Главная » День в истории ЮУрГУ » 70-летие Вячеслава Гилимяновича Камалтдинова

70-летие Вячеслава Гилимяновича Камалтдинова

    • 70-летие Вячеслава Гилимяновича Камалтдинова

    • 22.08.2023

    • Камалтдинов Вячеслав Гилимянович (р. 22.08.1953) – доктор технических наук, профессора, главный научный сотрудник, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания Политехнического института ЮУрГУ.

Доктор технических наук (2013), профессор (2013), главный научный сотрудник, профессор кафедры двигателей внутреннего сгорания Политехнического института ЮУрГУ. Член диссертационного совета ЮУрГУ 24.2.437.09 по техническим наукам (специальность 2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели). Научный руководитель аспирантуры (направленность 2.4.7. Турбомашины и поршневые двигатели). Научный руководитель уникальной научной установки (УНУ) «Впрыск». Член редакционной коллегии научного журнала «Известия высших учебных заведений. Машиностроение» (с 2020 г.). Рецензент шести научных журналов международного издательства MDPI (Швейцария, с 2019 г.).

В 1976 г. с отличием окончил ЧПИ по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» и был оставлен на кафедре. В 1977–1980 гг. в ОГКД ЧТЗ: инженер-исследователь, начальник лаборатории исследовательских измерений при испытаниях дизелей специального назначения. С 1980 по 1983 гг. – в аспирантуре кафедры двигателей внутреннего сгорания. С 1983 г. – в ОНИЛ «Транспортные дизели» ЧПИ: младший научный сотрудник, старший научный сотрудник. Внёс существенный вклад в создание измерительных комплексов и стендов для исследования рабочих процессов форсированных дизелей семейства В-2 и 2В. Оптимизировал работу факельных подогревателей и разработал способ холодного пуска форсированных дизелей специального назначения при экстремально низких температурах. В 1991 г. успешно защитил кандидатскую диссертацию по холодному пуску форсированных транспортных дизелей. В 1992–1996 гг. – начальник технического отдела Южно-Уральской фондовой биржи. С 1996 г. – доцент кафедры двигателей внутреннего сгорания. В 2012 г. успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Организация эффективного процесса сгорания топлива для перспективного поршневого двигателя внутреннего сгорания». С 2013 г. – профессор, главный научный сотрудник кафедры двигателей внутреннего сгорания и электронных систем автомобилей (с 2023 г. кафедра двигателей внутреннего сгорания).

С 2008 г. являлся руководителем и ответственным исполнителем госбюджетных НИР: 2008–2009 гг. – по заданию Рособразования РФ на тему «Исследование нестационарного горения гомогенных смесей под действием низкотемпературной плазмы»; 2009–2011 гг. – по заданию Рособразования РФ на тему «Теоретические основы методов разработки малотоксичного рабочего цикла и повышения ресурса основных трибосопряжений энергоэффективных ДВС»; 2013 г. – по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007–2013 годы» на тему «Обоснование, разработка и экспериментальная проверка на моторном стенде фирмы AVL GMBH технических решений для создания когенерационного энергетического комплекса на основе двигателя с объёмным самовоспламенением гомогенного заряда с повышенной эффективностью и надежностью для энергоснабжения автономных потребителей»; 2014–2016 гг. – по ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы» на тему: «Исследование и разработка технических решений по созданию энергоэффективных форсированных дизелей специального назначения для наземных транспортных машин».

В 2006–2008 гг. по нацпроекту «Образование» ЮУрГУ активно участвовал в создании универсального стенда испытаний двигателей внутреннего сгорания и оснащении его комплектом оборудования австрийской фирмы AVL List GmbH. В 2013 г. прошёл стажировку в Германии на фирме Robert Bosch GmbH по направлению: «Основные методы совершенствования двигателей с воспламенением от сжатия для достижения перспективных норм выбросов вредных веществ». В 2014–2016 гг. руководил созданием и оснащением УНУ «Впрыск» в составе лаборатории «Перспективные системы топливоподачи дизелей». Участвовал в работе проектного управления развития НИУ ЮУрГУ на период 2010–2019 гг., являлся ответственным за закупку научного оборудования по приоритетному направлению развития «Энерго- и ресурсоэффективные технологии в дизелестроении для бронетанковой техники и инженерных машин». Руководит исследованиями процессов топливоподачи, смесеобразования и сгорания в двигателях на УНУ «Впрыск», а также участвует в разработках эскизной и рабочей конструкторской документации для перспективных дизельных двигателей, работает над созданием концепт-проекта энергоэффективных и экологичных газопоршневых двигателей.

С 2014 г. является научным руководителем аспирантуры ЮУрГУ, под его руководством защищена кандидатская диссертация.

Участие В.Г. Камалтдинова в работе кафедры ДВС способствует активизации научной деятельности молодых сотрудников, настраивает их на решение современных проблем и вызовов, служит сохранению, передаче молодым специалистам и дальнейшему развитию традиций известной во всём мире Челябинской школы двигателестроения.

Научные интересы – расчётно-теоретическое и экспериментальное моделирование процессов топливоподачи, смесеобразования, воспламенения от сжатия, плазменно-факельного зажигания и сгорания гомогенных и гетерогенных топливно-воздушных смесей различного состава в дизелях и газопоршневых двигателях, оптимизация рабочего цикла форсированных дизелей и малотоксичных газопоршневых двигателей.

Автор более 130 печатных работ, в т. ч. 30 статей, проиндексированных в базах данных Scopus и Web of Science, двух учебных пособий, двух патентов и авторского свидетельства на изобретение и полезную модель, пяти программ для ЭВМ. Индекс Хирша: 5 (Web of Science), 7 (Scopus), 8 (РИНЦ).

Награждён губернатором Челябинской области дипломом победителя регионального конкурса «Российский фонд фундаментальных исследований–Урал» (2007), Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации (2013).

В ЮУрГУ запущен в работу уникальный безмоторный топливный стенд // Сделано у нас. Нам есть чем гордиться! / Живой Журнал. – URL: https://sdelano-u-nas.livejournal.com/10237438.html (дата обращения: 24.06.2023).

Впрыск : уникальная научная установка // Южно-Уральский государственный университет : [официальный сайт]. – URL: https://sites.susu.ru/inject/ (дата обращения: 24.06.2023).

Камалтдинов Вячеслав Гилимянович // Южно-Уральский государственный университет : [официальный сайт] – URL: https://www.susu.ru/ru/employee/kamaltdinov-vyacheslav-gilimyanovich (дата обращения: 24.06.2023).

Камалтдинов Вячеслав Гилимянович // Автотракторный факультет : энциклопедия : к 70-летию факультета / авторы-составители: В.А. Путин и др. ; редколлегия: В.Н. Бондарь и др. ; Южно-Уральский государственный университет. – Челябинск, 2013. – С. 141.

Камалтдинов Вячеслав Гилимянович // «Мы – с Автотракторного факультета…». Люди и техника в современной истории : к 65-летию Автотракторного факультета Южно-Уральского государственного университета / В.А. Путин, Ю.В. Рождественский, А.П. Моисеев. – Челябинск, 2008. – С. 480.

Руднева В. ЮУрГУ запущен в работу уникальный безмоторный топливный стенд // Южно-Уральский государственный университет : [официальный сайт]. – URL: https://www.susu.ru/ru/news/2016/07/07/zapushchen-rabotu-unikalnyy-bezmotornyy-toplivnyy-stend (дата обращения: 24.06.2023).

Шароглазов Б. А. Поршневые тепловые машины / Б.А. Шароглазов, М.Ф. Фарафонтов // Научные школы ЮУрГУ. История развития. – Челябинск, 2008. – С. 61–76.