки Писахов ведет от имени Сени Малины, а Сеня Малина в самом деле жил в д. Уйма неподалеку от Архангельска. У Писахова видим в сказках вполне современные реалии: женщина требует от мужа, чтобы тот отправил ее в гор, од «на короткой волне», а муж склонен отправить ее на «волне длинной», как более ему подходящей; в др. сказке медведь говорит по телефону. Без песни, по выражению Сени Малины, «внутрях у нас потемки», песней мы свое «нутро, проветриваем»; песня и сказка становятся учителями жизни, сказочник раскрывает ее красоту, учит привязанности к родной земле. Камешек с Новой Земли Писахов возил с собой в Египет, побывал тот камешек и на пирамиде Хеопса, был Писахов на Ниле, в Палестине, но по возвращении в Архангельск произнес: «Как будто глаза прополоскались! Где деревья красивее наших берез? Их нет».

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/pisahov

http://www.hrono.info/biograf/bio_p/pisahov_sg.html

  
 
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ