Каталог      Электронные ресурсы     Электронный архив ЮУрГУ/DSpace&SUSU     Услуги    Виртуальная справочная служба    Режим работы     Контакты

Поиск по сайту
НБ ЮУрГУ БИК Ресурсы Услуги Профессиональная деятельность Выставочный зал
Выставки и просмотры
Знаменательные даты ЮУрГУ
Календарь литературных дат
Студенческий Парнас
Живопись, декоративное искусство
Авторизация для сотрудников библиотеки

Имя :
Пароль :
 

Календарь литературных дат

Памятные и юбилейные даты писателей и поэтов

О календаре

 

Юбиляры месяца

 

Архив

 

Именной указатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 сентября

Андрей платонович платонов

110 лет со дня рождения русского прозаика, драматурга

(1899-1951)

Платонов псевд., настоящая фамилия Климентов. С 12 лет писал стихи. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т.п., о чем написал в ранних рассказах «Очередной» и «Серега и я». В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова («Ночь», «Тоска» и др.), вышел его рассказ «Очередной», а также очерки, статьи и рецензии.

Важной вехой в его творчестве стал роман «Чевенгур». Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности».

Переустройство жизни является центральной темой повести «Котлован», действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». В «Котловане» воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек - в данном случае безработный Вощев - постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию «Котлована» И.Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. Выход в свет повести-хроники «Впрок» с разгромным послесловием А.Фадеева, в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы «Река Потудань». Повести «Джан», «Ювенильное море», написанные в 1930-е годы пьесы «Шарманка» и «14 Красных Избушек» не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему («Броня», «Одухотворенные люди», «Смерти нет!», «Афродита», и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ «Семья Иванова» (другое название – «Возвращение») в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман «Счастливая Москва» был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга «Волшебное кольцо» и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями.

http://www.hrono.ru/biograf/platonov.html

Андрей Платонович Платонов

 

 

 

 

6 сентября

феликс зальтен (зигмунд зальцман)

140 лет со дня рождения австрийского писателя, журналиста, критика

(1869-1953)

Феликс Зальтен псевд., настоящее имя и фамилия— Зигмунд Зальцман. Мировую известность писателю принесла дилогия «Бэмби» — драматическая история, повествующая о жизни самца косули по имени Бэмби, а также его родителей, детей и друзей. На создание первой книги, озаглавленной «Бэмби, жизнь в лесу», писателя вдохновило путешествие в Альпы в 1923 году. Книга была опубликована три года спустя, а в 1933 году права на экранизацию были приобретены сотрудником MGM Сиднеем Франклином и впоследствии переданы Уолту Диснею. Книга была экранизирована в 1942 году. Сюжет и эмоциональный настрой мультфильма значительно отличается от литературного первоисточника.

«Бэмби» - повесть о благородстве, о взрослении души и воспитании чувств. Книга рассказывает о сложности жизни в мире, где добро не «побеждает зло» волшебным образом.

В 1936 году книга была запрещена Адольфом Гитлером, а ещё через два года, после присоединения Австрии к Германии, Зальтен переезжает в Цюрих, где в 1939 году пишет продолжение своего главного литературного произведения — «Дети Бэмби».

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зальтен Феликс

http://www.bibliogid.ru/bookshelf/reading/ozhivotnyh/zalten-ozhivotnyh

 

 

 

 

 

иван фёдорович наживин

135 лет со дня рождения русского прозаика, публициста

(1874-1940)

Убежденный монархист, сторонник аграрной политик Столыпина, Наживин враждебно отнесся к революции 1905-1907 годов. Наиболее полно его взгляды выражены в романе «Менэ. Тэкел. Фарес», в котором сделана попытка нарисовать картину жизни России и Западной Европы накануне и в период русско-японской войны. Герой романа - интеллигент, отвергший капитализм, разочаровавшийся в политической борьбе, находит истину в миросозерцании патриархального крестьянства, сближается с религиозной сектой. Октябрьскую революцию Наживин встретил враждебно. В гражданскую войну, врангелевец, сотрудник «Освага». С 1920 года - в эмиграции. Среди сочинений этих лет – роман «Распутин» (т. 1-3, 1923), призванный доказать, что в социалистической революции в России «виновно» бездарное правление Николая II. Эта же тема развивается в романе «Собачья республика». Наживин возлагает вину и на официальное православие с его нетерпимостью и невежеством (цикл романов из русской истории: «Глаголют стяги», «Бес, творящий мечту», «Кремль. Хроника XV-XVI веков»). Написал также несколько религиозных романов («Евангелие от Фомы», «Иудей» и др.).

После бегства из России стал одним из крупнейших литераторов эмиграции и создателем издательства русских эмигрантов в Германии «Детинец». На современников огромное впечатление произвёл его сборник рассказов для детей «Зеленя» с его светлым настроением, удивительным для беженцев, проигравших войну.

Он заявил о себе как писатель-фантаст, издав сборник «Во мгле грядущего: фантастические повести будущего», романы «Остров блаженных».

В 1930-х он создал эпитафию Толстому, «Неопалимая купина». Эти произведения, в числе некоторых других, пережили значительные по тиражу российские переиздания в начале XXI века.

Постепенно Наживин разочаровался в лидерах белой эмиграции, обвиняя в своей публицистике некоторых из них в предательстве, и с 1926 года неоднократно просил Сталина о предоставлении советского гражданства. Просьба не была удовлетворена.

http://www.hrono.ru/biograf/bio_n/nazivin.html

http://www.pravkniga.ru/calendar.html?id=678

 

 

10 сентября

иван фёдорович кратт

110 лет со дня рождения писателя

(1899-1950)

Автор многих исторических романов и повестей, посвященных преимущественно освоению Россией Севера и Дальнего Востока.

«Суровый берег» повествует о людях героической ладожской трассы («Дороге жизни» в годы войны), об ужасах ленинградской блокады и настроениях людей. По-видимому, конфискована книга за «предоставление трибуны» – на этот раз «паникерам», сомневающимся в скорой победе и освобождении города. Хотя автор и осуждает таких людей, приведенные им выдержки из дневника одного блокадника обратили на себя внимание идеологических контролеров: «Ленинград обречен, потому что у него нет надежды. Что будет с Россией?… На что люди могут рассчитывать?… Продолжают рыть окопы. А немцы потом их используют...» Говоря же о массовом бегстве из города, автор задает уже явно «непатриотический» и «безыдейный» вопрос, тут же отвечая на него: «Беженцы или эмигранты?.. Странники по родной земле».

http://www.ozon.ru/context/detail/id/3577350/

http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/libraries/books/blium/ilp/?id=382

 

  

  

 

 

 

 

11 сентября

пьер де ронсар

485 лет со дня рождения французского поэта

(1524-1585)

В «Одах» Ронсар высказался о высоком назначении литературы, разработал учение о поэтическом вдохновении, использовал опыт античной поэзии (Пиндар, Гораций). Гражданская патриотическая тема сочетается в одах с воспеванием радостей бытия, природы, любви. Сборник сонетов и песен «Любовные стихи» написан под влиянием петраркизма. В циклах сонетов, посвященных крестьянской девушке Марии Дюпен, Ронсар пришёл к естественности и простоте лирического переживания, философские увлечения Ронсара отразились в «Гимнах», где поэт размышляет о жизни и смерти, об изменчивости судьбы, о нравственном долге. Религиозные мотивы получают развитие в политических стихах «Рассуждения о бедствиях этого времени» и др. Теоретические взгляды Ронсар обобщил в «Кратком изложении поэтического искусства». В цикле «Сонеты к Елене» стремление к классицистической ясности и уравновешенности сочетается с некоторой манерностью. В творчестве Ронсара нашли место почти все лирические и эпические жанры его времени - от героической эпопеи («Франсиада») до интимной лирики. Всё развитие французской поэзии 2-й половины 16 века прошло под воздействием Ронсара, повлиявшего и на поэтов других стран.

http://www.c-cafe.ru/days/bio/3/067.php

http://litera.edu.ru/catalog.asp?ob_no=14287&cat_ob_no=12420

 

 

 

 

 

александр иванович полежаев

205 лет со дня рождения русского поэта

(1804 (или 1805)-1938)

Полежаев создавал свои первые произведения в годы учебы в университете.

Первое стихотворение Полежаева «Непостоянство» появилось в «Вестнике Европы». Университетское начальство поручило Полежаеву написать к торжественному акту 12 января 1826 г. оду: «В память благотворений Александра I Императорскому Московскому университету», а на выпускном акте, в том же году, Полежаев прочел свое стихотворение «Гений». К тому времени относится сатирическая поэма Полежаева «Иман-Козел», вызванная ходившими тогда нелепейшими слухами об одном священнике в Москве.

Самое известное из них - поэма «Сашка». За эту поэму, бросающую вызов официальной морали, осмеивающую церковь и существующий политический строй, Полежаев был отправлен на военную службу в Бутырский пехотный полк, под строгий надзор.

Исключительные обстоятельства жизни наложили резкую печать на поэзию Полежаева; она мрачна, как сама жизнь поэта. Оторванный от общества, он мог наполнять свои произведения лишь картинами горького субъективного чувства. Дважды находясь в ожидании приговора, который равнялся смертному, Полежаев излил свои чувства в «Песне пленного ирокезца» и в стихотворении «Осужденный». В длинном и не вполне еще напечатанном стихотворении «Арестант» Полежаев с жестокою правдою описывает обстановку своего ареста.

Из автобиографических стихотворений Полежаева, наиболее многочисленных и сильных, видно, что он никогда не мирился со своею судьбой. Чаще всего здесь повторяется мотив сожаления о растраченных годах жизни; иногда поэт преувеличивает свои заблуждения, сопоставляет их с постигшею его непомерной карою; не менее часто слышится мотив упорного сознания своего достоинства, сурового протеста или, наконец, отчаяния, потери веры в жизнь и человеческую справедливость. Пребывание на Кавказе отозвалось у Полежаева целым рядом поэм, стихотворений, песен, в которых, наряду с изображением войны, звучит раздумье о ее значении, сочувствии к страждущим и побежденным. Много прекрасного в песнях Полежаева в народном жанре, к которому Белинский находил у него большую способность («У меня-ль молодца», «Баю-баюшки-баю» и другие).

http://www.rulex.ru/01160833.htm

http://www.litera.ru/stixiya/articles/142.html

 

 

 

 

 

 

13 сентября

юлиан тувим

115 лет со дня рождения польского поэта

(1894-1953)

Печатался с 1913. В 1920 был одним из создателей поэтической группы «Скамандр», которая утверждала «поэзию повседневности», выступала против традиций «Молодой Польши». Для раннего творчества Тувима, испытавшего воздействие У. Уитмена и А. Рембо, характерно оптимистическое мироощущение (сборники «Подстерегаю бога», «Пляшущий Сократ», «Седьмая осень», «Четвёртый том стихов»).

Тувим демократизировал поэзию, введя в неё разговорную речь улицы, нового героя — горожанина. Со 2-й половины 20-х гг. в творчестве Тувима преобладает рефлективное начало, стремление к ясности и гармонии стиха (сборники «Слова в крови», «Чернолесье», «Цыганская библия¼», «Пылающая сущность»). Одновременно в поэзии проявляются демократические симпатии, всё большее место занимает поэзия простых человеческих чувств, в стихи врывается полемическая злободневность, едкая критика мещанства. В 30-е гг. выступает в защиту гуманистических и культурных ценностей, которым угрожает фашизм. Сатирическая поэма Тувима «Бал в опере», запрещенная цензурой, обличает польскую правящую клику. В годы 2-й мировой войны 1939—45 в эмиграции, вёл активную антифашистскую деятельность; создал лиро-эпическую поэму «Цветы Польши» (не окончена, издана 1949). В 1946 вернулся в Польшу; издал цикл «Из новых стихов», утверждающий завоевания народной Польши, дружбу польского и советского народов. Тувим — переводчик русской и советской литературы («Слово о полку Игореве»; «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, поэзия А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского, Б. Л. Пастернака, А. Т. Твардовского, М. Ф. Рыльского и др.), автор популярных стихов для детей, книг по истории нравов и обычаев, языка и литературы Польши.

http://lib.ru/INPROZ/TUWIM/

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/tuwim

http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00080/92800.htm

 

 

 

 

 

 

 

джон бойтон пристли

115лет со дня рождения английского поэта

(1894-1984)

Пристли работал в различных жанрах. Его первым литературным произведением стала литературная критика, когда он еще был студентом Кембриджа. После этого он написал такие романы, как «Английская новелла», «Литература и западный человек».

Среди многочисленных романов -  «Хорошие компаньоны», «Тротуар ангела», «Яркий день», «Эта старая страна». В пьесах он экспериментировал с экспрессионистскими формами и психологическими темами. Среди пьес можно особо выделить «Опасный угол», «Звонки инспектора», «Стеклянная клетка» и «Когда мы были женаты».

Пристли также занимался написанием мистических историй, личной истории и социальной критики.

Историческими работами стали «Современники короля Эдварда», «Расцвет Виктории». Его воспоминания, изданные между 1962 и 1977 годами, закрывают полный спектр британской культуры 20-го столетия.

http://www.russofile.ru/articles/article_4.php

http://www.priestley.ru/llib-ar-authname-377/

 

 

 

 

 

  

 

 

15 сентября

джеймс фенимор купер

220 лет со дня рождения американского писателя

1789-1851)

Автор 33 романов, Фенимор Купер стал первым американским писателем, которого безоговорочно и широко признала культурная среда Старого Света, включая Россию. Сочетал элементы просветительства и романтизма.

Мировую известность приобрёл циклом романов (пенталогия), объединённых Натти (Натаниэль) Бумпо, выступающим под именами: Зверобой, Следопыт, Соколиный Глаз, Кожаный Чулок, Длинный Карабин («Пионеры», «Последний из могикан», «Прерия», «Следопыт, или Озеро-море», «Зверобой, или Первая тропа войны»). Большой интерес представляют также морские романы Купера - «Лоцман», «Красный корсар» и др. Начав с восхваления «американских свобод», Купер переходит во 2-й половине 30-х гг. к резкой критике американской действительности (социально-политическая сатира «Моникины» и др.). В антибуржуазной утопии «Кратер» выразился пессимизм Купера. Во многом связанное с просветитительной литературой 18 в. творчество Купера принадлежит к раннему периоду американского романтизма. Выразительно изображая социальные и расовые конфликты США, Купер ввёл новые этнографические мотивы, раскрывавшие быт и нравы американских аборигенов-индейцев, на специфическом американском материале отразил типичный для романтизма антагонизм природы и искусственной цивилизации. Наследие Куперв вошло в золотой фонд детской литературы.

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/kuper

http://ru.wikipedia.org/wiki/Купер Джеймс Фенимор

http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KUPER_Djeyms_Fenimor/_Kuper_D._F..html

Каталог выставки

 

 

 

 

 

 

 

17 сентября

михаил михайлович коцюбинский

145 лет со дня рождения писателя

(1864-1913)

В ранних произведениях Коцюбинского сказывалось влияние И.С. Левицкого, но и в них уже обнаружились яркая красочность и гармоничность таланта молодого писателя. Коцюбинский никогда не служил посторонним целям, находя удовлетворение «в самом себе». Художественное мастерство Коцюбинского достигло апогея в области рассказа и новеллы. Единственная его повесть «На веру» принадлежит к самым ранним его произведениям и носит на себе отпечаток технической неопытности. В свои рассказы Коцюбинский внес всю образность народной песни, одухотворенную символику народного языка. Человек и его душевные переживания - всюду главный предмет интереса художника, но жизнь человека развертывается в неразрывной связи с жизнью природы, и трагедия человеческого духа теряет характер случайности, временности и ничтожности, сливаясь с жизнью, в которой все значительно и непреходяще.

У Коцюбинского нет противоположения природы человеку, нет изображения жизни человека, на фоне природы: у него природа и человек - одно гармоническое целое. С особой ясностью об этом свидетельствует «акварель» «На камне». Несложная тема трагической любви разработана с удивительным мастерством: нежный лиризм согревает целое, исполненное с исключительной четкостью и пластичностью рисунка. Вполне современный по литературной технике и тонкости анализа, по комплексу тех психологических явлений, которые интересуют его как художника, Коцюбинский в то же время глубоко национален от общего уклада своего созерцательного мироощущения, исполненного философствующего раздумья, до стиля и языка, тесно связанного с языком народной песни. Произведения Коцюбинского переведены на многие европейские языки, в том числе и на русский. Оставшееся неоконченным произведение Коцюбинского («На острове») написано в манере своеобразного импрессионистского эстетического индивидуализма, задатки которого можно проследить у него и прежде (например, в «Intermezzo»).

http://dic.academic.ru/dic.nsf/biograf2/7437

http://www.abc-people.com/data/kocyubinskiy-m/

 

 

 

 

   

19 сентября

виктор фёдорович боков

95 лет со дня рождения поэта

(р.1914)

В стихах Бокова ощутимо творческое осмысление традиций А.Кольцова, Н.Некрасова, Н.Клюева, С.Есенина, А.Твардовского и М.Исаковского, в первую очередь - в использовании поэтических возможностей русского фольклора (в числе прочего Боков - издатель антологии «Русская частушка»).

Стихи Бокова обращены к вкусу хлеба, запаху воды и воздуха, бесконечности дорог и неповторимой прелести «малой родины» («Луга России меня спросили...», «Не губите реченьку...», «Весеннее небо выстирано...», «Черный хлеб» и др.).

Одной из отличительных особенностей поэзии Бокова является звучность, насыщенность аллитерациями и ассонансами: «Коло-коло-колокольчик, / Колокольчик, иван-чай! Коля, Коля, Николаша, / Я приду, а ты встречай»' («Колокольчик»). Звонкоголосие пронизывает и одно из лучших произв. Бокова - поэму «Весна Викторовна» («Идет весна, посвистывая / То соловьем, то иволгой, / Березовая, ситцевая, / А где еловоиглая, / Идет зеленогрудая, / Идет зеленоверхая, / Летит к нам, звонко ахая»).

Особый пласт современной национальной культуры - песни на стихи Бокова, воспринимаемые как живой фольклор 1950-1960-х годов, - «Выходил на поля молодой агроном...», «Гляжу в поля просторные...», «На побывку едет молодой моряк...», «Оренбургский пуховый платок» и др., органично соединяющие лиризм, светлую печаль и мягкий юмор.

http://kkre-49.narod.ru/p/bokov.htm

http://persona.rin.ru/view/f/0/35312/bokov-viktor--fedorovich

 

 

 

 

20 сентября

нестор васильевич кукольник

200 лет со дня рождения русского писателя

(1809-1868)

Творчество Н. Кукольника обширно и многогранно. Наряду с драматургией, он успешно пробует силы в жанре авантюрного романа, исторической повести, художественной критике, поэзии и даже в музыке. С 1838 года издаёт ряд периодических изданий искусствоведческого характера. Драматургия Н. Кукольника должна рассматриваться как своеобразный буфер между российской исторической драмой первой трети XIX века и второй половины XIX века. Писатель стоит у истоков жанра драматической поэмы. Он первый использовал и ввёл в обиход приёмы и мотивы, которые позднее найдут отражение в творчестве А.К. Толстого, Л.А. Мея, М.И. Цветаевой и других. Современные исследователи обоснованно указывают на параллели между отдельными произведениями Н. Кукольника и драматическим циклом «Романтики» М.И. Цветаевой.

Кукольник также первым в русской литературе представил новый тип жанра исторического романа, нашедшего потом на Западе блестящее воплощение в романах А. Дюма, его современника. Одним из первых в русской литературе Н. Кукольник начал развивать любовно-авантюрный жанр в духе Эжена Сю, Поля де Кока. Его литературные поиски на сюжеты из зарубежной истории справедливо можно рассматривать как предшественника историко-биографического жанра, позднее получивших развитие в романах-исследованиях Д.С. Мережковского, Ю.Н. Тынянова, Ольги Форш.

В период наибольшего творческого взлета Н. Кукольник сближается с композитором М. Глинкой и художником К. Брюлловым. Его участие в судьбе таких писателей и поэтов как Т.Г. Шевченко, М.Е. Салтыков-Щедрин и И.С. Никитин общепризнанны. Один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М. Глинка, А. Варламов, С. Монюшко.

http://www.rusf.ru/rsf-XIX/kukol.htm

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кукольник Нестор

 

 

 

 

 

 

 

22 сентября

филипп дормер стенхоп честерфильд

315 лет со дня рождения английского писателя, государственного деятеля

(1694-1773)

С одинаковым блеском и остроумием писал по-латыни, на английском и французском. Был известен как оратор: знаменита его речь, произнесенная в 1737 году против законопроекта о лицензировании театров. Честерфильд был другом и покровителем многих литераторов, а прославился в основном благодаря посмертно напечатанным письмам, адресованным двум другим Филипам Стенхопам — незаконному сыну и крестнику. Его «Письма к сыну» — свод норм поведения джентльмена эпохи Просвещения, которым восторгался Вольтер.

Письма Честерфилда содержат обширный свод наставлений и рекомендаций в духе педагогических идей Дж. Локка. Узкопрактическая нацеленность программы воспитания (подготовка к великосветской и государственной карьере) шокировала многих современников Честерфилда, однако «Письма» были высоко оценены Вольтером как образец эпистолярной прозы XVIII века и искренний человеческий документ. Кроме этого, после смерти графа были опубликованы «Максимы» и «Характеры». Честерфилду также приписывают ряд апокрифических сочинений, в том числе «Апология отставки».

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/

http://max-weber.livejournal.com/29817.html

  

 

 

 

 

 

 

24 сентября

константин дмитриевич воробьёв

90 лет со дня рождения русского советского писателя

(1919-1975)

 

Первые публикации в периодической печати. Первый сборник рассказов «Подснежник».

Написал более 30 рассказов, очерков и десять повестей. Автобиографические повести с изображением бессмысленной жестокости войны писателю удавалось публиковать с большими задержками, с вынужденными купюрами и , сокращениями («Это мы, Господи!», неокончена, 1943; опубликована посмертно в 1986; «Крик», «Убиты под Москвой»).

Опыт войны отразился в одной из известнейших его повестей «Убиты под Москвой».

Повесть «Мой друг Момич» (1965, опубликована посмертно в 1988) отражает трагедию коллективизации (ранее был напечатан её сокращённый вариант под названием «Тётка Егориха»). С задержками выходили повести «Одним дыханием» (написана в 1949, напечатана под названием «Последние хутора» в 1958), «Ермак» и других произведений.

Известность и признание получили также повести «Сказание о моем ровеснике», «Генка, брат мой», «Вот пришёл великан», «Синель», «Седой тополь», «Почём в Ракитном радости».

Рассказы и повести , публиковались в русской печати Литвы (газета «Советская Литва», журнал «Литва литературная»), также в газетах и журналах России (повесть «Сказание о моем ровеснике», рассказы «Большой лещ», «В куцем челне журнал», киноповесть «Я слышу тебя» и др.) Повесть «…И всему роду твоему» осталась неоконченной.

Рассказы и отрывки из повестей переводились на болгарский, латышский, немецкий, польский языки. На литовский язык переводились его рассказы «Настя» (перевод опубликован в еженедельной газете «Литература ир мянас»), отрывок из повести «Это мы, Господи!» (ежедневная газета «Тёса»); выходили сборники переводов на литовский язык.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Воробьев Константин Дмитриевич

Контантин Дмитриевич Воробьёв

 

 

 

 

 

  

29 сентября

мигель де унамуно

149 лет со дня рождения испанского писателя, философа, общественного деятеля

(1864-1936)

Унамуно начал литературную деятельность как один из главных представителей так называемого «поколения 1898 года», литературного движения эпохи крушения колониального могущества Испании. В этом движении Унамуно занял реакционные, феодально-дворянские позиции, отстаивая значение особой «миссии» испанской расы, необходимость возврата к средневековым традициям и т. д.

В лучшем из своих романов «Мир и война», посвященном одной из карлистских войн, Унамуно в большей мере занимается психологией отдельных героев, чем изложением или объяснением исторических событий и их социальных основ. Остальные его романы — «Туман», «Абел Санчес», «Тетя Тула» — и повести написаны, по его собственным словам, «вне пространства и времени, скелетно, наподобие интимных драм».

Философские произведения Унамуно почти никогда не дают никакой системы, а ограничиваются критическим комментированием того или иного явления идеологического порядка («Жизнь Дон-Кихота и Санчо Панса», семь томов «эссе»), сопоставлениями, часто весьма остроумными, различнейших фактов человеческой культуры. Когда же Унамуно пытается привести свои идеи в систему, они приобретают мрачно-пессимистический характер; в них доминируют представления об обреченности человека на страдание, безвыходности исконного трагизма человеческого существования. Наиболее яркое отражение находят эти мысли в книге «О трагическом смысле жизни».

http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-5991.htm

http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/a/a7/1006478.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

артём весёлый

110 лет со дня рождения писателя

(1914-1996)

Артём Весёлый псевд., настоящие имя и фамилия – Николай Иванович Кочкуров.

В 1920-е гг. печатал свои рассказы, повести и романы под псевдонимом «Артем Веселый» в крупных советских журналах. Его произведения тематически связаны с гражданской войной. Основные черты авторской манеры — широкое пользование сказом, язык, богатый бытовыми речениями, густота эмоциональной окраски, отрывистость фраз. Первая повесть — «Реки огненные». Самое значительное произведение о гражданской войне — роман «Россия, кровью умытая». Огромный читательский успех имело последнее произведение Артема Веселого, исторический роман «Гуляй-Волга».

В 1937 г. Артем Веселый был незаконно репрессирован. Погиб 2 декабря 1939 г. Реабилитирован посмертно.

А. Веселый принадлежит к числу оригинальнейших пролетарских писателей. Его сильный талант, чуткость к слову, добросовестная работа над материалом до сих пор привлекают внимание читателей и литературоведов.

http://artemvesely.narod.ru/Sokolova.htm

http://www.riasamara.ru/litera/memo/article19033.shtml

 

 

 

 

 

николай алексеевич островский

105 лет со дня рождения советского писателя

(1904-1936)

Островский создал роман «Как закалялась сталь» — о становлении советской власти и героической жизни комсомольца Павла Корчагина.

Посланная в журнал «Молодая гвардия» рукопись получила разгромную рецензию: «выведенные типы нереальны». Однако Островский добился вторичного рецензирования рукописи, относительно которой была дана установка партийных органов. После этого рукопись активно редактировали заместитель главного редактора «Молодой Гвардии» Марк Колосов и ответственный редактор Анна Караваева, известная писательница того времени (писатель Юрий Буйда даже приписывает ей реальное авторство романа). Островский признавал большое участие Караваевой в работе с текстом романа; также он отмечал участие Александра Серафимовича, который «отдавал мне целые дни своего отдыха». В ЦГАЛИ есть фотокопии рукописи романа, которые зафиксировали почерки 19 человек. Официально считается, что Островский диктовал текст книги «добровольным секретарям».

Н. Островский в своих письмах подробно рассказывает о своей работе над романом, существуют воспоминания современников — свидетелей работы писателя над книгой. Текстологические исследования подтверждают авторство Н. Островского.

В апреле 1932 г. журнал «Молодая Гвардия» начал публиковать роман Островского; в ноябре того же года первая часть вышла отдельной книгой, за ней вышла и вторая часть. Роман «Как закалялась сталь» становится невероятно популярным. В библиотеках за ним выстраиваются огромные очереди и вскоре произведение превращается в «новое евангелие советской молодежи»… Устраивались коллективные читки и обсуждения; роман издавался 41 раз только при жизни автора. Островский стал героем советского времени, стоящим на одной ступеньке с Чапаевым, Чкаловым, Маяковским…

Роман «Рожденные бурей» (1936, не окончен) — о Гражданской войне в Зап. Украине.

http://www.ruscenter.ru/309.html

http://www.litportal.ru/all/author5433/

http://ru.wikipedia.org/wiki/Островский Николай Алексеевич

  
Южно-Уральский
Государственный Университет
При использовании материалов сайта
прямая ссылка на сайт https://lib.susu.ru/ обязательна
Copyright © 2005-2018, Научная библиотека ЮУрГУ