Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

2013 г. Октябрь

 

3 октября

ИВАН ШМЕЛЕВ

140 лет со дня рождения писателя

(1873-1950)

 

Иван Сергеевич Шмелев) - яркий представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Первый рассказ Шмелёва «У мельницы» был опубликован в 1895 г. в журнале «Русское обозрение». В 1897 г. в Москве вышла книга его очерков «На скалах Валаама». Период до 1917 года был достаточно плодотворным: публикуются повести и рассказы «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани». Произведения этих лет отличаются широким тематическим многообразием, обилием живописных пейзажей, зарисовками патриархального купеческого быта, кроме того, Шмелёв изображает фазы превращения простого крестьянина в капиталиста нового типа. Настоящий громкий успех принесла Шмелеву повесть "Человек из ресторана", написанная в 1910 году - история "маленького человека", отношений отцов и детей в атмосфере революции 1905 года. Шмелева интересует не вульгарная социология общества, а нравственные связи людей, их взаимоотношений с совестью, проблема ответственности за свой выбор. Нередко истоком подобной нравственной позиции для Шмелева является христианство. Тяга к религии, как к одной из важных граней нравственной философии отнюдь не заслоняет от писателя и негативных сторон религии. В рассказах Шмелева мы неоднократно встречаем описанные с болью и горечью неприглядные стороны жизни деревенского духовенства. Но писатель никогда не опускается до осмеяния, и не поддается легкому соблазну издевки, свойственной тогдашней демократической литературе. Позднее выходят два сборника прозы «Лик скрытый» и «Карусель» и книга очерков «Суровые дни»(1916), затем публикуются повесть «Как это было» (1919), в которой Шмелёв выступает против братоубийственной Гражданской войны и рассказ «Чужая кровь» (1918). В произведениях этого времени уже отчётливо прослеживается проблематика его творчества периода эмиграции.

Первым произведением Шмелева иммигрантского периода стала трагическая эпопея «Солнце мертвых» (1923) о зверствах красных в Крыму. Это первое в русской литературе глубокое проникновение в суть российской трагедии. «Солнце мертвых», представляет собой дневник повествователя, в который день за днем заносятся будничные эпизоды первой зимы после победы большевиков, принесшей массовые казни и голод. Эта повесть, в которой широко применена поэтика монтажа, выразила начавшееся духовное перерождение писателя.

Шмелёв создаёт рассказы-памфлеты «Каменный век»(1924) и «Два Ивана»(1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху»(1925). Творчество этих лет проникнуто острой болью за родину, слышны ноты осуждения европейского мира, западной цивилизации, её бездуховности, приземлённости, прагматизма. Автор повествует о кровавой братоубийственной Гражданской войне, обрушившей страдания на русский народ. В последующих своих произведениях «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», Шмелёв в большей степени развивает проблематику старой патриархальной России, славит простого русского человека, создаёт картины религиозных празднеств, изображает обряды, славящие Русь, становится певцом старой Москвы. Книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной» (1929) проникнута глубокой скорбью, повествует об изломанных судьбах русских изгнанников. На материале Первой Мировой войны Шмелёв создаёт лубочный роман «Солдаты» (1930).

Но венцом его православного миросозерцания стали два больших сочинения: «Лето Господне»(1933), где он с необыкновенной любовью и удивительным языком описал все главные православные праздники, а также «Богомолье» (1935), в котором он внимательно и тонко описывает старинную русскую традицию паломничества в Троице-Сергиеву Лавру. Здесь он достиг совершенства и неповторимости в передаче живого русского языка. Продолжая традицию Лескова, Шмелёв изображает быт патриархальной России. Глубоко поэтичны и красочны образы Москвы и Замоскворечья. Шмелёв изображает в романе мировосприятие доброго, чистого, наивного, ребёнка, которое так близко народному. Так возникает целостный художественный мир, славящий Родину.

В 1935 году публикуется его автобиографический очерк «Старый Валаам», где автор вспоминает свою поездку на остров, изображает мерно текущую жизнь православного русского монастыря, глубоко наполненную атмосферой святости. Затем выходит в свет, целиком построенный на сказе, роман «Няня из Москвы» (1936), в которой Шмелев со скорбью и мягкой иронией стремился воплотить дорогую для него идею неистребимости светлых и разумных начал. Все события книги переданы устами простой старой русской женщины Дарьи Степановны Синициной, превратностями судьбы оказавшейся в Париже.

Переживание чуда отразилось на многих произведениях Шмелева, в том числе и на последнем романе "Пути Небесные" (1948),– о воцерковлении атеиста под влиянием православной монахини, в художественной форме излагающем святоотеческое учение и описывающем практику повседневной борьбы с искушением, молитвы и покаяния. В романе получает воплощение тема реальности Божьего промысла в Земном Мире. Шмелев сам называл этот роман историей, в которой "земное сливается с небесным". Роман не был окончен.

Литературная позиция Шмелева отличалась осознанной архаичностью, строгой ориентацией на классические традиции русской литературы 19 в., неприятием модернизма и мистики. В его произведениях открывается уникальный мир простого русского человека, верующего, вся жизнь которого проникнута евангельским духом, согрета детской, простой и глубокой верой.

http://filolerea.narod.ru/chitaem_vmeste/shmelev/leto-gospodne-biografia.html

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/shmelevprazdnik.htm

Иван Шмелев            //Википедия: Свободная энциклопедия

 

5 октября

ДЕНИ ДИДРО

300 лет со дня рождения французского писателя и философа

(1713-1784)

 

Французский философ-энциклопедист, писатель и просветитель. Являлся последовательным критиком абсолютизма. Дени Дидро занимает одно из центральных мест среди представителей передовой революционной мысли Франции  IYIII века. Он был одним из  наиболее ярких выразителей материалистического мировоззрения просветительской эпохи.

На протяжении 1743-1748 гг. появлялись первые философские работы Дидро («Философские мысли» (1746), «Аллеи, или Прогулка скептика» (1747), «Нескромные сокровища» (1748), «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749), «Сон Д‘Аламбера» (1769), «Философские принципы материи и движения» (1770)), свидетельствующие о переходе на позиции сначала деизма, затем атеизма и материализма, будучи сторонником просвещенной монархии,  он выступал с непримиримой критикой абсолютизма, христианской религии и церкви, отстаивал (опираясь на сенсуализм) материалистические идеи. В «Мыслях об объяснении природы» он превозносит опыт, как единственный источник знания и выводит учение материалистического редукционизма, которое можно применять к сложным явлениям, например, к ощущению. В 1751 Дени Дидро опубликовал «Письмо о глухих и немых в назидание тем, кто слышит» рассматривая в нем проблему познания в контексте символики жестов и слов.

Главным делом его жизни было создание французской энциклопедии, которая по его мысли должна была охватить все завоевания разума, дать обзор всех итогов науки, свод всех полезных для народа открытий в мире искусства, ремесла, сельского хозяйства. В 1751 году был издан первый том. Великая Энциклопедия Дидро стала первым научным изданием, содержащим не только чисто техническую информацию, рассчитанную на профессионалов, но и философские рассуждения. Во многих статьях, например, в статье «Свобода», принадлежащей самому Дидро, высказывались достаточно смелые взгляды на жизнь. Из всех областей мысли, занимавших Дидро, он особенно много внимания уделял проблемам теории познания, религии, этики и теории искусства. На рубеже пятидесятых годов Дидро включил в круг своих интересов вопросы искусства, которыми после этого не переставал заниматься до конца жизни. Вопросы эстетики он поставил перед собой впервые в статье «Прекрасное», напечатанной в Энциклопедии в  1751 году. В этой статье Дидро во многом стоит на позициях абстрактных понятий о красоте, которые были характерны для  французской эстетической мысли его времени, но он уже  признает объективность красоты и прекрасного. Одним из искусств, более всего интересовавших Дидро, был театр. Его работа «Парадокс об актере» является одним из самых его  блестящих произведений. Здесь объединяются и приводятся в систему все   вопросы драматургии и практики театрального искусства. В частности, дается обоснование метода актерской игры. Впоследствии обсуждавшееся и оспаривавшееся многими актерами, оно затрагивало и более широкую тему, так как Дидро обосновывает парадокс, согласно которому талант оплачивается высокой ценой - одаренные талантом люди становятся бесчувственными чудовищами. Из этих и других сочинений Дидро возникает продуманная и ясная система эстетических взглядов, тесно связанная с его этическими концепциями.

Увидевшие свет в 50-ых гг. пьесы «Побочный сын или Испытания добродетели» (1757) и «Отец семейства» (1958), как и написанные впоследствии повести и романы, говорили о новом художественном подходе, стремлении рассказывать о жизни обычных людей, принадлежащих к третьему сословию, верности гуманистическим идеалам, были написаны в реалистичной, понятной, лишенной словесных изысков манере. Отказавшись в них от нормативной поэтики классицизма, он стремился реализовать принципы новой («мещанской») драмы изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке.

Главные художественные произведения Дидро — повесть «Монахиня»(1760), роман-диалог «Племянник Рамо» (1762), роман «Жак-фаталист и его хозяин» (1773) — остались неизвестными многим его современникам. Несмотря на разницу жанров, их объединяют рассудочность, реализм, ясный прозрачный стиль, чувство юмора, а также отсутствие словесных украшений. В них нашли выражение неприятие Дидро религии и церкви, трагическое осознание силы зла, а также приверженность гуманистическим идеалам, высоким представлениям о человеческом долге. В повести «Монахиня» содержится великолепное исследование психологии монашеской жизни, равно как резкие ее обличения. В «Племяннике Рамо» Дидро рассматривал вопрос принципиального несоответствия жизни гения и потребностей конвенциональной морали. "Племянник Рамо" дает глубоко верную картину общественных условий того времени, талантливую характеристику действующих лиц и образец прекрасного разговорного языка. Это необычное произведение открыто для многих интерпретаций, однако в определенном отношении представляет собой размышление о природе гениальности.

Стиль Дидро оригинален. Наиболее живой, подвижный ум среди просветителей XVIII века, легко и быстро улавливающий не только общие понятия и формы вещей, но и своеобразие их оттенков, быстро реагирующий на всё и мыслью и чувством, Дидро пишет с большей эмоциональной выразительностью и конкретностью, чем Вольтер. Язык последнего более отточен и сух, менее периодичен, чем речь Дидро, которая однако не столь расплывчата и ораторски-патетична, как слог Руссо. Дени Дидро вместе с Вольтером оказал наибольшее влияние на современную ему общественную мысль.

http://www.parta.com.ua/stories/writers/91/

http://www.istorya.ru/referat/6579/1.php

Дени Дидро        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

8 октября

ИВАН АКСАКОВ

190 лет со дня рождения писателя

(1823-1866)

 

Иван Сергеевич Аксаков — русский мыслитель и публицист, поэт, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения.

Первое крупное произведение поэта Аксакова - «Жизнь чиновника, мистерия в 3-х действиях», появилось в самом начале его государственной службы. «Жизнь чиновника» повествует о неэффективности государственной службы и отражает разочарование автора в бюрократической системе, частью которой он стал сразу после окончания учебы.

С 1842-го года И.С. Аксаков не переставал писать стихи. Первым печатным стихотворением был «Колумб»(1845). Был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях: «Мы все страдаем и тоскуем», «Странным чувством объята душа», «Русскому поэту», «Клеймо домашнего позора», «Усталых сил я долго не жалел», а также стихотворных рассказов «Зимняя дорога», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченной поэмы «Бродяга» (1846-1850), о беглом крепостном, ищущем лучшей жизни, оказавшей влияние на поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Почитатель Тютчева, автор биографического очерка «Федор Иванович Тютчев» (1874), где развил полемическую концепцию "пушкинского" периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева.

Редактировал славянофильские издания: «Московский сборник» (1840 -50-е), журнал «Русская беседа», газеты «Парус», «День» (1861-65), «Москва» (1867-68), «Русь» (1880-86). И. С. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов. Выступал за общинно-артельное “народное производство” против насаждения западных экономических форм. Считал, что основой духовного возрождения человечества может стать союз славянских народов под руководством русского народа. В 1853 Аксаков по поручению Русского Географического общества совершил поездку на Украину. Результатом поездки стала книга «Исследование о торговле на украинских ярмарках», справедливо считающаяся одним из первых социологических исследований в России.

На стихотворения писателя нужно смотреть как на лучшую главу его публицистики. «В них, — ценил он их сам, — нет никакой художественности... Но кажется, что они не лишены искренности, лирического жара, силы... Одним словом, значение чисто историческое и связывающееся с гражданскою историей эпохи». Однако нельзя не назвать художником автора звенящих могучей колокольной медью знаменитых стихов о сельском храме: «Приди ты, немощный...» («Бродяга»), человека, умевшего выразить в стройных, величавых звуках бодрые ожидания просыпающегося после долгой, полунасильственной спячки общества и провозгласившего «дню вчерашнему забвенье, дню грядущему привет» («На новый 1858 год»). Его суровая, серьезная муза — родная сестра некрасовской. Как и та она звала к неустанной работе для народа. Самую деятельность честного гражданина он ценил не в «блеске дел» больших и не каждому доступных, а в повседневном, скромном труде, в «подвиге темном», требующем не красивого, но мимолетного подъема, но вечного стремления души к правде.

Аксаков также автор писем, ценнейшего исторического источника.

http://hrono.ru/biograf/bio_a/aksakov_is.php

http://slovo.ws/bio/rus/Aksakov_Ivan_Sergeevich/

Иван Аксаков       //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

14 октября

ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН

75 лет со дня рождения писателя

(р. 1938)

 

Первые книги детского писателя Владислава Петровича Крапивина - «Рейс «Ориона» (1962) и «Брат, которому семь» (1963) - появились, когда писателю было всего 25 лет, но, тем не менее, они сразу были отмечены читателями и критиками. За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана» (1965), «Звезды под дождем» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Валькины друзья и паруса» (1967), «Путешественники не плачут» (1968), «Бегство рогатых викингов» (1970), «Тень каравеллы» (1971), «Далекие горнисты» (1971), «Баркентина с именем звезды» (1972), «Посмотри на эту звезду» (1972), «Всадники со станции Роса» (1975), «Мальчик со шпагой» (1976) и многие другие.

До конца 70-х в творчестве Крапивина преобладала реалистическая линия романтического подхода к изображению мира детства. Барабаны, паруса, шпаги — неизменные атрибуты его книг, выросшие до уровня символа. Романтика — в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов. В своих произведениях Крапивин создал легко узнаваемый образ подростка: его мальчишки — «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они отличаются нравственной чистотой, справедливостью, обостренным чувством собственного достоинства. Не менее важно, что они энергичны в утверждении своего взгляда на мир, жизненной позиции, способны на Поступок, мужественны и последовательны.

Ощущение достоверности происходящего и его значительности усиливается оттого, что автор не скрывает ни от героев, ни от читателей жестокой правды жизни: у его мальчишек часто происходят конфликты с окружающими, нередко они вступают в стычки с хулиганами, даже бандитами. Жесткость авторской позиции предельна — иногда его герои погибают — третьеклассник Воробьев («Та сторона, где ветер») ценой собственной жизни спасает двух малышей, жестоким избиением Кирилла Векшина заканчивается повесть «Колыбельная для брата». Причем ребята редко получают благодарность за свою отвагу — так Сережу Каховского, выступившего против озлобленной бандитской группировки в защиту малышей, осуждают на совете отряда «за возмутительное поведение». И это закономерно — крапивинские мальчишки часто оказываются «нарушителями дисциплины» и «возмутителями спокойствия», они не удобны обывателям своей активностью, чувством сопричастности всему происходящему. Герои Крапивина — дети разных возрастов, но их объединяет сходство взглядов на жизнь и окружающий мир. Почти во всех произведениях писателя старшие дружат с младшими и опекают их. По сути дела, мир крапивинского детства — мир без взрослых: их присутствие на страницах произведений, участие в действии предельно ограничено и носит часто негативный по отношению к детям характер. Подростки же оказываются мудрыми наставниками и друзьями, которые помнят еще свою беспомощность перед лицом зла и несправедливости, и всегда готовы прийти на помощь. Трилогия «Мальчик со шпагой» — произведение, в котором наиболее полно воплотилась авторская концепция мира и ребенка в нем. Главный герой трилогии — Сережа Каховский — из тех «чудаков» и мечтателей, которые в борьбе за справедливое мироустройство готовы преодолевать любые трудности, а потому их конфликты с собой и с окружающей средой носят сугубо взрослый, серьезный, драматический характер.

В 80-ые в творчестве Крапивина происходит поворот в сторону условного типа отражения действительности: выходит в свет начатая еще в 1971 г. роман-трилогия «Голубятня на желтой поляне», а со второй половины 80-ых начинают появляться аллегорические сказки писателя и произведения, составившие основу цикла о Великом Кристалле. Так был создан космогонический крапивинский Мир с его географией, историей, религией, физикой и метафизикой - Мир Великого Кристалла. Это множественность живых миров, переходящих друг в друга или соприкасающихся, существующих в едином «вертикальном времени». Населен он, в основном, детьми, взрослых в нем мало. Любимые герои Крапивина — это дети-«койво», мальчишки-Пограничники, которые наделены способностью проникать в иные миры. В основе сюжета каждого из произведений цикла — судьба одного или нескольких таких мальчишек. Сам же писатель предельно сдержан в высказываниях по поводу собственной творческой концепции и оставляет свободу толкования написанного читателям.

Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки. В настоящее время у Крапивина более 300 изданий на различных языках.

Гораздо меньше, чем Крапивин-прозаик, известен Крапивин-поэт, но песни на стихи Владислава Петровича поются во многих уголках страны, как народные.

http://www.rusf.ru/vk/

http://moikompas.ru/compas/vladislav_krapivin

http://fantlab.ru/autor359

Владислав Крапивин       //Википедия: Свободная энциклопедия

 

15 октября

ИТАЛО КАЛЬВИНО

90 лет со дня рождения итальянского писателя

(1923 – 1985)

 

Итало Кальвино итальянский писатель, эссеист, выдающийся прозаик своего поколения, один из крупнейших писателей в жанре фантастики и представитель неореализма, родился  на Кубе.

При посредничестве друзей-писателей Чезаре Павезе и Элио Виторини Итало Кальвино издал свою первую книгу «Тропа паучьих гнёзд» - неореалистическую повесть, основанную на собственном партизанским опыте. В 1949 году вышел сборник его повестей «Последним приходит ворон». Обе книги появились в окружении неореализма. В этот период выходит и книга «Юноши с берегов По», неореалистическая и пролетарская согласно тематике, близкая к прозе Чезаре Павезе.

В течение 1950-х, однако, Кальвино отходит от социально-критической литературы и посвящает себя фантастике, обращаясь к аллегории. Его исторические фантазии – «Раздвоенный виконт» (1952), «Барон на дереве» (1957), и «Рыцарь, которого не существует» (1959), которые составляют трилогию под названием «Наши предки», принесли ему международное признание. Трилогия живописует аллегорический образ современного человека. Небольшой роман «Раздвоенный виконт» представляет собой средневековую фантазию на темы жестокости и политической развращенности, свободолюбивый герой романа «Барон на дереве» предпочитает жить на дереве, а «Рыцарь, которого не существует» повествует об участнике походов Карла Великого, состоявшем лишь из пустых доспехов.

Заинтересовавшись архаическими истоками художественной литературы, Кальвино издает под своей редакцией сборник сказок – «Итальянские сказки» (1956). В 1963 вышел сборник повестей для детей «Марковальдо, или Времена года в городе». Первые опыты в жанре научной фантастики – «Космикомические истории» (1965) - связаны с его занятиями космологией и биологией. В конце 1960-х годов Кальвино переехал в Париж, где увлекся структурализмом и семантикой. Следы их влияния очевидны в романе «Замок скрестившихся судеб» (1969). Эти, а также следующие, произведения создавались под значительным влиянием фантастики и сюрреализма. Семиотическая теория знаков, символов и кодов прослеживается также в романе «Невидимые города» (1972) и «Когда однажды зимней ночью путник...» (1979) - романе-пародии на современные литературные стили.

В 1983 вышел сборник «Паломар». В сборник «Под ягуаровым солнцем» (1986) должны были войти рассказы, посвященные пяти чувствам, но к моменту смерти Кальвино написал лишь про вкус, слух и обоняние. Посмертный сборник из пяти автобиографических эссе «Дорога на Сан-Джованни» вышел в 1993.

Итало Квалвино остается одним из наиболее популярных новеллистов 20 века. Хотя одиночество является неотъемлемым составляющим его работ, Кальвино проникается его историями со страстью и человеческим потенциалом любви и воображения.

http://www.livelib.ru/author/648

Итало Кальвино      //Википедия: Свободная энциклопедия

http://www.calend.ru/person/2462/

 

 

 

17 октября

РОБЕРТ ДЖОРДАН

65 лет со дня рождения американского фантаста

(1948 - 2003)

 

Настоящее имя — Джеймс Оливер Ригни-младший. Родился в Чарлстоне, штат Южная Каролина. Начал писать с 1977-го. Большинство его произведений относятся к жанрам: «героическая фантастика» и «фэнтази».

Первая книга Ригни-младшего (начал он с крупной формы) вышла в 1980-м году под псевдонимом Реган О’Нил - это была историческая семейная серия времен Гражданской войны в Америке, начавшаяся романом «Гордость Фаллона». Тема воин вообще волновала автора, он хотел написать книгу о Вьетнаме. Вестерн или, вернее, авантюрный исторический роман «Всадники Шайенов» вышел за подписью Джексона О’Рейли в 1982 году. Книги имели успех – умеренный, но очевидный. Также под именем Чанг Лунь писателем написан ряд критических статей о театре и танцевальном искусстве.

С 1982 года писатель начал издаваться под именем Роберт Джордан. Известность ему принесла «Конаниана» – в 1982-м году появляется первый роман о знаменитом варваре. С 1982-го по 1997-й им было написано семь романов о подвигах, битвах, кровожадных колдунах, жутких демонах и древних чудовищах. По мнению критиков Роберт Джордан создал лучших «Конанов», сравнимых с книгами самого Говарда.

В 1990-м году в издательстве «Тор» вышел роман «Око мира», ставший первым в масштабном фэнтезйином цикле «Колесо Времени». Именно книги этой серии и сделали Роберта Джордана знаменитым на весь мир. Цикл романов «Колесо Времени» по своему объёму и количеству персонажей превосходит «Войну и Мир». На данный момент написано 11 томов, и автор обещал ещё один, но умер, не успев дописать 12-ю книгу. В мире Джордана присутствует более десяти наций, каждая со своими традициями и особенностями, а также, совершенно особенная, раса огир. Всего в сериале достаточно подробно описано более 1700 персонажей. Несколько десятков ведущих переходят из книги в книгу, но и вроде бы второстепенные фигуры созданы Джорданом с фотографической точностью и психологической достоверностью, это не декорации, на фоне которых вьётся основной сюжет книги. Колесо Времён, особенно его первая книга, во многом ассоциируется с Толкином и «Властелином Колец». Толкин один из любимых писателей Джордана, так что эти ассоциации во многом вызваны специально - по знакомой дороге, читатель приходит в совершенно новый и яркий мир. Хотя идея противостояния добра и зла остаётся краеугольным камнем фэнтази Джордана. Джордан считает что фэнтази не похожа на остальные формы литературы, так как «достигает глубин человека, дотягивается до его мечты». Именно поэтому авторы фэнтази, творя свои миры, приходят к старым временам, когда легко было отличить добро и зло, и создают вселенную с четкими правилами. Популярность этого цикла настолько велика, что Джордана критики сравнивают с такими творцами миров, как Толкиен и Херберт. Сложный сюжет, византийская политика, яркие персонажи, загадки, богатый мир, при создании которого использованы чуть ли не все земные культуры (христианские мифы, скандинавия, артуриана, китай, индейцы) – все это Колесо Времен. Джордан не боится перегрузить восприятие читателя, он рисует события яркими щедрыми красками, как импрессионист. Судьбы мира, вплетённые в хитроумный узор бытия, возвращаются раз за разом. Джордан использует понимание законов эпической саги для этнографических разработок воображаемого мира, не просто рассыпая символьные ряды, фасоны костюмов и гербовые знаки, но увязывая их между собой согласно внутренней логике мира. Он создаёт иллюзию, прекрасно зная устройство реального человеческого социума и реальных законов природы. На протяжении одиннадцати томов сериала напряжение текста не падает – настолько велико авторское умение построения экшена, динамичного повествования, постоянного действия, на которое накладываются пейзажные зарисовки, портреты персонажей и философские воззрения самого автора.

http://injournal.ru/biograf/jordan.html

http://www.livelib.ru/author/5803

Роберт Джордан          //Википедия: Свободная энциклопедия

 

22 октября

НИКОЛАЙ ДОРИЗО

90 лет со дня рождения поэта

(1923-2011)

 

Николай Константинович Доризо родился в станице Павловской Краснодарского края. Стихи начал сочинять очень рано, а впервые его произведения были опубликованы в 1938 году в газете «Пионерская правда». В 1942 году на фронте, еще не будучи профессиональным поэтом, Николай написал стихотворение «Дочурка», музыку к которому сочинила Р.Гольдина. И буквально через несколько дней эта песня стала известна всему фронту и была пронесена солдатами до конца войны. В 1948 году в Ростове-на-Дону вышла его первая книга стихов «На родных берегах». В разные годы были изданы его поэтические сборники: «Стихи» (1952), «Встреча с тобой» (1955), «Лирика» (1958), «Лирика» (1960г.), «Верю, люблю, пою!..» (1959), «Мы — мирные люди» (1959), «Имя мое - человек» (1961). В начале 60-х годов выходят его «Избранные произведения». Все творчество Николая Доризо пронизано светом, теплотой и, в то же время, внутренней независимостью художника.

Но наиболее известен Доризо как поэт-песенник. Он автор стихов к песням «Огней так много золотых на улицах Саратова», «Но как на свете без любви прожить», «Почему ж ты мне не встретилась...», «Большак», песням, ставшим, по сути, уже народными. Картин, в которых звучат его песни, более полусотни – это знаменитые ленты «Разные судьбы», «Дело было в Пенькове», «Девушка с гитарой», «У тихой пристани», «Простая история», «Увольнение на берег», «Полустанок», «Моя судьба», «Посейдон спешит на помощь» и другие. Сегодня его песни по-прежнему звучат на радио, телевидении и в обычной жизни. В песнях Доризо органически сочетаются гражданственность и лиризм. Они, как правило, сюжетны, построены по законам драматургической миниатюры, с конфликтами, со столкновением характеров. Все песни на стихи Николая Доризо представляют собой миниатюрные пьесы – с виду простые, но понятные каждому.

В 60-70-е годы на пике холодной войны становится актуальной патриотическая лирика Доризо, становятся известны его стихи «В Бухенвальде» (1962г.), «Военные поезда» (1966г.), «Ода врагам» (1972г.), «О тех, кто брал Рейхстаг» (1974г.), песня «Варна» (1961г.) — о крепости дружбы народов Восточной Европы.

Лирико-эпический жанр представлен в творчестве Доризо поэмами «Утро после самоубийства» (1959), «Место действия — Россия» (1969г), «Андрей Желябов» (1970), «Яков Джугашвили» (1987). В них — оригинальность, яркость, неожиданность поворотов сюжетной линии. Драматургическое осмысление исторических фактов преломляется в творчестве поэта-романтика. В 1969, в разгар набирающего силу «застоя», Доризо написал повесть «Измена» — о любви русской женщины и немецкого офицера.

С начала 1970-х вновь начинают регулярно выходить поэтические книги Доризо — «Избранное» и «Свежесть» (обе — 1970), «Пока деревья есть на свете» (1978), «Я сочинил когда-то песню» (1980), «Звенья» (1982), «День нынешний и день вчерашний» (1985), «Вдохновенье завтрашнего дня» (1986) и др.

Печатался Николай Константинович и как драматург. Среди драматургического наследия Доризо известны комедия «Конкурс красоты» (1967), «Две женщины и зависть» (1975) и драма «Третья дуэль» (1983).

Доризо ярко заявляет о себе и в публицистике. Он не остается равнодушным к судьбе музея-усадьбы А.Н.Островского в Щелыково и других мемориальных мест, к памяти Е.С.Булгаковой (статья «Женщина, которая любит», 1996). Он пишет о произведениях русской классики, предлагая свое прочтение комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» и трактовку образа Софьи. В сюжетах его статей, рецензий, выступлений — В.Маяковский, В.Закруткин, Ю.Бондарев, С.Островой, А.Фатьянов, писатели Северного Кавказа и национальных республик. Признание заслужили и его исследования творчества А.Пушкина.

http://hrono.ru/biograf/bio_d/dorizonk.php

http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1341

Николай Доризо         //Википедия: Свободная энциклопедия

 

24 октября

ВЕНЕДИКТ ЕРОФЕЕВ

75 лет со дня рождения писателя

(1938-1990)

 

Дебютировал в 1962 году повестью «Благая весть», которую знатоки расценили как вздорную попытку дать «Евангелие русского экзистенциализма» и «Ницше, наизнанку вывернутого». В начале 60-х годов написал несколько статей о земляках-норвежцах (одна - о Гамсуне, одна - о Бъёрсоне, две - о поздних драмах Ибсена). Осенью 1969-го года выработал, наконец, собственную манеры письма и в 1970-м закончил поэму в прозе «Москва — Петушки». В этом и других своих произведениях он тяготеет к традициям сюрреализма и литературной буффонады. «Москва — Петушки» традиционно вписывается исследователями в несколько контекстов, с помощью которых и анализируется. В частности, поэма воспринимается как пратекст русского постмодернизма. Активно изучаются связи лексического строя поэмы с советскими штампами, русской и мировой литературами. В этом произведении, отмеченном терпкой смесью мудрости, иронии, нонконформизма, нежности и натуралистических реалий, живут своей судьбой улицы, вокзалы, закоулки, площади и памятники Москвы, запечатлен своеобразный московский сленг и неповторимые московские типы.

В 1982-м году Ерофеев написал эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика». Весной 1985-го года появилась трагедия в пяти актах «Вальпургиева ночь или Шаги командора». Последним законченным произведением писателя было эссе, своеобразный коллаж «Моя маленькая лениниана»(1988). Пьеса «Диссиденты, или Фанни Каплан» осталась неоконченной. После смерти писателя были частично изданы его записные книжки. В 1992 журнал «Театр» опубликовал письма Ерофеева к сестре Тамаре Гущиной.

Все произведения Венедикта Ерофеева, по сути своей чрезвычайно серьезные и часто печальные, написаны в традициях сюрреализма и литературной буффонады, для которых характерны обыгрывание идеологических и литературных штампов, сниженные бытовые реалии, разговорная речь, включающая сквернословие, кризисное состояние мира, неспособные к социальной адаптации герои.

http://www.c-cafe.ru/days/bio/6/073.php

http://www.moskva-petushki.ru/bio/

Венедикт Ерофеев        //Википедия: Свободная энциклопедия

 

25 октября

ГЛЕБ УСПЕНСКИЙ

170 лет со дня рождения писателя

(1843 – 1902)

 

Глеб Иванович Успенский родился в Туле. Начал печататься в 1862 году. Вскоре стал видным представителем демократической литературы. Рассказы и очерки Успенского первой половины 60-х годов многочисленны и разнообразны по содержанию. Основной круг его тем — жизнь и быт чиновничества («Гость», «Эскизы чиновничьего быта», «Зимний вечер» и др.), мелкого трудового и мещанского люда городской провинции и обеих столиц («Народное гулянье во Всесвятской», «Старьевщик», «Бесприютные», «Дворник» и др.), тогда же появляются первые произведения на деревенские темы («В деревне», «Побирушки», «Сельские сцены» и др.).

Первым крупным произведением Успенского, обобщившим ранний опыт писателя и явившимся важным этапом в его творческом развитии, были очерки «Нравы Растеряевой улицы» (1866). Они написаны на материале наблюдений за жизнью Тулы. Писатель с глубоким сочувствием рассказал о жизни городской бедноты — ремесленников, рабочих; вместе с тем писатель продолжил зарисовку убогой жизни чиновников и мещан. Большим достижением художника явились образы дельцов, кабатчиков, наживавшихся на народной нужде, невежестве, пьянстве. В «Нравах...» сказались существеннейшие черты дарования Успенского как самобытного художника-реалиста — его острая наблюдательность, искусство диалога, мастерство рассказчика, сочный юмор, умение создавать обобщающие картины и образы.

Крупнейшим произведением Успенского конца 60-х— начала 70-х годов явился цикл его повестей «Разоренье»«Наблюдения Михаила Ивановича» (1869), «Тише воды, ниже травы» (1870) и «Наблюдения одного лентяя» (1871). Для Успенского в этом произведении характерно обращение к крестьянской жизни, к проблемам отношения передовой разночинной интеллигенции к народу. В последующих частях «Разоренья» характерно нарастание интереса писателя к крестьянской жизни и к проблемам отношений передовой разночинной интеллигенции к народу. Все это делает «Разоренье» этапным произведением писателя на грани 1860 и 1870-х годов. В 1870-е годы все более усиливаются социальные аспекты его творчества, описание событий русской жизни все более сопровождается раздумьями, философским осмыслением и комментариями, превращаясь в публицистический, проблемный очерк.

Главнейшие очерки и рассказы 70-х годов Успенский объединил впоследствии в цикл «Новые времена, новые заботы». Под «новыми временами» писатель понимает пореформенную эпоху в России, новые явления в жизни различных слоев русского общества, разорение деревни, все более широкое развитие капитализма. Картины крестьянской жизни, проникновение в деревенскую глушь буржуазного предпринимательства рисуются в рассказе «Книжка чеков», открывающим цикл. Сложные вопросы народной жизни затрагиваются во всех произведениях цикла. В произведениях Успенского 70-х годов полностью определилась новая творческая манера писателя, характерная и для всего последующего творчества: сочетание художественного, образного показа действительности с публицистическими рассуждениями, доказательствами, комментариями. Центральной темой творчества Успенского становится пореформенная деревня: циклы очерков и рассказов «Из деревенского дневника» (1877-1880), «Крестьянин и крестьянский труд» (1880), «Власть земли» (1882), «Кой про что» (1886-1887) и др.

В 1880-е годы Успенский создаёт циклы очерков и рассказов о духовных исканиях русской интеллигенции в период реакции: «Без определённых занятий» (1881), «Волей-неволей» (1884) и др. Взгляды писателя на нравственное предназначение искусства нашли яркое отражение в очерке «Выпрямила» (1885).

Творчество Успенского высоко ценили Тургенев, Салтыков-Щедрин, Горький.

http://www.peremeny.ru/column/view/1072/

http://slovo.ws/bio/rus/Uspenski_Gleb_Ivanovich/

Глеб Успенский       //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

 

25 октября

АЛЕКСАНДР ГЕЛЬМАН

80 лет со дня рождения драматурга

(р. 1933)

 

Алексаандр Исаакович Гельман — русский драматург, писатель, сценарист, публицист, общественный и политический деятель, почётный доктор гуманитарных наук университета Пепердайн (Калифорния, США).

Публиковать рассказы и очерки начал в конце 1950-х годов во время службы на Камчатке. С 1967 по 1971 год он работал корреспондентом газет «Строительный рабочий» и «Смена». В 1971 году для нескольких документальных фильмов написал сценарии, в том числе для игрового фильма «Ночная смена», где сценарий написан в соавторстве с Т. Калецкой. Позднее эти сценаристы стали авторами еще двух фильмов — «Считайте меня взрослым» и «Ксения — любимая жена Фёдора». Александр Гельман становится известным после фильма «Премия». На основе сценария Гельмана ставят одноименные пьесы в БДТ и во МХАТе Ефремовым. С тех пор в течение 24 лет длилось творческое содружество Александра Гельмана с театром, на сцене которого Олегом Ефремовым были поставлены его пьесы: «Протокол одного заседания», «Обратная связь», «Мы, нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми», «Скамейка», «Зинуля», а также «Мишин юбилей», написанная Александром Гельманом в соавторстве с американским драматургом Ричардом Нельсоном. Помимо МХАТа пьесы драматурга шли в десятках других театров страны. Некоторые из них, в частности «Наедине со всеми» и «Скамейка», были переведены, опубликованы и поставлены в более чем 30 странах. Пьеса «Скамейка» в разные годы шла на сценах 6 театров Франции.

В пьесах и сценариях 1970-х драматург критиковал отдельные недостатки командно-административной системы времен застоя. Острые, злободневные пьесы Гельмана, с не всегда правдоподобными сюжетами (их можно называть «притчами», а «Протокол одного заседания» — «социологической сказкой») всегда нацелены на изучение механики советской жизни. Новый сценарий драматурга «Обратная связь» как бы продолжил разговор, начатый "Премией", - о глубоких противоречиях социалистической системы производственных отношений, о высокой нравственной ценности жизненной позиции человека, воспринимающего интересы дела как нечто глубоко личное, кровное. В 1976 году киностудией «Ленфильм» был поставлен одноименный фильм, получивший признание зрителей и критики. В дальнейшем по сценариям Александра Гельмана были поставлены телефильм «Мы, нижеподписавшиеся» (студия имени Горького, 1982) и картина «Зинуля» (Мосфильм, 1986).

В 1985 году в издательстве «Советский писатель» вышел сборник пьес драматурга. Наиболее известные пьесы А.И. Гельмана, начиная с 1980-го года, были включены в школьные программы по современной русской драматургии.

С началом перестройки Гельман оставил театр и полностью переключился на публицистику. Несколько лет вел рубрику в журнале «Искусство кино», входил в совет учредителей газеты «Московские новости», политическим обозревателем которой является до сих пор. В настоящее время входит в состав редколлегии журнала «Драматург». В последние годы Александр Исаакович увлечен работой в интернетовских сетевых изданиях. В газете VESTI.RU до недавнего времени он вел еженедельную рубрику «Наедине со всеми».

В начале 2000-х годов А.И. Гельман вернулся к драматургии. В 2000-м году была опубликована его новая пьеса «Претендент» («Профессионалы победы»). Драматург работает над воспоминаниями, часть которых – «Детство и смерть» - уже печаталась на страницах альманаха «Диалог» и «Общей газеты». Опубликовал также сборник стихов и несколько книг эссеистики.

http://www.livelib.ru/author/311924

http://www.peoples.ru/art/theatre/dramatist/gelman/

Александр Гельман         //Википедия: Свободная энциклопедия

 

28 октября

ИВЛИН ВО

105 лет со дня рождения английского писателя

(1903-1966)

 

Ивлин Артур Сент Джон Во - британский беллетрист, родился  в Лондоне.

В 1928 году он публикует свой первый роман «Упадок и разрушение», который был тепло встречен критиками и читателями. Во время работы над вторым романом, «Мерзкая плоть»(1930), Во перешел в католичество. В ознаменование своего обращения он потом написал книгу-биографию «Эдмунд Кэмпион, иезуит и мученик»(1935).

В 1930-е годы Во путешествовал по Европе, Африке и Центральной Америке. Итогом этих путешествий стали путевые записки «Ярлыки»(1930), «Далекие люди»(1932), «Девяносто два дня»(1934), «Во в Абиссинии»(1935) и серия комических романов «Черная напасть»(1932), «Пригоршня праха»(1934) и «Сенсация»(1938). В них Во писал о пропасти, разделяющей цивилизацию и варварство. Роман «Пригоршня праха» стал отражением переживаний писателя после измены жены. Война вдохновила его на создание одного из самых смешных его романов – «Не жалейте флагов» (1942) и послужила основой его самого католического произведения – трилогии «Меч почета» («Люди при оружии» (1952), «Офицеры и джентльмены» (1955), «Безоговорочная капитуляция» (1961).

Не в силах охватить своей сатирой такой громадный предмет — Англию в целом, Вн предпочел взять ностальгическую ноту и написал элегию об ушедшей Англии двадцатых-тридцатых годов — классический роман «Возвращение в Брайдсхед»(1945), в котором был описан Оксфорд. Тема романа, как ее старался представить Ивлин Во, — обретение пути в католицизме. Но при всем искреннем католичестве автора в романе всё-таки выходит на первый план другая тема — история родовитой семьи Мечмарнтов и взаимоотношения рассказчика Чарльза Райдера с молодым отпрыском рода Себастьяном Флайтом. Без нажима, но достаточно ясно дано понять, что их отношения были любовными. «Возвращение в Брайдсхед», по всеобщему мнению, лучшая, самая значительная книга Ивлина Во, высшее его художественное достижение, однако философия книги многих отвратила.

После войны Во написал свой гротеск «Незабвенная»(1948), язвительное, кладбищенски мрачное отображение жизни Голливуда, политическую сатиру. Это совершенно новый Ивлин Во, другой писатель, другой стиль.

В числе произведений, где в особенности выразился католицизм автора, –«Елена»(1950), вымышленная жизнеописание матери императора Константина и «Жизнь Рональда Нокса»(1959) – дань памяти писателю и священнику. Незадолго до смерти Во закончил первый том автобиографии «Недоучка»(1964).

Всего у Ивлина Во 16 романов, множество рассказов и путевых заметок. Его стиль – сатира с элементами «чёрного юмора». Ивлина Во считают признанным стилистом прозы. В его поздних произведениях прослеживается социальный консерватизм, более откровенной становится религиозность. Многие из романов Ивлина Во изображают британскую аристократию и высокое общество, которое он жестко высмеивает, но с которым он сам также неразрывно связан. Его обширные дневники и корреспонденция были также изданы. Работы Ивлина Во очень успешны среди читающей публики, и по сей день им широко восхищаются как юмористом и признанным стилистом прозы. Герои произведений Ивлина Во — это череда карикатурных, порой гротескных, граничащих с абсурдностью портретов «джентльменов» современной ему Англии, от позеров, бездельников, пустомель, мошенников и пройдох до вызывающих сочувственную улыбку истинно порядочных простаков, неизменно пользующихся расположением и симпатиями автора. В его поздних произведениях прослеживается социальный консерватизм, более откровенной становится религиозность, эти его работы вызывают разногласия в среде критиков.

http://www.livelib.ru/author/338

http://imhonet.ru/person/635/

Ивлин Во    //Википедия: Свободная энциклопедия

 

 

Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ